Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:55, реферат
Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
Введение…………………………………………………………………………...4
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды общения……………………………………………………………………..6
Уровни общения……………………………………………………………………9
Трансактный анализ общения……………………………………………………13
Трудности в процессе общения…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………
одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом
спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической
жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В
каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное
положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов
группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него
определенного поведения. Такие ожидания будут различны в зависимости от того,
идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия или
правительственном чиновнике.
В свое время видный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых
указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения,
различал макро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся
люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают,
ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также
формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики
взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.8
Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения.
Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля. При
любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях.
Обычно рассматривают две формы межличностного общения: монологическая, когда
только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому —
пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве
участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много —
беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих
участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим и слушающим или же
партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие жизненных
ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт
друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с
пациентом, и беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется
своими особыми проявлениями. Для разговора начальника с подчиненным обычно
соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и
избегание долгих прямых взглядов.
Совсем по-другому складывается общение влюбленных. Увеличение
пространственной дистанции между ними говорит о том, что они в ссоре, чаще
всего они стремятся прикоснуться друг к другу. Данные психологических
экспериментов свидетельствуют, что никто так долго, как влюбленные, не
смотрит в глаза друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви,
стремлением к близости.
Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не
исчерпывают специфику подобных ситуаций. К ним добавляются множество других:
интонации и пазы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т.д.
В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие группы —
вербальные и невербальные. В первую группу попадает все, что связано с речью,
то есть как и что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и
жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д.
Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально
все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом,
соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы
отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди,
зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому,
практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими
людьми — друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни
бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое
или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.
Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда
человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза,
поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает
влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться,
быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут
привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и
множество других «невербальных мелочей», таких, как время и место, где она
происходит, ее длительность и т.д.
В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих
самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности их
взаимодействия и т.д. Оптимальным будет выделение наиболее часто
встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное
воздействие, диагностическую беседу и интимно-личностное общение.
Деловое общение — это ситуация, когда целью взаимодействия становится
достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего
подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в
близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами,
начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению
к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет или повод,
приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может.
Воспитательное общение — это ситуации, в которых один из участников
целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представлять себе
желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он
хочет его научить и т.д. Такие беседы возможны, когда обучающий обладает
ситуационно или
постоянно авторитетом и
Диагностическое общение, цель которого — сформировать определенное
представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию (таково
общение врача с пациентом и т.п.). Партнеры находятся в различных позициях:
один спрашивает, другой — отвечает. Чтобы получить полноценный ответ,
спрашивающий должен правильно задавать вопросы, учитывая собственный статус и
статус отвечающего, его готовность давать ответы и т.д.
Интимно-личностное общение во многом уникально и специфично. Оно возможно
только когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных,
одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и
глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми
и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общение
характеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего для
него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них
находится в поле зрения другого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут
быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и
негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает
богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более
легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при
таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство
или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может
послужить причиной напряженности общения.
Часто выполняет функции катализатора общения сигарета: закурив, можно скрыть
свое смущение в обществе незнакомых людей — «светская» беседа течет легче,
когда собеседники курят. Особый повод для курения есть у женщин. Их
манипуляции с
сигаретой часто имеют
внимание мужчин.
Характерные женские жесты
демонстрацию запястья и полураскрытые, как бы зовущие губы, а лучший способ
показать все это — держать в руке изящную сигарету и делать легкие затяжки.9
В ситуации групповой
дискуссии и в публичном
взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны
готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей.
В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет
готова выслушать не очень интересную или уде знакомую информацию, когда же
перед тобой только один человек, приходится как можно точнее учитывать его
взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно поэтому в
ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса,
дружелюбия и доверия. Специфика диадического общения определяется формальными
ролями, в которых
находятся собеседники.
Трансактный анализ общения
Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.
Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.10
При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра».