Влияние межличностных отношений на эффективность профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:17, контрольная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена формированием гармоничных отношений в малой группе, влияющих на эффективность совместной деятельности сотрудников.
В социальной психологии, как в зарубежной, так и в отечественной существуют направления, посвященные изучению межличностных отношений сотрудников в малой группе с целью определения основ гармоничных отношений, влияющих на эффективность ее совместной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Влияние межличностных отношений на эффективность профессиональной деятельности.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

     После этого следует начать непосредственно  опрос. Ему подвергаются все члены  группы. Респонденты должны записать в опросный лист фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопить, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

     Возможны  три основных способа выбора:

     а) число выборов ограничивается 3-5;

     б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует  всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

………..

     Оценка  эффективности деятельности

     Инструкция  по проведению тестирования. Отвечая  на ниже  приведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или  «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да» (см. Приложение 2).

     Отвечать  на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ  подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный. 
 
 

Ключ  к опроснику.

……..

     Переведем показатели баллов в шкалу Z, так как результаты значительно отличаются друг от друга.

     В результате мы получим:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Методика 1 0,92 0,92 0,67 0,67 0,75 0,75 0,83 0,75 0,67 0,5 0,83 0,75 0,58
Шкала Z 6 6 3 3 4 4 5 4 3 1 5 4 2
Методика 2 5 6 7 8 5 6 6 6 3 5 6 7 2
Шкала Z 3 4 5 6 3 4 4 4 2 3 4 5 1
 

     В результате применения социометрической методики у испытуемых мы получили следующие частные показатели: х1 =6, х2 = 6, х3 =3, х4 = 3, х5 = 4, х6 = 4, х7 = 5, х8 = 4, х9 = 3, х10 = 1, х11 =5, х12 = 4, х13 = 1

     Следовательно, п = 13, а индекс k меняет свои значения от 1 до 6. Для данной выборки среднее значение, вычисленное по этой формуле, будет равно:

      х1 = 1/13 ∑ хk = 49 / 13 = 3,8

     В психодиагностике и в экспериментальных  психолого-педагогических исследованиях  среднее количество не вычисляется  с точностью, превышающей один знак после запятой.

     Таким образом, мы вычислили среднее значение показателей исследования сплоченности коллектива. Теперь вычислим среднее значение для показателя эффективности деятельности: х1 = 3, х2 = 4, х3 = 5, х4 = 6, х5 = 3, х6 = 4, х7 = 4, х8 = 4, х9 = 2, х10 = 3, х11 = 4, х12 = 5, х13 = 1

     Вычисляем среднее количество для этих показателей:

      х2 = 1/13 ∑ хk = 48 / 13 = 3,7

     Таким образом, мы вычислили средние показатели по двум выборкам.

     Теперь  вычислим дисперсию для полученных данных.

  Дисперсия как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем больше дисперсия, тем больше отклонения.

      Мы видим, что все данные разные и отличаются не только друг от друга, но и от средней величины. Меру их общего отличия от средней величины и характеризует дисперсия. Ее определяют для того, чтобы можно было отличать друг от друга величины, имеющие одинаковую среднюю, но разный разброс. Выразим степень этого отличия при помощи дисперсии, которая определяется по следующей формуле:

S2 = 1/ n ∑ (хk – x)2

где S выборочная дисперсия, или просто дисперсия;

k – x) - выражение, означающее, что для всех х, от первого до последнего в данной выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать;

n количество испытуемых в выборке или первичных значений, по которым вычисляется дисперсия.

……..

      Вывод:

     Сплоченная  группа способна легче справляться  с трудностями, дружно работать, создавать  наиболее благоприятные возможности  для развития личности каждого, сохраняться как целое в различных, в том числе неблагоприятных, условиях.

     В результате проведенного исследования нами было доказано, что группа №1 является менее сплоченным коллективом, что  отражается на низкой эффективности  совместной деятельности и наоборот группа №2 является сплоченным коллективом, что отражается в высокой эффективности деятельности коллектива. 

Заключение 

     В работе был проведен обзор литературных источников по проблеме исследования, который был представлен в  виде подтверждения текстуального повествования рассматриваемой темы дипломного исследования, с рассмотрением зарубежной и отечественной литературы по данной проблеме.

     Межличностные отношения в малой группе –  это объективно переживаемые, в разной степени, сознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

     Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, которые  появляются в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов.

     В дипломном проекте рассматривались  характеристики профессиональной деятельности /совместной деятельности/ – это организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, информацией; наличие единой цели – предвосхищаемого результата совместной деятельности.

     Согласно  современным представлениям, социально-психологический феномен межличностных отношений оказывает существенное влияние на индивидуальную и особенно совместную деятельность, их состояние и степень развития определяются психологическими, социальными и профессиональными факторами; и, наконец, профессиональная пригодность субъекта труда обусловливается теми индивидуально-психологическими особенностями его личности, которые формируют и отражаются в характеристиках межличностных отношений.

     Профессиональная  деятельность человека все в большей  степени приобретает совместный характер. Основными чертами совместной деятельности является наличие помимо индивидуальных, также общих целей и мотивов труда, разделение задач и содержания трудового процесса на функционально связанные, взаимозависимые компоненты единой деятельности (совмещение индивидуальных деятельностей), строгое согласование, координация индивидуальных деятельностей и необходимость управления совместной деятельностью, наличие единого пространственно-временного функционирования участников этой деятельности и т.д.

     Взаимоотношения в малой группе формируют ее целостность, преобразуют сознание в группе в  оценку реального взаимодействия сотрудников, отражающая успешность этого взаимодействия с точки зрения реализации групповых  потребностей и обладают достаточной мотивирующей силой, чтобы вовлечь индивидов в совместную деятельность.

     Межличностное взаимодействие в малой группе  сопровождается  не только   материальным   обменом,   но   и   обменом   социально-психологическими отношениями, что порождает особые межличностные отношения. Эти отношения направлены на сохранение целостности и развитие социальных систем, на эффективность деятельности сотрудников. Следовательно, они должны определяться как качествами субъектов взаимодействия, так и требованиями соответствующих социальных систем.

     Межличностное взаимодействие в социальной группе должны проходить в своем развитии ряд этапов, на которых процессы интеграции (объединение в одно целое) и дифференциации (расчленение и  различение отдельного при рассмотрении) в малой группе в социальной системе играют определяющую роль. Эти процессы служат познанию малой группе своего места в социальной системе, поддержанию мотивации взаимодействия сотрудников и его регулированию.

 

Список  литературы  

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., «Наука», 1994. – 324 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, «Аспект Пресс», 2000.–376 с.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности. Изд-во МГУ, 1990.- 367с.
  4. Борисов В.Н. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Учебно-методическое  пособие. Домодедово: «РИПК МВД России», 1995. – 87 с.
  5. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. Т.4. М., Наука, 1965. – 17-26 с. 
  6. Горбунова М.Ю. Социальная психология. Учебное пособие. Саратов, 2004. – 356 с.
  7. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.
  8. Журавлев А.Л. Социальная психология. Учебное пособие. Изд. «ПЕР СЭ», 2002. – 351 с.
  9. Коллектив и личность. Под ред. К.К. Платонова. М.: Наука, 1975.-263 с.
  10. Крылов А.А. Психология. Учебник. М., ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.
  11. Крысько В.Г. Социальная психология. Учебник для вузов. Изд-во «»ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. – 448 с.
  12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1999. – 349 с.
  13. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. // Метологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. – 151-164 с.
  14. Межличностное восприятие в группе. //Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. – 113-114 с.
  15. Немов Р.С. Психология. 1 кн.: «Общие основы психологии». М., «ВЛАДОС», 2003. – 688 с.
  16. Обозов Н.Н. «Межличностные отношения». Изд-во Ленинградского университета, 1979. – 152 с.
  17. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов //Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 121-174 с.
  18. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984. с - 256
  19. Петровский Л. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. - 58
  20. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода. //Вопросы психологии. 1981. №1 – 61 с.
  21. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология». Изд-во «Речь,      С.-П., 2000.- 198 с.
  22. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. // Под ред. В.А. Бодрова. М.: ПЭР СЭ, 2003. - 768 с.
  23. Прикладная социальная психология. //Под ред. А.Н. Сухова и А. А. Деркача. М.; Воронеж, 1998. – 688 с.
  24. Психологическая теория коллектива. //Под ред. Л, В. Петровского. М., 1979. – 239 с.
  25. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, «БАХРАХ-М», 2000. – 672 с.
  26. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание. Мин. образования РФ, Магнитогорск, 2000 г. - 36
  27. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции. М., ГИЦ «ВЛАДОС», 2003. – 158 с.
  28. Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений. Модифицированный тест интерперсональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство. М., ВНИИИМТ,  1990 – 49 с.
  29. Собчик Л.Н. Социально-психологическое изучение бригадной формы труда. М., «Наука», 1987. – 158
  30. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. Ответ. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – 142 с.
  31. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие под ред. М.И. Марьина. М.: ЦОКП МВД России, 2001. - 81
  32. Софья Нартова-Бочавер. Психология личности и межличностных отношений. Изд-во «Эксмо-Пресс», М., 2001. – 417 с.
  33. Уманский Л.И. Групповой сенсомоторный интегратор. // Вопросы психологии. 1969. № 1.
  34. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2005 г. - 490 с.
  35. Харшиладзе М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности. Вопросы психологии, 1990. №5.
  36. Шапарь В.Б.  Словарь практического психолога. М., ООО «Изд-во АСТ»; Харьков «Торсинг», 2004. – 734 с.
  37. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. М., «ВЛАДОС», 1995. - 544 с.
  38. Шутц В. «Социальная психология. М., 2002 - 246.

Информация о работе Влияние межличностных отношений на эффективность профессиональной деятельности