Таким образом, внимание
человека определяется структурой
его деятельности, отражает ее
протекание и служит механизмом
ее контроля.
Все это делает внимание
одной из наиболее существенных
сторон деятельности человека.
5. Внимание в учебном
процессе
При организации учебно-воспитательного
процесса в школе необходимо
учитывать особенности всех видов
внимания. Важную роль в учебном
процессе играет непроизвольное
внимание. Особенно велика роль
непроизвольного внимания в начальных
классах, так как у младших
школьников слабо развита способность
к произвольному сосредоточению.
Однако даже в младших классах
строить учебно-воспитательный процесс
только на основе этого вида
внимания нецелесообразно.
Еще К. Д. Ушинский
отмечал, что, «сделав занимательным
свой урок, вы можете не бояться
наскучить детям, но помните,
что не все может быть занимательным
в ученье, а непременно есть
и скучные вещи, и должны быть.
Приучите ребенка делать не
только то, что его занимает, но и
то, что не занимает,— делать ради удовольствия
исполнить свою обязанность». В школьной
практике, поэтому необходимо сочетать
произвольное и непроизвольное внимание
и, опираясь на непроизвольное, воспитывать
произвольное.
Следует учитывать,
что постоянная поддержка внимания
с помощью волевых усилий связана
с большим напряжением и очень
утомительна. Это и определяет
особое значение после произвольного
внимания в процессе обучения.
В связи с тем, что оно
первоначально возникает как
произвольное, необходима четкая
организация начальных этапов
деятельности, процесса «втягивания»
в работу. Увлеченность, характерная
для после произвольного внимания,
связана с активностью личности,
формирование которой зависит
от представленности в деятельности
элементов творчества. В школьной
практике этому способствуют
проблемность обучения, использование
творческих заданий и т.п.
Важным условием формирования
внимания школьника является
правильная и четкая организация
всего учебного процесса. Являясь
одним из условий успешности
обучения, внимание в нем и
формируется.
Особенно велико значение
учебной деятельности для воспитания
произвольного внимания. Школьный
возраст является периодом его
активного становления. Внимание
учащихся на уроке определяется
особенностями его построения, зависит
как от содержания изучаемого
материала, так и от способов
его подачи учителем. Живое, яркое,
динамичное и вместе с тем
последовательное, логически стройное
изложение богатого по содержанию
и доступного для усвоения
материала — важное условие
обеспечения внимательности школьников
на уроке.
Мобилизация внимания
учащихся связана и с особенностями
речи учителя, ее четкостью
и выразительностью, темпом и
т. п. Сосредоточению способствуют
оптимальная громкость голоса, ее
педагогически целесообразное варьирование
по ходу урока (утомляет как
громкая, так и очень тихая
речь, вызывающая напряженность
у слушателей). Важно умелое использование
интонационных средств речи (психологически
оправданные паузы, правильно
расставленные фразовые ударения
и т. п.).
Большое значение для
привлечения внимания имеют целесообразное
использование наглядности (картин,
муляжей, таблиц, схем и др.), демонстрация
и самостоятельное проведение
опытов, применение технических
средств обучения. Важно учитывать,
что однообразная, продолжительная,
нетворческая работа ослабляет
концентрацию внимания, снижает
устойчивость сосредоточения. Еще
К. Д. Ушинский писал: «...Губительно
действует на ребенка всякая
слишком долгая и постоянная
деятельность в одном направлении».
Поэтому следует, особенно в
начальных классах, применять
разнообразные формы и методы
обучения.
Большое значение для
поддержания внимания и воспитания
привычек быть внимательным имеет
организация урока: четкое начало
занятий, наличие необходимых
условий для работы и т. п.
Следует выделить темп ведения
урока. Живой, энергичный темп
лучше мобилизует внимание. При
чрезмерно быстром темпе могут
из-за поспешности появиться «ошибки
на внимание», при медленном
темпе — работа не захватывает
ученика, и создаются условия для отвлечения.
Темп проведения урока зависит, конечно,
от содержания материала, трудности и
легкости его усвоения, возраста школьников.
Существенную роль в организации внимании
учащихся играет последовательная, систематическая
требовательность учителя. При организации
внимания необходимо учитывать, что длительное
слуховое сосредоточение представляет
значительно большую трудность, чем зрительное.
Для его поддержания необходимо использование
«зрительных опор» и внешних практических
действий, например составление плана
по ходу восприятия материала. Так как
произвольное внимание связано с направленностью
личности, решающее значение в его воспитании
имеет формирование устойчивых интересов,
воспитание волн, сознательного и ответственного
отношения к учебной деятельности. Включение
учащихся в различные виды трудовой деятельности
- лучший путь формирования произвольного
внимания.
Некоторые советские
психологи (П.Я.Гальперин и др.)
понимают внимание как особое
психологическое действие контроля.
Считается, что невнимательность
школьников связана с неполноценным
формированием функций контроля
в условиях, когда он складывается
стихийно. В связи с этим задачи
планомерного воспитания внимания
видятся как постоянное целенаправленное
формирование автоматизированных
действий умственного контроля.
Важным условием успешного
осуществления учебно-воспитательного
процесса является учет и возрастных,
и индивидуальных особенностей
внимания школьников. Так, например,
причинами недостаточной сосредоточенности
в младшем школьном возрасте
могут быть недостаточная интеллектуальная
активность, несформированность
навыков и умений учебной деятельности,
неокрепшая воля ребенка. В
педагогической практике важно
учитывать и индивидуальные.
особенности внешнего проявления
внимания. По внешним признакам —
специфической позе, выражению лица
и устремленности взгляда можно
определить направленность внимания и
степень его сосредоточенности.
Если, например, взгляд ученика устремлен
на учителя, корпус несколько направлен
вперед, лоб слегка сморщен, а губы
сжаты, можно предположить, что он
внимателен. Однако эти внешние показатели
могут не соответствовать действительной
направленности сосредоточения. Поэтому
наряду с «действительной внимательностью»
выделяют «кажущуюся внимательность»,
а также «действительную не внимательность»
и «кажущуюся не внимательность» (И.
В. Страхов). Так, внешне внимательный ученик
иногда не в состоянии повторить
только, что поставленный вопрос учителя,
продолжить ответ товарища и т. п.
При этой кажущейся внимательности
ученик может или сознательно, приняв
позу внимательного "слушателя, заниматься
посторонними делами, пли непроизвольно
сосредоточиваться на собственных
мыслях, воспоминаниях. Так называемая
кажущаяся невнимательность может
проявляться как в чрезмерной
подвижности ученика, так и в
пассивности, внешнем безразличии
к уроку. Однако в обоих случаях
ученик может быть достаточно внимательным
и фактически участвовать в работе
класса. В этом случае школьник, например,
может свободно ответить на вопрос
учителя, хотя последнему казалось, что
он отвлекался.
Список литературы:
Лурия А.Р.
Лекции по общей психологии. –
Санкт- Петербург, 2004г.
Немов Р.С.
Общиеосновы психологии. – Санкт-
Петербург, 2010г.
Шибутани Т. Социальная
психология. – Москва. Феникс, 2002г.