Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:07, курсовая работа
Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Разумеется, в простейших случаях человек, оказавшись в конфликтной ситуации, может и без специальных конфликтологических знаний сориентироваться в том, что делать. Но когда ситуация достаточно сложна, то оказывается далеко не лишним владение приемами и методами урегулирования конфликтных отношений, а то и обращение к специалистам-конфликтологам.
Введение.
Глава 1. Общая теория конфликта
1.1 Понятие социального конфликта.
1.2 Субъекты и участники конфликта.
1.3 Объект конфликта.
1.4 Основные виды социальных конфликтов.
1.5 Основные стадии развития конфликта.
1.6 Функции социального конфликта.
2. Глава 2. Политические конфликты
2.1 Предмет политического конфликта.
2.2 Конфликты авторитарной власти.
2.3 Конфликты демократической власти.
2.4 Причины возникновения и типология политических конфликтов.
2.5 Основные способы разрешения политических конфликтов.
Заключение.
Библиография.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ
Факультет социального управления
Специальность:032001
«Документоведение и
Курсовая
работа
Дисциплина: Конфликтология
Тема:
Внешняя среда
организации
Якутск 2011 г.
План:
Введение.
1.1 Понятие социального конфликта.
1.2 Субъекты и участники конфликта.
1.3 Объект конфликта.
1.4 Основные виды социальных конфликтов.
1.5 Основные стадии развития конфликта.
1.6
Функции социального конфликта.
2. Глава 2. Политические конфликты
2.1 Предмет политического конфликта.
2.2 Конфликты авторитарной власти.
2.3 Конфликты демократической власти.
2.4 Причины возникновения и типология политических конфликтов.
2.5 Основные способы разрешения политических конфликтов.
Заключение.
Библиография.
Введение
Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.
Вопросы
о возможности существования
общества без конфликтов, является
ли конфликт проявлением дисфункций
организаций, аномалией в общественной
жизни или же это нормальная, необходимая
форма социального
Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.1
История
человеческой цивилизации насыщена
различного рода конфликтами. Одни конфликты
охватывали целые континенты и десятки
стран и народов, другие вовлекали
большие и малые социальные общности,
третьи происходили между отдельными
людьми. С древнейших времен люди пытаются
решить возникающие противоречия и
мечтают о бесконфликтном обществе.
Возникновение
На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.
К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более ожесточенные конфликты.
Человечество за свою историю накопило огромный опыт как в завязывании, так и в разрешении разнообразных конфликтов – от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования – конфликтологии.
Задачи конфликтологии – не только познавательно – теоретические, но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что делать с конфликтами. Ныне во всем мире в различных учебных заведениях читаются курсы конфликтологии. В нашей стране также конфликтология введена как особая дисциплина в учебные программы ряда вузов.
Сегодня
конфликты – повседневная реальность.
Для эффективного решения возникающих
проблем каждому человеку необходимо
усвоить определенный минимум теоретических
знаний и практических навыков поведения
в конфликтных ситуациях. Разумеется,
в простейших случаях человек, оказавшись
в конфликтной ситуации, может
и без специальных
Глава 1. Общая теория конфликта
1.1 Основные
аспекты социальных конфликтов и их классификация.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
Конфликт
- это столкновение противоположных
целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов
или субъектов взаимодействия.1
Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов.
Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. 1). Первичные группы - непосредственные участники конфликта. Которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. 2). Вторичные группы - стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт. Но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной. 3). Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.
Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.
Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной стадии в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого поведения.
Большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:
- физическую
силу, включая технические средства,
применяемые как инструмент
- информационно
цивилизованную форму
- социальный
статус, выражающийся в общественно
признанных показателях (
- прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников, и т.д.
Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное
влияние на развитие конфликтных
отношений оказывает окружающая
социальная среда, определяющая условия,
в которых протекают
Все
конфликты можно
1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
3. Межгрупповой конфликт .Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.
4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается.