Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:17, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена формированием гармоничных отношений в малой группе, влияющих на эффективность совместной деятельности сотрудников.
В социальной психологии, как в зарубежной, так и в отечественной существуют направления, посвященные изучению межличностных отношений сотрудников в малой группе с целью определения основ гармоничных отношений, влияющих на эффективность ее совместной деятельности.
После этого следует начать непосредственно опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать в опросный лист фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопить, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
а) число выборов ограничивается 3-5;
б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
………..
Оценка эффективности деятельности
Инструкция по проведению тестирования. Отвечая на ниже приведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да» (см. Приложение 2).
Отвечать
на вопросы следует в достаточно
быстром темпе, не обдумывая ответ
подолгу. Ответ, который первым приходит
в голову, как правило, наиболее точный.
Ключ к опроснику.
……..
Переведем показатели баллов в шкалу Z, так как результаты значительно отличаются друг от друга.
В результате мы получим:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Методика 1 | 0,92 | 0,92 | 0,67 | 0,67 | 0,75 | 0,75 | 0,83 | 0,75 | 0,67 | 0,5 | 0,83 | 0,75 | 0,58 |
Шкала Z | 6 | 6 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 1 | 5 | 4 | 2 |
Методика 2 | 5 | 6 | 7 | 8 | 5 | 6 | 6 | 6 | 3 | 5 | 6 | 7 | 2 |
Шкала Z | 3 | 4 | 5 | 6 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 |
В результате применения социометрической методики у испытуемых мы получили следующие частные показатели: х1 =6, х2 = 6, х3 =3, х4 = 3, х5 = 4, х6 = 4, х7 = 5, х8 = 4, х9 = 3, х10 = 1, х11 =5, х12 = 4, х13 = 1
Следовательно, п = 13, а индекс k меняет свои значения от 1 до 6. Для данной выборки среднее значение, вычисленное по этой формуле, будет равно:
х1 = 1/13 ∑ хk = 49 / 13 = 3,8
В психодиагностике и в экспериментальных психолого-педагогических исследованиях среднее количество не вычисляется с точностью, превышающей один знак после запятой.
Таким образом, мы вычислили среднее значение показателей исследования сплоченности коллектива. Теперь вычислим среднее значение для показателя эффективности деятельности: х1 = 3, х2 = 4, х3 = 5, х4 = 6, х5 = 3, х6 = 4, х7 = 4, х8 = 4, х9 = 2, х10 = 3, х11 = 4, х12 = 5, х13 = 1
Вычисляем среднее количество для этих показателей:
х2 = 1/13 ∑ хk = 48 / 13 = 3,7
Таким образом, мы вычислили средние показатели по двум выборкам.
Теперь вычислим дисперсию для полученных данных.
Дисперсия как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем больше дисперсия, тем больше отклонения.
Мы видим, что все данные разные и отличаются не только друг от друга, но и от средней величины. Меру их общего отличия от средней величины и характеризует дисперсия. Ее определяют для того, чтобы можно было отличать друг от друга величины, имеющие одинаковую среднюю, но разный разброс. Выразим степень этого отличия при помощи дисперсии, которая определяется по следующей формуле:
S2 = 1/ n ∑ (хk – x)2
где S — выборочная дисперсия, или просто дисперсия;
(хk – x) - выражение, означающее, что для всех х, от первого до последнего в данной выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать;
n — количество испытуемых в выборке или первичных значений, по которым вычисляется дисперсия.
……..
Вывод:
Сплоченная группа способна легче справляться с трудностями, дружно работать, создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого, сохраняться как целое в различных, в том числе неблагоприятных, условиях.
В
результате проведенного исследования
нами было доказано, что группа №1 является
менее сплоченным коллективом, что
отражается на низкой эффективности
совместной деятельности и наоборот группа
№2 является сплоченным коллективом, что
отражается в высокой эффективности деятельности
коллектива.
В работе был проведен обзор литературных источников по проблеме исследования, который был представлен в виде подтверждения текстуального повествования рассматриваемой темы дипломного исследования, с рассмотрением зарубежной и отечественной литературы по данной проблеме.
Межличностные отношения в малой группе – это объективно переживаемые, в разной степени, сознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов.
В
дипломном проекте
Согласно современным представлениям, социально-психологический феномен межличностных отношений оказывает существенное влияние на индивидуальную и особенно совместную деятельность, их состояние и степень развития определяются психологическими, социальными и профессиональными факторами; и, наконец, профессиональная пригодность субъекта труда обусловливается теми индивидуально-психологическими особенностями его личности, которые формируют и отражаются в характеристиках межличностных отношений.
Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер. Основными чертами совместной деятельности является наличие помимо индивидуальных, также общих целей и мотивов труда, разделение задач и содержания трудового процесса на функционально связанные, взаимозависимые компоненты единой деятельности (совмещение индивидуальных деятельностей), строгое согласование, координация индивидуальных деятельностей и необходимость управления совместной деятельностью, наличие единого пространственно-временного функционирования участников этой деятельности и т.д.
Взаимоотношения в малой группе формируют ее целостность, преобразуют сознание в группе в оценку реального взаимодействия сотрудников, отражающая успешность этого взаимодействия с точки зрения реализации групповых потребностей и обладают достаточной мотивирующей силой, чтобы вовлечь индивидов в совместную деятельность.
Межличностное взаимодействие в малой группе сопровождается не только материальным обменом, но и обменом социально-психологическими отношениями, что порождает особые межличностные отношения. Эти отношения направлены на сохранение целостности и развитие социальных систем, на эффективность деятельности сотрудников. Следовательно, они должны определяться как качествами субъектов взаимодействия, так и требованиями соответствующих социальных систем.
Межличностное взаимодействие в социальной группе должны проходить в своем развитии ряд этапов, на которых процессы интеграции (объединение в одно целое) и дифференциации (расчленение и различение отдельного при рассмотрении) в малой группе в социальной системе играют определяющую роль. Эти процессы служат познанию малой группе своего места в социальной системе, поддержанию мотивации взаимодействия сотрудников и его регулированию.
Информация о работе Влияние межличностных отношений на эффективность профессиональной деятельности