Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:35, контрольная работа
Сказанное Джеймсом, конечно, не означает, что нам известно все о внимании; это было не так в 1890 году, это не так и сегодня. Однако, благодаря нескольким тщательно продуманным экспериментам по вниманию стало возможным как-то определиться по основным вопросам; за последние десятилетия появились несколько моделей, представляющих общую перспективу этой проблемы.
Введение. С. 2
Психология памяти. С. 3-4
Определение памяти. С. 4-6
Классификация основных видов памяти. С. 6-12
5. Литература. С. 13
СОДЕРЖАНИЕ.
5. Литература.
С. 13
Когда примерно сто лет назад Вильям Джеймс написал: «каждому известно, что такое внимание», он, тем не менее, дал следующее объяснение:
«Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания – вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими» (James, 1890, рр.403-404).
Сказанное Джеймсом, конечно, не означает, что нам известно все о внимании; это было не так в 1890 году, это не так и сегодня. Однако, благодаря нескольким тщательно продуманным экспериментам по вниманию стало возможным как-то определиться по основным вопросам; за последние десятилетия появились несколько моделей, представляющих общую перспективу этой проблемы.
Многие современные
теории внимания исходят из того, что наблюдателя
всегда окружают мириады признаков. Возможности
нашей нервной системы слишком ограничены,
чтобы ощущать все эти миллионы внешних
стимулов, но даже если бы все они обнаруживались,
мозг не смог бы их обработать, т.к. наша
пропускная способность обработки информации
ограничена. Наши органы чувств, подобно
другим средствам связи, работают вполне
хорошо, если количество обрабатываемой
информации находится в пределах их возможностей;
при перезагрузке происходит сбой.
Психология
памяти.
Что считать памятью? На сегодняшний день существуют два крайних мнения. Первое заключается в том, что память считается способностью мозга воспринимать, сохранять и оживлять следы различных впечатлений и воздействий.
Один физиолог в конце XX столетия дал такую формулировку: память есть всеобщая функция организованной материи. Не обязательно даже живой, а просто организованной материи.
Второе
мнение считает память
Способность
получать, сохранять и воспроизводить
следы – это только
Человеческая память обязательно характеризуется отношением к прошлому. В истории, как человечества, так и каждого человека, обращение к прошлому возникает из отношения к будущему, а никогда не из воспроизведения прошлого как такового.
Поэтому у многих народов сказания о прошлом и само их прошлое, каким они его себе представляют, являются надуманными, т.е. именно такого прошлого у них не было, а сочинили они все это для того, чтобы из такого героического прошлого брать нужные уроки на будущее.
И здесь очень хорошо выступает основная функция памяти – помнить не только то, что было на самом деле, сколько то, что нужно для будущего.
Память вообще возникает из отношения к будущему, из нужды запомнить то, что понадобится в будущем. И только уже на довольно высоком уровне культурного развития возникает память о том, что действительно было, а не просто о том, что полезно на будущее.
Итак, человеческая память обязательно связана с проекцией жизненных событий, впечатлений и переживаний на объективную сетку времени, т.е. она характеризуется специфическим отношением – запоминанием прошлого ради будущего.
Определение
памяти.
Процессом,
обеспечивающим построение
Без процессов
памяти не может быть ни
предметного чувственного, ни отвлеченного
умственного образа
Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек. Изучение памяти животных служит, как и любая другая информация о них, для углубления понимания памяти человека. В связи с этим, в психологии определение памяти приобретает следующую формулировку.
Память
– это процессы организации
и сохранения прошлого опыта,
делающие возможным его
Можно выделить
несколько уровней средств
На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами – это «внешняя» память человека (узелки на память, записная книжка и т.д.).
На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др.
На физиологическом
уровне информация хранится и
преобразуется на основе
На психологическом
уровне происходят
Соответственно
этим уровням рассматриваются
и механизмы, принимающие
Наряду
с механизмами психология
К первой
группе относят качественные
характеристики хранящегося
Вторая группа феноменов образована по признаку длительности хранения опыта.
Это формы
памяти: мгновенная (иконическая, экоическая),
кратковременная и
В третьей
группе представлены этапы
Классификация
основных видов памяти.
По характеру целей деятельности различают: произвольную и непроизвольную. В соответствии с целями деятельности, в которые включено запоминание, оно может быть:
- произвольным,
когда определяется сложной
- непроизвольным,
когда отсутствуют специальная
мнемическая задача и
По продолжительности сохранения материала различают: долговременную, кратковременную и оперативную.
Кратковременная память - запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия.
Долговременная память – длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения.
Оперативная
память – запоминание,
По характеру
психической активности различают: эмоциональную,
образную, словесно-логическую и двигательную.
Эмоциональная память.
Эмоции человека
тесно связаны с его
Поскольку
эмоция – это сигнал, он может
храниться в памяти в той
или близко к той форме,
Эмоциональная
память способствует
Особенность эмоциональной памяти заключается в том, что повторно переживаемые эмоции никогда не воспринимаются как ожившее воспоминание, поэтому эмоции, возникающие у человека всякий раз при столкновении с какой-то типичной ситуацией, могут казаться ему непонятными и даже загадочными.
В связи с этим для произвольного воспроизведения (или его избежания) желательной (нежелательной) эмоции необходимо представить, а еще лучше создать (избежать) типичную для ее возникновения у данного субъекта ситуацию, что люди осознанно, а чаще неосознанно, и делают весьма успешно по нескольку раз на дню.
Первые
проявления эмоциональной
Однако
начальные проявления
Образная память.
Образная память сохраняет пережитый опыт в форме образов. В форме образов в памяти хранятся не только доступные сознанию впечатления, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах восприятия, например при распознавании образов.
В процессе
хранения в памяти
Имеются
индивидуальные различия в
В памяти
могут храниться не только
предметные образы восприятия, но
и беспредметные образы, связанные
с пережитыми ощущениями. Например,
человек может представить
Образная
память начинает проявляться
у детей примерно в то же
время, что и представления,
т.е. в полтора-два года. Если
зрительная и слуховая память
обычно хорошо развиты и
Как и
соответствующие ощущения, эти виды
памяти особенно интенсивно