Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:02, реферат
Термин «психология» образован из двух греческих слов: psyche – душа, психика и logos – знание, изучение, осмысление.
Слово psyche пришло из греческой мифологии. Психеей звали женщину, которая ради любви к богу Эроту прошла тяжелые испытания, и за свою преданность и мужество была дарована бессмертием и принята Зевсом в сонм богов на Олимпе. Так влюбленные Эрот и Психея получили возможность соединиться навеки. Для греков Психея стала образцом истинной любви, символом человеческой души, достигшей высшей реализации.
Введение ………………………………………………………………….2
Виды памяти …………………………………………………………….4
Материальные основы памяти ………………………………………..8
Характеристика процессов памяти и их закономерность …………8
Заключение …………………………………………………………..…..15
Список литературы ……………………………………………………..16
4. Зависимость запоминания от организации процесса заучивания. Продуманная последовательность заучивания и распределения заучиваемого материала во время.
Студенту и школьнику приходится изучать одновременно несколько разных учебных дисциплин. Следует организовать заучивание так, чтобы два сходных предмета не учить один за другим. Труднее дифференцировать и удерживать в памяти сходный материал. Заучивание следует распределять во времени. Продуктивнее – возвратиться к материалу через два – три часа, чем читать подряд два – три раза.
При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует разбить на логические части и заучивать фрагментально, возвращаясь через некоторое время к повторению его в целом.
5. В запоминании следует включать все виды памяти.
В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигательную память. Поэтому запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, читать, повторять про себя.
6. Запоминая сложный материал, следует воспроизводить его вслух. Рассказывать, выразить мысль в полных развернутых предложениях сложнее, чем воспроизвести информацию про себя.
7. При запоминании материала, в котором преобладают механические связи, следует применять мнемотехнические приемы. Эти приемы облегчают удержание материала в памяти.
Сохранение информации[6] – это более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.
Способы организации информации в памяти:
пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);
ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);
иерархические организации (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).
Сохранение имеет две стороны – сохранение и забывание. Сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым.
Исследования хода забывания показало, что наибольший процент забывания приходится на первые 48 часов после восприятия или заучивания материала. Отсюда следует некоторые рекомендации по борьбе с забыванием.
Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Например, полезно вечером прочитать записанную утром лекцию, вспомнить то, что не вошло в конспект. Это предупредит забывание. Прочному сохранении. Способствует также активное включение приобретенных знаний в деятельность.
Память – процесс динамичный. Ранее усвоенные знания взаимодействуют с вновь запоминаемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференцируются, перекодируются.
Воспроизведение (извлечение) – это воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась.
Различают несколько уровней воспроизведения.
1. Узнавание – воспроизведение при опоре на восприятие объекта. Можно наблюдать такие факты. Ученик не помнит урока, но утверждает, что учил. Действительно, достаточно ему посмотреть на выученный материал одну-две минуты, и он может его правильно воспроизвести. Это и есть первый уровень воспроизведения. Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.
2. Собственно воспроизведение – воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие. Его признаком является отсутствие волевых усилий припоминания. Материал как бы сам всплывает в памяти. Однако для воспроизведения больших по объему текстов желательно иметь опору в виде плана.
С позиции кибернетики воспроизведения описывается как вывод материала из долговременной памяти в оперативную. Оперативная память направлена на обслуживание протекающей в данный момент деятельности.
3. Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание требует волевого усилия, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.
Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.
Запоминание может быть измерено количеством посторенний, которое необходимо для воспроизведения того или иного материала.
По соотношению запоминание-забывание память подразделяется следующим образом.
1. Быстрое запоминание – небыстрое забывание. Здесь необходима современная организация повторений материала.
2. Медленное запоминание и медленное забывание. В этом необходимо обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями.
3. Быстрое запоминание и медленное забывание. Это самое удачное сочетание особенностей памяти.
4. Медленное запоминание и быстрое забывание. Это наименее удачное сочетание процессов памяти. Следует постоянно работать над развитием памяти.
Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения, - эти параметры также характеризуют особенности мнемической функции личности. Объем памяти для совершенно нового и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины), равен числу 7±2.
Точность памяти – способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию. Мобилизационная готовность памяти – умение припомнить нужный материал в данный момент. Мобилизационная готов6ность памяти развивается в общении, в воспроизведении запечатленного материала в новом для него контексте. Уверенность в правильности воспроизведения материала связана с уровнем развития наблюдательности.
Уверенность зависит от внушаемости. Внушаемый менее уверен в правильности воспроизведения, чем менее внушаемый. Целенаправленное запоминание с установкой на долгое сохранение также способствует уверенному воспроизведению.
В зависимости от того, какой материал, с какими целями запоминает человек, у него формируется профессиональная память.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
Факторы, влияющие на забывание:
1) возраст человека;
2) характер информации и степень ее использования;
3) интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;
4) подавление (активное, по Фрейду) – торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснения их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации.[7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОЧНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ.
1. Метод группировки (номер телефона, объем закупок по наименованиям и т.л.).
2. Метод ритма и рифмы (1, 2, 3, 4, 5 – вышел зайчик погулять).
3. Метод акронимов (сокращенные названия из первых букв) и акростихов (первые буквы каждого слова соответствуют цвету).
4. Цепной метод (кофе, ветчина, масло, яйца и т.п.) – сюрреалистический рисунок.
5. Метод «мест». Использовали древнегреческие и древнеримские ораторы.
6. Метод парных ассоциаций.
Амнезия – нарушение памяти на события (ретроградная амнезия – забывание информации, предшествующей травме).
Среди личностных особенностей памяти особое место занимают воспоминания. Воспоминания – воспроизведения в памяти событий жизненного пути личности. С возрастом воспоминания во все большей степени становятся составной частью духовной жизни личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
2. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.]. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Аккад. пед. наук . М.: Педагогика, 2003.
3. Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 176.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992.
1
[1] Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С.6.
[2] Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.]. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Аккад. пед. наук . М.: Педагогика, 2003. С.286.
[3] Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 68.
[4] Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 69.
[5] Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 71.
[6] Сутормина Л.И. Основы психологии. – М.: Маркет ДС, 2007. – С. 73-77.
[7] Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. С.353-358.