Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:49, реферат
В связи с всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в послед¬ние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методоло¬гической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психиче¬ских явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.
Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены единой линией, насколько твёрдо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей их объединяющей цели. Это беспринципные люди без чётких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все от времени до времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.
Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль. [5]
2.2. Волевые качества управленца.
Волевые качества управленца выражают его сознательную саморегуляцию своей деятельности и поведения, обеспечивающую преодоление трудностей при достижении цели.
Трудолюбие. Подразумевает проявление большого интереса к своему делу. Без этого невозможен творческий подход к решаемым вопросам.
Упорство в работе. Быть настойчивым в достижении поставленных целей - составная часть эмоционально-волевого потенциала.
Целеустремленность. Каждый честолюбивый человек ставит перед собой те или иные цели или задачи, и целеустремленность подразумевает способность твердо идти к поставленной цели, постоянно думать о перспективах трудового коллектива.
Решительность. Подразумевает отсутствие страха при решении поставленных задач, новизну и оригинальность, новаторство в постановке проблем и предложенных путях их решения. Решительный человек не боится поставить себя перед возможной неприятностью.
Напористость. Это способность не останавливаться на половине достигнутого, преодолевать любые трудности, быстро и оперативно реагировать на те или иные ситуации.
Умение заинтересовать, мотивировать себя. Мотивация самого себя - это определение побудительных моментов, которые управляют нашими поступками. Личные побудительные мотивы присущи каждому. Для усиления эффективности работы менеджер должен понимать и сознательно усиливать мотивы. Различают два вида мотивации. Первая - интровертная, т.е. получаемая как бы изнутри, исходящая от нас самих и побуждающая к определенным действиям. Вторая - экстравертная, т.е. внешняя. Обуславливается поставленными целями, например вознаграждением. Можно говорить об оптимальных побудительных моментах в том случае, когда оба вида мотивации совпадают.
Оптимизм и жизнерадостность. О человеке, обладающем такими качествами, говорят, что он обладает мироощущением, проникнутым жизнерадостностью, верой в будущее. Судить же о мере чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, улавливает ли он комизм ситуации, способен ли иронизировать не только над другими, но и над собой, если сам становится объектом шутки.
Увлеченность работой. Умение творчески относиться к своему труду, работать с самоотдачей позволяет добиться гораздо больших результатов, чем лишь при формальном отношении к своим обязанностям.
Преданность работе и коллективу. Из анализа мировой практики менеджмента известно, что работник относится к выполнению своих обязанностей куда более ответственно, если уверен в поддержке коллектива, в котором он трудится. В этом случае возникает как бы обратная связь - человек относится с большим пониманием к коллективным проблемам, что положительно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе.
Семейное благополучие. Зачастую от того, насколько благополучна семейная жизнь, зависит и эмоциональный настрой человека, а следовательно, его настроение, внутреннее спокойствие и, как следствие, - производительность на рабочем месте. Именно поэтому умение строить семейные отношения существенно влияет на эмоционально-волевой настрой индивида.
Уверенность в самом себе. Если человек твердо уверен в себе (т.е. никогда не колеблющийся и не сомневающийся), тогда везде и всегда ему будет сопутствовать удача в бизнесе, и все будут желать иметь с ним дела. Следует всегда помнить, что нет ничего худшего, чем неверие в самого себя, которое будет оказывать подавляющее воздействие на Ваш дух.
Психологическая подготовка к работе. От того, как руководитель психологически настроен на выполнение той или иной работы, зачастую зависит и весь успех дела.[7]
Часть 3.
Анализ статьи Гиппенрейтер Ю.Б. «О природе человеческой воли».
В статье развивается уровневый подход к воле на основе идей А. Н. Леонтьева. Противопоставляются понятия "волевое действие" и "волевая личность". На уровне личности выявляется особая феноменология воли, не совпадающая с традиционными критериями. Показываются пути воспитания и самовоспитания воли с акцентом на развитие внутренней мотивации, самодетерминации, свободы. Обсуждаются симптомы "лени" и "безволия" - их природа и техники преодоления.
В статье Гиппенрейтер Ю.Б. утверждается необходимость рассматривать волю человека как характеристику не отдельного действия (традиционный подход, восходящий к В. Джемсу), а личности в целом. Такое понимание воли было намечено в отечественной литературе А.Н. Леонтьевым.
На уровне действия воля обычно связывается с недостаточной побудительной силой мотива, конфликтом разнонаправленных мотивов, и «волевым усилием» как средством преодоления этого конфликта.
Волевая личность, напротив, характеризуется, силой ведущих мотивов и «мотивационной конгруэнтностью» - согласованностью желания, решения воли перестают быть актуальными. Ведущие мотивы такой личности отличаются социальной значимостью, и в крайнем своем выражении превращаются в служении общечеловеческим ценностям и идеалам.
Рассмотрение воли на уровне личности ведет к переосмыслению путей ее воспитания. Тадиционный подход делает акцент на тренировке способности контролировать собственные действия. Личностная парадигма воли ставит в центр внимания заботу о внутренней мотивации - источнике жизненной силы личности.
Изложенные в статье представления, помогают по-новому взглянуть на природу безволия и за фасадом «лени» увидеть сопротивление принуждению или самопринуждению. Успешная психотерапевтическая помощь в ситуациях лени и безволия также бывает основана на снятии воспитанных самопринуждений и запретов.
Так же в статье затрагивается проблема «свободы воли», которая обычно рассматривается как философская, имеет глубокий психологический смысл и глубокие психологические корни. Воля, или «воление»,- это выражение свободы самоопределяющегося человека.
Заключение.
Я думаю, что мне удалось показать огромное значение волевого процесса, ведь каждому человеку важно и интересно как развивается его воля, какие позитивные чувства связаны с «победой над собой» и какие негативные чувства связаны с нежеланием что-либо делать, с собственным страхом. В процессе работы над своим рефератом, я поняла насколько необходимо научиться отличать настойчивость от упрямства, следование определенным принципам от стремления. Я поняла, как важно уметь отделять подлинные проявления воли от ложных и найти правильные средства для достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть последствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально.
Мне удалось выполнить все задачи, поставленные в начале работы. Было очень интересно изучать природу воли, ее функции, а особенно волевые качества личности. Можно сделать основные выводы.
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
приобретение человеком контроля над своим поведением;
выработка волевых качеств личности;
а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.
Список литературы:
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, Собр. сочинений М. 1982г. т.3
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 3. - М., 1983.
Джемс У. Научные основы психологии. - СПб., 1902. - С. 363.
Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал - Т. 10 - 1989 - № 2.
Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. - В 3-х кн. - Кн.1. - М.: Владос, 1997.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер Ком, 1999.
http://psihology.ru