Внимание как условие психической активности личности:Еаучная дилемма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:56, статья

Описание

В современном мире востребованными являются умные, интеллектуальные, образованные люди. В связи с этим целесообразно вспоминается мысль американского ученого Паскуаля-Леоне, который утверждал, что развитие личности определяется интеллектуально-мотивационной силой, которую он назвал «силой внимания».
И поэтому нельзя не согласиться с Паскуалем-Леоне в том, что слабость интеллекта определяется недоразвитием силы внимания.
Именно это основание открывает для нас возможность утверждать вслед за автором, что «сила внимания» определяет «силу интеллекта».

Работа состоит из  1 файл

Статья по психологии.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)


ВНИМАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ: НАУЧНАЯ ДИЛЕММА

Кенгербаева Карлыгаш-группа ПиП 11-1

 

Научный руководитель: к.пс.н., доцент Никифорова О.В.

 

В современном мире востребованными являются умные, интеллектуальные, образованные люди. В связи с этим целесообразно вспоминается мысль американского ученого Паскуаля-Леоне, который утверждал, что развитие личности определяется интеллектуально-мотивационной силой, которую он назвал «силой внимания».

И поэтому нельзя не согласиться с Паскуалем-Леоне в том, что слабость интеллекта определяется недоразвитием силы внимания.

Именно это основание открывает для нас возможность утверждать вслед за автором, что «сила внимания» определяет «силу интеллекта».

Исходя из анализа данной психологической взаимосвязи («внимание»-«интеллект»), мы полагаем целесообразным не только разобраться в природе содержания внимания, но и доказать, что внимание как психическое сосредоточение способно выступить условием психической активности личности.

Но прежде всего мы считаем необходимым определить сущность такого понятия как «внимание».

Анализ справочной психологической литературы показал, что нет единой дефиниции «внимания» и поэтому мы видим необходимым дать исходные научные позиции, которые способны определить содержание и природу внимания.

С точки зрения В.Вундта, внимание – это психический процесс, происходящий  при более  ясном  восприятии ограниченной сравнительно  со всем  полем сознания области содержаний.

Но вместе с тем, позиция  Э.Титченера иная: внимание -  это состояние сознания, та  степень сознательности, которая обеспечивает нашему  умственному труду  лучшие результаты.

Согласно позиции У.Джемса, внимание – это одна из характернейших  особенностей  нашей  духовной жизни, когда,  находясь под постоянным наплывом все  новых и новых  впечатлений,  проникающих в область  наших чувств, мы замечаем лишь самую  ничтожную  часть их.

Исходя из психологической концепции Н.Ланге, внимание - есть именно не  что иное, как  относительное господство  данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для  самого  сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным  на  этом впечатлении.

Теоретическая позиция данная Л.С.Выготским: внимание – обращенный внутрь  процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития.

Определение внимания, данное П.Я.Гальпериным: внимание - это деятельность контроля.

С.Л.Рубинштейн дал свою дефиницию внимания -  сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность,  направленная  на объект.

Схожую  с определением Рубинштейна позицию мы встречаем у Н.Ф.Добрынина. Согласно позиции Н.Ф.Добрынина внимание - это  направленность и  сосредоточенность психической деятельности.

С точки зрения Д.Н.Узнадзе: внимание - это  процесс  объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее  ясным из актуальных содержаний нашего сознания.

Мы полагаем необходимым подчеркнуть, что даже сами дефиниции внимания способны относиться к разным формам проявления психики: либо к психическому состоянию, либо к познавательному процессу.

Это, на первый взгляд, психологическое несовпадение определяет, с нашей точки зрения, концептуальный подход, позволяющий:

  -- наделить внимание отражательной природой и отнести его к, известным нам, психическим познавательным процессам(ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение);

  -- отнести внимание к такой форме проявления психики, как состояние и определить его как условие психической активности личности.

Это, на наш взгляд, не только психологические разночтения дефиниций одного и того же понятия, а та научная дилемма(рис.1.), разрешение которой в достаточной степени требует системы научных доказательств и четкой, конкретной, научной позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

Рис 1. Внимание как условие психической активности личности: Научная дилемма

Логика нашего размышления позволит выявить не только научные «за» и «против», но и алгоритмизировано доказать, что внимание как психическое сосредоточение способно обеспечить динамичность – пассивность любому когнитивному процессу.

Мы полагаем, что в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека.

Да, действительно внимания, как отдельного психического процесса не существует, но представляет собой психическое состояние, характеризующие и динамизирующие все познавательные процессы.

Мы считаем нужным отметить, что внимание активизирует нужные и тормозит ненужные психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации, в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивая избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Мы не можем с этим не согласиться, и поэтому мы попытаемся объяснить нашу позицию:

Во-первых, для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в «хранилище» долговременной памяти. Велика роль внимания по отношению к памяти. Здесь внимание принимает участие практически во всех ее процессах: запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании.

 

 

 

 

 

 

 

                           

                           

 

 

Рис.2. Участие внимания в процессах памяти

 

При запоминании материала внимание направлено на материал, который человек в данный момент времени запоминает. Если внимание не сосредоточено на чем-либо, то это человек не может запомнить или запоминает с большим трудом.

Если человеку необходимо что-либо вспомнить, то он сначала также должен сосредоточить на этом внимание и удерживать его на данном объекте до тех пор, пока он не будет восстановлен в памяти с должной степенью точности.

Во-вторых, так же существенна роль внимания в процессах воображения. Пытаясь представить себе что-либо, тем более — стараясь мысленно преобразовать представляемое, человек все это время должен удерживать представляемое и преобразуемое в сфере своего внимания.

В-третьих, для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. Для того чтобы решать какую-нибудь задачу, человек:

   - должен удерживать в сфере своего внимания условия задачи

   - процесс и промежуточные результаты ее решения. В противном случае он не сможет успешно справиться с задачей.

В-четвертых, благодаря вниманию человек в виде сознательных ощущений воспринимает только определенные раздражители, а именно те, на которые в данный момент времени направлено его внимание.

В-пятых, для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений, предметов и т.д.

Результаты нашего теоретического исследования о функциях внимания в психических познавательных процессах(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и речь) дали нам возможность утверждать, что внимание не является когнитивным процессом, а лишь делает все познавательные процессы активными, либо пассивными. Другими словами, внимание – это условие психической активности личности.

Таким образом, логика данного размышления позволит нам сделать вывод о том, что психическое сосредоточение – внимание – выступает внутренней стороной, отмеченных нами, когнитивных процессов, который определяет уровень их динамизма, то есть продуктивности и реальной пользы для развития личности

             

 

 

 

 

 

                                    внимание

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Внимание «вплетено» в содержательную структуру  всех познавательных процессов

 

Для нас важно подчеркнуть, что значимо включение в нашу психическую активность внутреннего мира личности – иными словами, развитие внутреннего внимания.

Это значит, что психическая сосредоточенность словно вектор будет направлена на мысли, чувства, поступки, переживания человека, а это, в свою очередь, открывает возможность развитию рефлексивной потребности личности.

В контексте этого размышления, мы  считаем нужным подчеркнуть, что значительную роль в жизни человека играет внешнее и внутреннее внимание.

Целесообразным будет разобраться в этом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Формы внимания

 

 

Внешнее внимание обращено на объекты внешнего мира. Внешнее чувственное внимание  проявляется, когда мы воспринимаем природные явления, сосредотачиваем и  концентрируем своё наблюдение на определённом объекте

Мы думаем, что внешнее внимание играет ведущую роль в наблюдении предметов и явлений окружающей действительности и их отражении в сознании человека. Она проявляется в активной установке, направления органов чувств на объект восприятия и наблюдения, в сосредоточения на действующих органах тела - руках, ногах, на их напряжении.

Также мы хотим особенно отметить внутреннее внимание, так как внутреннее внимание играет самую важную, главную, Огромную роль в жизни каждого человека. Мы считаем, что именно внутреннее внимание начинает процесс становления человека личностью.

Внутреннее внимание проявляется, когда мы сосредотачиваемся  и концентрируемся на мыслительной, интеллектуальной деятельности. Например, хотим что-то вспомнить, или решить какую-то проблему. Такая концентрация внимания относится к внутренней  психической деятельности.



Мы уверены в правильности того, что внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием. Оно не имеет места в животном мире, где нет осознания своей психической жизни. Объектами внутреннего внимания являются чувства, воспоминания, мысли.

Следует отметить что, поддерживанию внутреннего внимания способствуют редуцированные внешние действия: шевеление губами, проговаривание отдельных слов, жестикуляция, непроизвольное рисование и др.

На наш взгляд, внутреннее внимание способствует моделированию будущего действия и его последствий, является необходимым условием развития сознания и самосознания. Умение думать и обдуманно действовать невозможно без развития внутреннего внимания. Привычка оценивать события прошедшего дня, еще раз мысленно обращать внимание на свое поведение в различных обстоятельствах чрезвычайно важна для становления личности.

Мы считаем важным подчеркнуть, что без внутреннего внимания человек не сможет стать личностью, а навсегда останется всего лишь индивидом, потому что, как мы говорили ранее, человек не умеющий оценивать свое поведение, анализировать свой внутренний мир не способен развиваться. Следовательно, личностью может стать только развивающийся человек.

Таким образом, всем содержанием и направлением нашего размышления мы пытались доказать, что внимание как психическое сосредоточение определяет уровень внутренней активности личности. То есть способен динамизировать любой психический познавательный процесс, активизировать интеллектуальные резервы личности.

Именно поэтому мы окончательно  убеждаемся в  правомерности мысли Паскуаля – Леоне:

 

«Сила внимания» определяет «силу интеллекта»!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений (205-239). М., 1983.

2.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания(17-32), (39-87). М., 1974.

3.Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника(30-37). М., 1987.

Информация о работе Внимание как условие психической активности личности:Еаучная дилемма