Внимание и деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 04:40, контрольная работа

Описание

Актуальность темы. Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект.
1.1 История изучения.
1.2 Определение, виды и функции внимания и деятельности.
1.3 Методы изучения внимания и деятельности.
Глава II. Эмпирическое исследования внимание и деятельности.
2.1 Организация исследования.
2.2 Описание и анализ результатов.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Внимание и деятельность.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, в  качестве одной из методик исследования внимания может быть предложена методика «КОРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Вывод: Главнейший факт, характеризующий жизнь людей  в обществе, состоит в том, что  люди производят в процессе труда  предметы, служащие для удовлетворения их потребностей. При этом процесс производства требует, чтобы его результат имелся прежде в голове работника в виде сознательного представления. Чтобы изготовить вещь, возвести какую-нибудь постройку и т. д., необходимо не только воспринимать внешние условия, с которыми приходится сообразовывать свои действия, но надо еще как бы мысленно видеть перед собой то. что должно получиться в результате трудовых действий. Необходимо, иначе говоря, чтобы деятельность человека не только сообразовалась с внешними материальными объектами, с которыми он действует, по и подчинялась тем объектам, которые существуют только мысленно, только в идеальной форме -- как продукт переработки в голове человека впечатлений действительности.

Это относится  не только к труду, но и ко всем действиям  людей. Возникнув на основе труда и в связи с трудом, человеческие действия приобрели свойственную труду особенность -- подчиняться сознательному представлению их результата. Они приобрели сознательный, целенаправленный характер. В целенаправленности действий человека и обнаруживается специфическая роль сознательного отражения действительности.

Для того чтобы  действие могло воплотить в своем  результате определенную цель, представление  этой цели должно иметь такую субъективную форму, которая позволяла бы сопоставить  с ним реальные непосредственно воспринимаемые предметы. А такой формой и является форма сознательного отражения реальности. Чтобы сделать, например, из дерева какую-нибудь вещь, человек предварительно отбирает подходящие куски материала, мысленно сопоставляя их с той или иной частью задуманной вещи. Приспосабливаясь к наличному материалу и инструментам, учитывая промежуточные результаты своих действий, он вносит иногда поправки и в тот образ вещи, который раньше сложился в его голове: меняет относительные размеры и соотношения отдельных ее частей, упрощает ее конструкцию и т. д. Именно потому, что человек отдает себе отчет в сознаваемом им, он способен действовать не только по отношению к непосредственно окружающим его внешним предметам действительности, но и по отношению к тому, что отражено в его голове. Он стремятся к достижению не только того, что находится вокруг но и того, что существует пока еще только в его представлении Подчиняя этому представлению свои действия, он «примеривает» окружающие его предметы друг к другу, сопоставляет и сравнивает между собой свои представления и внешние предметы.

Итак, только высшая форма отражения действительности -- сознание -- дает человеку возможность  подчинять свои действия возникающим  в его голове представлениям и  понятиям, а также действовать мысленно, «в уме». Этим и определяется та специфическая роль, которую играет сознание в деятельности человека.

Глава II. Эмпирическое исследования внимание и деятельности

2.1 Организация  исследования

Методика «КОРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Обследуемым предъявляется  бланк с различными буквами в  количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать  определенную букву, которая стоит  первой.

Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы - 5 минут.

Испытания проводятся в группе из 10 человек в возрасте от 18 до 24 лет.

Инструкция: На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается  в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие  же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут. Пример:

Е К Р Н  С О А Р В Н Е С А  Р К В Р Е

Стимульный  материал к тесту «Коректурная проба»

АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС

ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКАНКСАРО

КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО

ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕКРВНАС

НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ

РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН

EHPAEPGKBOKCEPBOCAHOBPKACOAPHEOPECBOEPBИ

ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН

ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР

СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС

КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕКОВНСАЕ

ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО

АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС

НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАКЛ

2.2 Описание  и анализ результатов

Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя. Норма объема внимания - 850 знаков и выше, концентрация - 5 ошибок и менее. Методика используется в группе и индивидуально.

Результаты  испытаний представлены в таблице:

 

Испытуемый

Норма внимания

Концентрация  ошибок

 

Испытуемый 1

840

5

 

Испытуемый 2

860

6

 

Испытуемый 3

816

7

 

Испытуемый 4

850

8

 

Испытуемый 5

852

4

 

Испытуемый 6

859

3

 

Испытуемый 7

840

1

 

Испытуемый 8

839

0

 

Испытуемый 9

851

0

 

Испытуемый 10

852

5

 
       

По результатам  исследования видно, что по шкале  нормы внимания 60% испытуемых относятся  к категории людей с достаточным  объемом внимания. А по шкале концентрации 70% соответственно.

Вывод: Существенные изменения  в объеме внимания наблюдаются при  вариации многих особенностей объектов. При одной и той же задаче объем  внимания оказывается неодинаковым вследствие различий в воспринимаемом материале. А так же некоторых  физиологических особенностей испытуемых.

Заключение

Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.

Внимание повышает эффективность  соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в  более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в  точном выполнении связанных с ним  действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

В каждый данный момент содержание психической деятельности связано  с относительно небольшим количеством  явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно  сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

При внимании психическая  деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и имено те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.


Информация о работе Внимание и деятельность