Влияние виртуального общения на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание

Мы живем в эру компьютерных технологий, многие из нас не представляют своей жизни без присутствия в ней глобальных сетей, таких как интернет. Он является своеобразным плодом техногенной эры человечества, системой поиска и передачи информации. Здесь люди общаются, обмениваются информацией, делятся опытом и просто взаимодействуют.
Но поскольку в

Содержание

Введение
Понятие и признаки виртуальной реальности
Понятие виртуальной психологии
Средства виртуального общения
4.1E - mail
4.2Конференция
4.3 ICQ
5.Проблемы, связанные с виртуальным общением
5.1 Причины возникновения Интернет – зависимости
6. Опасности виртуального пространства
7. Заключение
8. Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Винникова.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

     Оглавление 

     
  1. Введение
  2. Понятие и признаки виртуальной реальности
  3. Понятие виртуальной психологии
  4. Средства виртуального общения

     4.1E - mail

     4.2Конференция

     4.3 ICQ

     5.Проблемы, связанные с виртуальным общением

     5.1 Причины возникновения Интернет  – зависимости

     6. Опасности виртуального пространства

     7. Заключение

     8. Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Мы  живем в эру компьютерных технологий, многие из нас не представляют своей  жизни без присутствия в ней  глобальных сетей, таких как интернет. Он является своеобразным плодом техногенной эры человечества, системой поиска и передачи информации. Здесь люди общаются, обмениваются информацией, делятся опытом и просто взаимодействуют.

     Но  поскольку виртуальный мир в  значительной степени отличается от реального, в нем принято выделять собственную пространственную структуру, собственную психологию.

     Интернет  позволяет каждому человеку рассказывать о своих переживаниях, впечатлениях, предоставляет доступ к личной информации других людей. Но здесь возникает  вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией с всемирной паутиной, а не с близкими людьми. На мой взгляд это одна из самых актуальных проблем виртуальной психологии.

       Но также существует обратная  сторона проблемы, которую мне  также хотелось бы выделить. В настоящее время существует большое количество вредителей, которые способны использовать свои знания во вред остальному населению. Я говорю о хакерах, и эту проблему я освещу подробнее чуть позже.

     Виртуальная психология – это довольно обширная система знаний включающая в себя самые разные аспекты, которые я постараюсь в достаточной мере осветить в своей работе.  
 
 

     Виртуальная реальность

     Говоря  о психологии общения в виртуальном  пространстве, в первую очередь, на мой взгляд необходимо осветить понятие виртуальной реальности. 
Она обладает следующими специфическими свойствами: порожденность, актуальность, автономность и интерактивность. Здесь бы хотелось остановиться поподробнее на каждом из этих свойств.

     1.Виртуальная  реальность является искусственной, сотворенной, порожденной психикой человека.

     2. Виртуальная реальность является  актуальной, только до тех пор,  пока активна порождающая ее  реальность.

     3. Виртуальная реальность, также как  и реальная существует в определенное  время, имеет свое собственное пространство и законы. Для любого, кто находится в виртуальной реальности, нет внеположного прошлого и будущего.

     4. Виртуальная реальность может  существовать с различными реальностями, независимо от них. Идея виртуальной  реальности произошла из новой парадигмы мышления, которая говорит о том, что мир по своему устройству очень сложный, в отличие от ньютоновской идеи простоты, на которой базируется современная европейская культура.

Впервые термин виртуальная реальность появился после  публикации Вильямом Гибсоном в 1984 году романа «Neuromancer», где говорилось о том, что киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды обычных операторов по всей планете. Вскоре после этого понятие виртуальной реальности стали понимать как пространство, созданное всемирной телекоммуникационной сетью.

 Следует отметить  три основных типа событий  в виртуальной реальности:

  1. Косуетал - это обычный ряд событий, которые мы переживаем самым привычным образом. Например, сны, которые мы видим только со своей точки зрения и переживаем все происходящие события только внутри своего сознания,
  2. Гратуал – это привлекательные события.
  3. Ингратуал – это -непривлекательные события.  
    Гратуал и ингратуал можно определить как расширенное и суженное состояние сознания. В состоянии расширенного сознания увеличивается способность воспринимать, обрабатывать и сопоставлять большие массивы информации, а в состоянии суженного состояния сознания, напротив, информация воспринимается и обрабатывается с трудом.  
     
    Основными свойствами виртуальной реальности являются: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, изменчивость статуса телесности, измененность статуса сознания, измененность статуса личности, измененность статуса воли. Опорой виртуальной психологий можно считать виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема - на пике вдохновения, творческого подъема.

     Существует  множество различных подходов к  изучению виртуальной реальности, в  зависимости от характера понимания  и трактовки этого понятия. Но не смотря на это специалисты выделяют три основных:

     1. Изучение виртуальной реальности  с точки зрения сложных технических  систем, относящихся к физической, или технической реальности.

     2. Рассмотрение  виртуальной реальности, как системы состоящей из двух подсистем - физической и нефизической, потому что одни параметры носят абстрактный  характер, а другие - физический.

     3. Системно-междисциплинарный. В настоящее  время для разработки новых  систем виртуальной реальности  необходимо интегрировать различные парадигмы, подходы, методы и средства, используемые в компьютерной науке, робототехнике, искусственном интеллекте, психологии. А это, в свою очередь предполагает использование системного подхода к строительству интеллектуального интерфейса человека с визуальным пространством, а также широкое использование психологических и психофизических моделей". 
 
 
 
 
 
 

             Виртуальная психология

     Виртуальная психология (англ. psychology virtuality) – это достаточно новое направление в психологии, которое изучает взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Как научное знание она сформировалась в восьмидесятые годы ХХ столетия. Эта область знания опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию. Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея). С помощью этой науки впервые удалось объяснить и устранить причины ошибок летчиков с помощью виртуальной психологии на истребителях нового поколения, предложить новые методы лечения болезней (астма, алкоголизм и др.). Прикладные разработки по виртуальной психологии ведутся во многих направлениях.

     Термин  виртуальная психология ввел  профессор  Н. А. Носов (1952-2002). В 2000 г. он опубликовал  основополагающую монографию «Виртуальная психология», а в 2001 г. Вышла его книга "Манифест виртуалистики".Также с 2005 года работает исследовательская группа «Виртуалистика» Института философии РАН. Первая научная конференция по виртуальной психологии прошла в 2000 году. Виртуальная психология, как и учение о виртуальной реальности, находится еще в стадии становления и быстрого развития, что вызывает определенные терминологические трудности.

На мой взгляд, необходимо также сказать об объекте  и предмете виртуальной психологии. Систему  «человек - виртуальная реальность» принято рассматривать как объект виртуальной психологии, а предмет  ее включает в себя:  
- Психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах;  
- Стереотипы и установки людей относительно деятельности;-  
- Образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации;  
- Поведение человека и общества при соприкосновении психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.  
Особенно следует отметить специфику работы людей в Интернете. В настоящее время проводятся исследования по виртуальной психологии труда. Речь идет о виртуальных командах, которые довольно часто выполняют различные заказы фирм. Эти люди редко встречаются лично или вообще не знают друг друга в лицо.  Для того чтобы обеспечить эффективную работу таких команд необходимо соблюдать определенные правила: 
1. Помогать членам команды ближе знакомиться друг с другом через социальные сети; 
2. Чтобы повысить производительность виртуальной команды необходимо добиться того, чтобы несколько участников были знакомы между собой; 
3. Не менее 15% команды должны состоять из «коммуникаторов». «Коммуникаторы» - люди, которые имеют много связей с полезными людьми вне команды. Однако слишком большое количество коммуникаторов может нанести вред команде. 
4. Необходимо постоянно следить за наличием коммуникаторов в команде и способствовать расширению личных связей членов команды вне ее. 
5. Работу над проектом необходимо разбить на ряд этапов, чтобы завершение одного из них чрезмерно не зависело от степени выполнения другого; 
6. Необходимо также наличие веб-сайта, где участники команды смогут обмениваться идеями и вдохновлять друг друга; 
7. Не нужно принуждать членов команды к постоянным сборам, но полезно поощрять общение членов команды;

8. Задачи команды должны быть интересными и стимулирующими; 
9. Работа должна быть значащей как для команды, так и компании в целом; 
10.Команда должна состоять из добровольцев.  
Интересно отметить, что для улучшения работы виртуальной команды корпорация IBM использует возможности Second Life. В проекте Metaverse сотрудники могут общаться между собой и бродить по виртуальному пространству, в котором не действуют привычные физические законы — в частности, отсутствует гравитация. В настоящее время в виртуальном мире уже есть водопад, амфитеатр и подземная пещера. Если сотрудники из разных стран соберутся в Metaverse вокруг какой-нибудь виртуальной скалы, то велика вероятность того, что они лучше будут вместе работать в будущем.  
Интересно отметить, что могут возникать и творческие виртуальные команды. Например, Карен Арутунянц собрал виртуальную команду из 35 виртуальных друзей-писателей, родственных по духу.  
 
 
 
 
 
 
 

           Средства  виртуального общения

     В виртуальном пространстве разные люди ведут себя по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей и черт характера. Кто–то обходится простым чтением чужих блогов, кто-то сам их пишет, кто – то предпочитает оставлять комментарии. Здесь каждый пользователь поступает «в меру своей испорченности». Но, так или иначе, большинство предпочитает использовать для общения не одно средство виртуального общения, поэтому я хочу подробнее остановиться на основных видах таких средств.

     E - Mail

     Электронная почта считается одним из самых  универсальных средств виртуального общения. По частоте использования ее можно сравнить с использованием обычной почты примерно 50 – 60 лет назад. Единственная разница состоит во времени доставки. Благодаря этому можно выделить следующие особенности электронной почты:

  • Это средство общения имеет свой собственный особый этикет. Письма носят более неформальный стиль, в них даже не всегда можно увидеть обращения к адресату, однако при этом обширно используются различные смайлы и сокращения, которые могут частично передавать интонацию и настроение письма.
  • Электронные письма отличаются быстротой отправки и приёма, а это в свою очередь обеспечивают мгновенную обратную связь и в свою очередь отреагировать, – так что такой вид виртуального общения в целом является более продуктивным, чем использование обычной почты.
  • Когда человек хочет разослать письмо одинакового содержания нескольким адресатам, ему гораздо легче это сделать это посредством электронной почты, так что можно считать e –mail средством скорейшего распространения информации
  • Посредством электронных писем можно обмениваться не только текстовой, но и графической и любой другой информацией.
  • Есть также не совсем приятный аспект электронных писем. Существует риск попасть под прицел компьютерных маньяков, которые могут писать на почтовый ящик различные неприятные вещи и «спамм». Конечно это не является серьезной проблемой, но все же аспект весьма неприятный.

 Конференция

     Одной из самых обширных компьютерных конференций является система- USENET. Она объединяет в себе тысячи машин по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений, и, с другой стороны, газету.

     Никакого  списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения  может любой пользователь, чья машина связана с какой-нибудь другой машиной, которая получает сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своей машине. Сетевое программное обеспечение, обслуживающее конференцию USENET, из всех предлагаемых сообщений выбирает сообщения, относящиеся к группам из вашего списка. Посылая сообщение, вы помечаете, к какой группе оно относится, и все, кто подписан на эту группу, ваше сообщение получат.

Информация о работе Влияние виртуального общения на личность