Воля и волевые качества личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:18, реферат

Описание

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

Содержание

Введение
Воля:
А) Понятие воли
Б) Характеристика волевых действий
В) Развитие воли в подростковом возрасте
Волевые качества личности
Вывод
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат!!!!.docx

— 42.08 Кб (Скачать документ)

Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность. Это умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.  
Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.  
 
          Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности. Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» (А.В. Суворов)) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.  
 
          Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать, как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро; необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно выполняемые решения.  
 
          Выделяют также такие качества воли, как:  
Исполнительность - проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.

 
         Дисциплинированность - способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами.

 
         Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности - это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество. А противоположные им - трусость, боязливость считаются проявлением безволия.  
 
         Выделяют различные формы преодоления страха - бесстрашия, которые отличаются по своим проявлениям. Это - смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.  
Еще Плутарх сказал: «Начало победы - смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает, что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем, обязаны открытием величайших истин»;

 
          Храбрость - связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх.

  
         Психология утверждает, что воспитание храбрости - это воспитание веры в свои силы и технику. Это воспитание уверенности в большой вероятности успешного завершения любого рискованного, но посильного задания.  
Существует педагогическая рекомендация- с осторожностью выбирать момент, в который можно в первый раз разрешить человеку рискнуть. Надо быть уверенным, что по уровню своих знаний, умений и опытности он подготовлен для этого риска и может самостоятельно справиться с ситуацией.  
 
         Как противоположность удали выделяется отвага. Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.  
Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый - возбужден, а отважный - спокоен.  
 
         Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.  
Гете говорит: «Добро потеряешь - немного потеряешь! Честь потеряешь - много потеряешь! Мужество потеряешь - все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».  
Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).  
         Героизм - определяется как понятие, выходящее за рамки психологии и имеющее социальное содержание. В героизме проявляется высокий уровень положительных эмоций при совершении подвигов, имеющих общественное значение.  
Бесстрашие, выражающееся в храбрости, отваге, мужестве и героизме - это отчетливое проявление владения человека своими эмоциями, пример волевого поведения.  

Вывод

 

В процессе работы, при помощи обобщения и  анализа изученного материала, удалось  сделать следующие выводы.

Понятием  “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких  свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

В самом общем  виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Развитие  воли у человека связано с такими действиями как:

-      преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

-      приобретение человеком контроля над своим поведением;

-      выработка волевых качеств личности;

-      а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Совершенствование волевой регуляции поведения  у детей связано с их общим  интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка  в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно  она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут  способствовать достижению как общественно  полезных, так и антиобщественных целей.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств, происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне  коллектива воля человека нормально  развиваться не может.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 464 с.
  2. Урбанчик, А. В одиночку через океан [Текст] / А. Урбанчик. – М., 1974.- С. 186-195
  3. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин - СПб, 2000. с-220, с-246
  4. Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] / Е.И. Рогов – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 448 с.
  5. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин – Харвест; Минск; 1998

 

 

 



Информация о работе Воля и волевые качества личности