Виды общения. Уровни общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:55, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды общения……………………………………………………………………..6
Уровни общения……………………………………………………………………9
Трансактный анализ общения……………………………………………………13
Трудности в процессе общения…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат Психология.docx

— 50.99 Кб (Скачать документ)

одновременно  может заниматься определенной работой, состоять членом

спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать  в политической

жизни и еще  выполнять при этом обязанности  матери или отца семейства. В

каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное

положение, соответствующее  той роли, которой, по расчетам других членов

группы, он будет  придерживаться и которая позволяет  им ожидать от него

определенного поведения. Такие ожидания будут  различны в зависимости от того,

идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия или

правительственном чиновнике.

В свое время  видный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых

указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения,

различал макро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся

люди живут, различные  типы коллективов, членами которых  они выступают,

ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также

формирующиеся и реализующиеся в общении  индивидуальные характеристики

взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.8

Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения.

Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля. При

любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях.

Обычно рассматривают  две формы межличностного общения: монологическая, когда

только одному из партнеров отводится роль активного  участника, а другому —

пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве

участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много —

беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих

участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим  и слушающим или же

партнерами по общению. Трудно представить большее  многообразие жизненных

ситуаций, чем  то, которое складывается, когда  двое людей вступают в контакт

друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с

пациентом, и  беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется

своими особыми  проявлениями. Для разговора начальника с подчиненным обычно

соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и

избегание долгих прямых взглядов.

Совсем по-другому  складывается общение влюбленных. Увеличение

пространственной  дистанции между ними говорит  о том, что они в ссоре, чаще

всего они стремятся  прикоснуться друг к другу. Данные психологических

экспериментов свидетельствуют, что никто так  долго, как влюбленные, не

смотрит в глаза  друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви,

стремлением к  близости.

Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не

исчерпывают специфику  подобных ситуаций. К ним добавляются  множество других:

интонации и  пазы в речи, наиболее часто употребляемые  слова и т.д.

В наиболее общем  виде средства общения разделяются  на две большие группы —

вербальные и  невербальные. В первую группу попадает все, что связано с речью,

то есть как и что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и

жесты, позы, взгляды, организация пространства общения  и т.д.

Главную роль в  общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально

все: как обращаются к собеседнику, что говорится  вначале, а что потом,

соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы

отмечали, что  ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди,

зная о своем  неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому,

практически не задумываются, удается ли им успешно  общаться с окружающими

людьми —  друзьями, коллегами, родственниками и  т.д. Между тем часто в жизни

бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое

или вообще не находим  слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения —  умение слушать. Когда

человек внимательно  слушает другого человека, в нем  буквально все — глаза,

поза, выражение  лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает

влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться,

быть максимально  искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут

привести к  обратному результату. Но на процесс  беседы оказывает влияние и

множество других «невербальных мелочей», таких, как  время и место, где она

происходит, ее длительность и т.д.

В социальной психологии существует множество типологий  общения, использующих

самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности их

взаимодействия  и т.д. Оптимальным будет выделение  наиболее часто

встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное

воздействие, диагностическую  беседу и интимно-личностное общение.

Деловое общение  — это ситуация, когда целью  взаимодействия становится

достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего

подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в

близких межличностных  отношениях (между коллегами, двумя  коммерсантами,

начальником и  подчиненным и т.д.), и статус каждого  из партнеров по отношению

к другому четко  определен. В таких ситуациях  важен предмет или повод,

приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может.

Воспитательное  общение — это ситуации, в которых  один из участников

целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представлять себе

желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он

хочет его научить  и т.д. Такие беседы возможны, когда  обучающий обладает

ситуационно или  постоянно авторитетом и знаниями.

Диагностическое общение, цель которого — сформировать определенное

представление о собеседнике или получить у  него какую-либо информацию (таково

общение врача  с пациентом и т.п.). Партнеры находятся  в различных позициях:

один спрашивает, другой — отвечает. Чтобы получить полноценный ответ,

спрашивающий  должен правильно задавать вопросы, учитывая собственный статус и

статус отвечающего, его готовность давать ответы и т.д.

Интимно-личностное общение во многом уникально и  специфично. Оно возможно

только когда  партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных,

одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и

глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает  между близкими людьми

и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общение

характеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего для

него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них

находится в  поле зрения другого и любая реакция  — поза, взгляд, жест могут

быть легко  замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и

негативные стороны. С одной стороны, пристальное  наблюдение за партнером дает

богатую информацию о нем, использование которой  может способствовать более

легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с  другой стороны, при

таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство

или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может

послужить причиной напряженности общения.

Часто выполняет  функции катализатора общения сигарета: закурив, можно скрыть

свое смущение в обществе незнакомых людей —  «светская» беседа течет легче,

когда собеседники  курят. Особый повод для курения  есть у женщин. Их

манипуляции с  сигаретой часто имеют сексуальное  значение, привлекают к ним

внимание мужчин. Характерные женские жесты кокетства  обязательно предполагают

демонстрацию  запястья и полураскрытые, как бы зовущие губы, а лучший способ

показать все  это — держать в руке изящную  сигарету и делать легкие затяжки.9

В ситуации групповой  дискуссии и в публичном выступлении  успешность

взаимодействия  не столь значительно зависит  от того, насколько обе стороны

готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей.

В большой аудитории  всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет

готова выслушать не очень интересную или уде знакомую информацию, когда же

перед тобой  только один человек, приходится как можно точнее учитывать его

взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно поэтому в

ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса,

дружелюбия и  доверия. Специфика диадического общения  определяется формальными

ролями, в которых  находятся собеседники.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Трансактный анализ общения

     Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может преобладать в поведении человека.  С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.

     Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например,  общаясь со своими родителями, он сам занимает  позицию Ребенка.10

     При общении с коллегами обычно стремятся  занять позицию Взрослого, предусматривающую  спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

       С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра».

Информация о работе Виды общения. Уровни общения