Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – изучить предпосылки, причины и последствия распада семьи и влияние ситуации развода родителей на формирование личности ребёнка.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 3
ГЛАВА 1 СЕМЬЯ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Понятие и функции семьи и формы семейной дезорганизации 5
1.2 Основные характеристики развода: причины, периоды, фазы 7
1.3 Социально-психологические проблемы неполных семей 10
Выводы по главе 11
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВОДА НА РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЁНКА 14
2.1 Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта развития ребёнка 14
2.2 Дети и развод: грани соприкосновения 17
Выводы по главе 19

Работа состоит из  1 файл

Мария Кононович, гр.872.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

     Кафедра социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВОДА  РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА 
 
 

     КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

       
 
 
 

Студентка группы №872      ________________

     подпись

(Кононович М.С.)      
 
Руководитель:

старший преподаватель

 
     ________________

     подпись

 
(Благенкова  Н.П.)
 
 
 
 
 
 
 
 

     Минск

     2010 

     О Г Л А В Л Е Н И Е 
 
 
 

 

В В Е Д Е Н И Е 

     Актуальность темы исследования. Семья является одним из социальных устоев общества и одновременно одной из важнейших его ценностей. В становлении и жизнедеятельности семьи, формировании нравственных устоев общества роль матери имеет определяющее значение. Поэтому проблемы материнства и детства находятся в центре внимания общественности и государства.

     В Республике Беларусь планомерно предпринимаются  меры для улучшения положения  белорусских семей, женщин-матерей, укрепления их социальной защиты. Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республики Беларусь является одной из самых эффективных среди стран СНГ [11].

     Несмотря  на предпринимаемые меры, одной из актуальных проблем для современного общества является развод, возникающей в результате дисгармоничного существования семьи. На сегодняшний день в Республике Беларусь распадается 75% браков в течение пяти лет совместной жизни. Развод – есть закрепившееся в социокультуре явление и его полное искоренение невозможно. Определённая часть браков, главным образом нежизнеспособных, однозначно, будет расторгаться и в будущем; проблема – в сохранении жизнеспособных [7, с.22].

     Проблемой семьи занимаются ….

     Цель данного исследования – изучить предпосылки, причины и последствия распада семьи и влияние ситуации развода родителей на формирование личности ребёнка.

     Таким образом, объектом изучения в данной работе являются проблемы разводов.

     В качестве предмета выступает влияние ситуации развода родителей на развитие личности ребёнка.

     В соответствии с целью, задачами курсового проекта являются:

    1. Ознакомится с понятиями «семья», «проблемные семьи», «неполные семьи», а также с причинами формирования неполных семей и с проблемами, возникшими в неполных семьях;
    2. Изучить основные уровни супружеских отношений, которые могут повлечь за собой возникновение конфликтов; исследовать предпосылки, причины распада семей, а также периоды и фазы развода;
    3. Ознакомиться с определением «дезорганизация семьи», с её формами;
    4. Определить, что собой представляют детско-родительские отношения, параметры и эмоциональная сторона (материнская и отцовская любовь) детско-родительских отношений;
    5. Исследовать роль ребенка в семье, влияние развода на личность ребёнка;
    6. Определить воздействие развода на детей различных возрастов, а также отношение разведённых родителей к детям разного пола;
    7. Изучить типы поведения родителей после развода, типы отношения матери к проблеме распада семьи.

         Методы  исследования. В соответствии с целью и задачами работы применялись теоретические методы исследования. Основной теоретический метод исследования - анализ и интерпретация психологических, философских и социологических текстов по изучаемой проблеме.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Полный объем работы составляет 65 страниц. Объём, занимаемый списком использованных источников, составляет 3 страницы, всего ?? источников. 

 

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

      1.1 Понятие и функции семьи и формы семейной дезорганизации

     Семья – малая социальная группа, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и  ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трёх видов: кровное родство (братья, сёстры), порождение (родители-дети), брачные отношения (муж-жена, супруги).

     Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция – функция удовлетворения потребности человека в счастье. Семья – существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон её мироощущения. Неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими сенситивность человека к различного рода вредностям и, следовательно, восприимчивость к заболеваниям [2, с.9-10].

     Общество  и государство заинтересованы в  благополучии семьи, они выполняют  совместную деятельность, взаимосвязаны  и оказывают взаимное влияние  друг на друга.

     Но  семья имеет и свою автономную сущность, которая в положительном смысле транслирует традиции, обычаи фундаментальных ценностей человечества от поколения к поколению. В ней заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводство рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит росту напряжённости [4, с.14].

     Наряду  с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребёнка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надёжным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни. Семья выступает в качестве социального института в повседневной инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных. Обеспечивает условия для социализации детей, молодёжи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность делить с другими трудности и радости жизни.

     Сегодня преобладающий тип семьи – это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (61% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей – это молодые семьи, ещё не имеющие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно; с одним ребёнком; с двумя детьми. Ещё 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Значительную долю составляют неполные семьи – 13%, в подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведённых женщин и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже – два ребёнка [9, с.358-359].

     Многочисленные  социологические следования свидетельствуют  о том, что основой дезорганизации семейных отношений в подавляющем большинстве случаев является конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путём расторжения брака.

     Выделяют  несколько уровней  супружеских взаимоотношений, на которых могут  происходить конфликты:

    • психофизиологический уровень: дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни. Это явление встречается довольно часто, однако как основную причину развода её называют многие;
    • психологические уровень: в семье создаётся нездоровый климат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности;
    • социально-ролевой уровень: неправильное распределение семейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада;
    • социокультурный (духовный) уровень: конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, неудовлетворённости общения, неприятия жизненных ценностей [3, с.151-152].

     Возникновение супружеских конфликтов влечёт за собой  нарушение семейного климата, что  приводит к дезорганизации семьи.

     Дезорганизация  семьи – невыполнение семьёй её функций, нарушение её структуры. Известный американский учёный У.Дж. Гуд определил семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

     Главные формы семейной дезорганизации по У.Дж. Гуд:

    • неполная семейная группа, незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные мать-отец никогда не выполняли своих функций;
    • распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов: аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид длительное время находится вне дома, ссылаясь на работу;
    • семья как« пустая оболочка», когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;
    • семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катастрофы, войны и т.д.);
    • внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоциональной или физической патологии [4, с.28].

      1.2 Основные характеристики развода: причины, периоды, фазы

     Развод  представляет собой ненормативный  кризис семьи, главным содержанием  которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод – это результат кризисного развития отношений супружеской пары. Осуществлённому разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного белорусского общества.

     Э. Тийт (1980) выделил три группы факторов риска развода. Первая – личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.). Вторая группа факторов риска определяется историей создания семьи – условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью супружеской пары. Третья группа факторов риска отражает неблагоприятные условия функционирования семьи. Это неблагоприятные жилищные и материально-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиантное поведение супругов (алкоголизм, наркомания), высокая конфликтность, сексуальная дисгармония.

     Развод  включает два периода – собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы – неполной семьи. В собственно разводе можно выделить три фазы:

    • обдумывание и принятие решения о разводе;
    • планирование ликвидации семейной системы;
    • сепарация.

     Стадия, предшествующая разводу, начинается с  фазы обдумывания и принятия решения о прекращении брачно-семейных отношений как оптимальном в сложившихся условиях варианте разрешения семейного кризиса. На её протяжении происходит нарастание деструктивности и дисгармоничности семьи. Конфронтация партнёров и ссоры становятся хроническими. Превалирует тревожность, дурное настроение, чувство разочарования, неудовлетворённости, отчуждения и охлаждения, неверия и недоверия.

     Фаза  планирования ликвидации семейной системы  начинается с момента окончательного принятия решения о разводе одним или обоими супругами. Ликвидация семейной системы связана с необходимостью изменения ролевой структуры семьи, перераспределением её функций и построением нового образа жизни. Возможен конструктивный диалог между супругами или эмоциональные отношения супругов окрашены чувством обиды, гнева, враждебности, то переговоры заходят в тупик и принимают деструктивный характер. Каждый стремится причинить боль другому, идея «наказания» виновной стороны доминирует, дети становятся разменной монетой в выторговывании прав и привилегий и вовлекаются в борьбу как средство давления и шантажа противной стороны по принципу цель оправдывает средства.

Информация о работе Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка