Виды воображения и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:42, доклад

Описание

Воображением называется такая деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имеющиеся у него ранее, представления, опираясь на образы, сохранившееся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их. Образы, которыми оперирует человек, не ограничивается воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может.

Работа состоит из  1 файл

Виды воображения и их особенности.docx

— 16.82 Кб (Скачать документ)

Виды воображения и  их особенности.

Воображением называется такая деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имеющиеся у него ранее, представления, опираясь на образы, сохранившееся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их. Образы, которыми оперирует человек, не ограничивается воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может.

Воображение связано со всеми сторонами  жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением. Так восприятие произведений живописи становится более  содержательным, эмоциональным, когда  в нём участвует воображение. Связь воображения с мышлением  ярко появляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек  начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, ведь оно воссоздаёт целостный образ, восполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Виды воображения различаются  по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают  непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение.

Произвольное воображение имеет  для человека гораздо большее  значение. Этот вид воображения проявляется  тогда, когда перед человеком  стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или  заданных ему со стороны. В этих случаях  процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения  лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно  выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение имеет  в своей основе создание тех или  иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным  атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и  проектов. Создание образов воссоздающего  воображения может происходить  со слов других людей на основании  письменных и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет  знаковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) имеющимися у него знаниями.

Воссоздающее воображение проявляется  тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно  более полно соответствующее  его описанию. С этим видом воображения  мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует  отметить, что воссоздающее воображение  формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы  в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты  орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с  воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление  по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление  о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения - творческое воображение. Оно выражается в создании нового, оригинального  образа, идеи. В данном случае понятие  «новый» может иметь двоякое  значение; как объективно новое и  как субъективно новое. Объективно новые образы - это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое - это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Отличительной особенностью творческого  воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в  действительности, что формируется  нечто новое. Создание образа стимулируется  не только потребностями человека, но и интересами всего общества, уровнем его развития. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Продукт творческого воображения  не всегда может быть материализован, т.е. воплощен в виде вещи, но образ  может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать  его на практике невозможно.

Нужно отметить относительность различий между воссоздающим и творческим воображением. При воссоздающем воображении, так же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения, строго говоря, не бывает. У каждого  человека - свой Евгений Онегин и  Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка  Людоедка. Недаром, посещая спектакли  и кинофильмы, люди выходят после  окончание неудовлетворенными, утверждая, что актеры играли «непохоже». Но вероятность достичь сходства с образом, созданным каждым индивидуальным воображением, очень мала

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения  включается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта  имеет яд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает  образ желаемого, тогда как в  образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение  то, что влечет к себе человека, к  чему он стремится. Во-вторых, мечта - это  процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно  объективного продукта в виде художественного  произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую  деятельность, т. е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько  подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы  в отношении будущего и в своей  мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Однако воображение может существовать и в другой - пассивной форме, которая  характеризуется непроизвольной игрой  воображения. Примером такого непроизвольного  воображения, как мы  уже говорили, является сон.

Если произвольное или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано  с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может  быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение  создаст образы, не связанные с  волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями  личности. Легко предугадать, о чем  будет грезить человек, с волнением  ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить  о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются  в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Наилучшим  примером такой бездеятельной пустой мечтательности может служить созданный  Н.В.Гоголем образ Манилова. Людей  с таким воображением называют «пустыми мечтателями», «фантазерами». Нередко  это люди с бедным личным опытом, не развитой критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жизненной  практикой. Ничем не сдерживаемая их фантазия может создавать самые  причудливые, невероятные и, главное, неосуществимые образы.

Непреднамеренное пассивное воображение  наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном  состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых  психических расстройствах.

Таким образом, при классификации  видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень  проявления волевых усилий и степень  активности, или осознанности.


Информация о работе Виды воображения и их особенности