Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:07, курсовая работа
Основная цель данной работы: изучение влияния уровня тревожности на профессиональную деятельность.
Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи:
- проанализирована литература по данному вопросу;
- подобран адекватный психологический инструментарий для исследования уровня тревожности;
- отражение полученных результатов в таблице;
- сделаны соответствующие выводы по полученным результатам.
Введение
Часть І. Основные теоретические подходы к изучению
нервно-психических напряжений
1.1 История изучения нервно-психических состояний человека
1.2 Современные представления о психических состояниях человека
Часть II. Тревожность как состояние нервно-психической напряженности
2.1 Понятие «тревожность» и причины ее возникновения
2.2 Субъективные факторы, влияющие на возникновение и
проявление тревожности
2.3 Влияние тревоги на эффективность деятельности
Часть IІІ. Эмпирические исследования уровня тревожности
3.1 Организация исследования
3.2 Результаты исследования
Заключение
Литература
Приложение
Таким образом, в структуру психического состояния входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности) в целом, отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния. Одним из видов психической напряженности является состояние тревожности.
Часть II. Тревожность как состояние нервно-психической напряженности
2.1 Понятие «тревожность» и причины ее возникновения
Тревога – это состояние беспокойства, возникающее у человека в ситуации, которая представляет для него определенную психическую или психологическую угрозу. Это состояние еще часто называют тревожностью.
По общепринятому определению тревожность определяют как чувство неконкретной, неопределенной угрозы, сопровождающееся ожиданием неблагополучных перемен [4,234].
Термин «тревожность» нередко используют и для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих независимо от конкретной ситуации. Многогранность и семантическая неопределенность понятий тревоги и тревожности в психологических исследованиях является следствием использования их в разных значениях.
Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Любая нестабильность, нарушение привычного хода событий может привести к развитию тревожности.
В отличие от страха, который
порождается конкретными причин
В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность).
Ситуативная тревожность определяется Спилбергером как «эмоциональная реакция» которая характеризуется мрачными предчувствиями, субъективными ощущениями напряженности, нервозности, беспокойства и сопровождается активизацией вегетативной нервной системы.
Аналогично Ю. Л. Ханин понимает тревогу как эмоциональное состояние или реакцию, для которой характерны следующие признаки:
Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия. Как правило, в норме у тревожности есть повод, то есть человек знает, почему он беспокоится: из-за предстоящего экзамена, из-за неприятностей на работе. В таких условиях тревожность может играть положительную роль, так как способствует концентрации энергии на достижение желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей. То есть ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходит оптимального уровня. Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуационной тревожности снижает эффективность деятельности и не позволяет добиться наилучших результатов. Однако и повышенная ситуативная тревожность, при которой возбуждение и беспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные самооценке самоуважению.
Величина личностной
тревожности позволяет
В дополнение к этому Ю.Л. Ханин, ссылаясь на работы Мартенса, подразделяет личностную тревожность на общую и специфическую.
В первом случае личностная тревожность имеет характер, не связанный с особенностями ситуации. Это означает, что высотревожные субъекты в большинстве ситуаций будут испытывать высокий уровень ситуативной тревожности.
Во втором случае тревога возникает лишь в определенных ситуациях и связана с особенностями восприятия специфических стрессоров. Поэтому индивиды с высоким уровнем личностной тревожности испытывают состояние тревоги в одних ситуациях и могут чувствовать себя достаточно спокойно в других ситуациях [28,165].
Определенный уровень
Если вдруг человек или
Анализ литературных источников, позволяет выделить внешние объективные факторы, способствующие повышению уровня тревожности, связанные с трудовой деятельностью, и внутренние, субъективные – те индивидуальные особенности личности профессионала, которые влияют на процесс роста уровня тревожности.
К объективным факторам возникновения тревожности относят.
Таким образом, ситуативная
или реактивная тревожность как
состояние характеризуется
2.2 Субъективные факторы, влияющие на возникновение и проявление тревожности
Что вызывает появление
оценочной тревожности как
В более поздних работах
Спилбергер и его коллеги дополнили
понимание оценочной
Конкретизация глобального
термина «тревожность»
Испытывающие повышенную
тревожность стараются
О.Г. Мельниченко (1979) показала,
что для таких людей характерны
эмоциональная
По данным Р.Л. Астахова (2000) [5,24], тревожность связана с показателями шизотимии, покорности, озабоченности, страха.
Все эти личностные особенности имеют природную основу, которой служат типологические особенности проявления свойств нервной системы. В.Д. Небылицын предположил, что люди со слабой нервной системой более склонны к тревожности, чем обладающие сильной нервной системой. Это было подтверждено рядом исследований. Выявлено, что люди с высокой степенью тревожности чаще имеют слабую нервную систему, следовательно и высокую активацию в покое, которая обусловлена прежде всего возбуждающим влиянием на кору головного мозга. Ю.А. Катыгину и его соавторами было установлено, что людям с повышенной тревожностью чаще присущи инертность нервных процессов и преобладание торможения.
Таким образом, для лиц с низким нейротизмом, более, чем людям с высоким нейротизмом, характерны сильная нервная система, подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения по «внешнему» балансу [11, 14]. По результатам Е.П. Ильина, у лиц, обладающих высоким уровнем тревожности, сильнее выражен мотив достижения.
Учеными были предприняты попытки выявить роль наследуемости тревожности как черты личности. Р. Кэттелл и И. Шейер показали, что влияние среды проявляется гораздо сильнее, и что один лишь фактор Н, входящий в состав тревожности, существенно зависит от наследственности. Однако имеются и другие данные, свидетельствующие о влиянии генетического фактора в проявлении тревожности. Наибольший нейротизм и тревожность показали мужчины и женщины-левши, что объясняется условиями жизни испытуемых в мире праворуких.
На поведенческом уровне проявления повышенной тревожности еще более разнообразны и непредвиденны. Они могут колебаться от полной апатии и безынициативности к демонстративной агрессии. Часто это происходит при заниженной самооценке. Заниженная самооценка в большинстве случаев присуща людям с личностной тревожностью, застревающим и педантичными типами акцентуации характера. В результате возникает пониженный фон настроения, закрепляется комплекс неполноценности [8,24]. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность, искаженное восприятие окружающих.
Информация о работе Влияние тревожности на професиональную деятельность