Волевые свойства личности и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 20:23, реферат

Описание

Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная само регуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное

Содержание

1. Вступление……………………………………………………………… 3
2. Функции воли и волевые свойства……………………………………...4
3. Волевой процесс…………………………………………………............8
4. Развитие волевых свойств личности…………………………………..10
5. Заключение……………………………………………………………....13
Список использованной литературы……………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

    При формировании, воспитании волевых качеств требуется гибкость, индивидуальный подход, терпение и чуткость воспитателей. Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы). Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это - терпеливость, упорство, настойчивость. Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность.

    Формирование  волевых качеств человека начинается с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

    . Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

    В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и  требует от учащихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

    Огромное  значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

    Потребность в самовоспитании воли возникает  в подростковом и раннем юношеском  возрасте. И это естественно, так  как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некоторые школьники для «развития выдержки и самообладания» калят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п.

    Развитие  волевой регуляции поведения  у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человека" контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности.

    Внутри  каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.

    Существует  целый ряд правил и приемов  воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

  • Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
  • Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.
  • Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.
  • Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.
  • Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.
  • Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.
  • Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.
 

    Заключение

    Жизнь постоянно ставит перед человеком множество задач, которые требуют своего решения. Выбор и принятие решения - одно из звеньев волевого процесса, а решительность - это важное качество волевого человека. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению. Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Именно поэтому необходимо развивать в себе волевые свойства, дабы быть способным к решению жизненных задач любой важности. Постоянное воспитание воли является важным условием выполнения любой профессиональной деятельности, а также совершенствования личности для достижения цели.

    Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

 
  1.  Крутецкий В.А. Психология: учеб.пособие.- М., 1999г.
 
 
  1. Бодалев А.А. Личность и общение: учеб.пособие.- М.: Педагогика, 1983. – 272с.
 
 
  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: собр.соч.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982.-т.3.
 
 
  1. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии: учеб.пособ.- СПб.: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.
 
 
  1. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии.- М., 1977г.
 
 
  1. http://azps.ru/hrest/
 
 
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Воля_(психология)
 
 
  1. http://kpip.kbsu.ru/

Информация о работе Волевые свойства личности и их развитие