Воля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание

Целью работы является рассмотрение проблемы воли и волевых качеств личности.

Содержание

I. ПОНЯТИЕ ВОЛИ
II. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
III. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
IV. ВЛИЯНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

воля.docx

— 34.96 Кб (Скачать документ)

   В привычных действиях слабо выражены усилия, направленные на" преодоление трудностей. При выполнении стереотипных, привычных действий сознательно-волевой контроль несомненно наличествует, но в силу заученности отдельных операций и целых действий сводится к минимуму. Такие действия составляют важный элемент всякой деятельности. К. Д. Ушинский сравнивал привычку с машиной, которая облегчает труд человека и освобождает его ум для решения новых, творческих задач. Но плохо, если эта привычка работать по шаблону переносится на ту деятельность, где надо обязательно выйти за пределы давно усвоенного и решать задачу творчески.

    Поэтому активность личности характеризуется волевыми действиями. Это чаще всего новые для личности действия, а если известные, то выполняемые в необычной обстановке или в необычном темпе, требующие дополнительной информации, преодоления неблагоприятных психических состояний, и т. д.

    В структуре волевого действия выделяются три основные стадии:

1) постановка цели действия, 2) мысленное планирование исполнения  и 3) само исполнение. Эти стадии  связаны друг с другом, представляют  собой единство, где внутренняя  психическая работа личности (цель  и план) переходит в ее разумное  действие во внешнем мире.

    Говоря о постановке цели, очень важно иметь в виду, что волевые действия могут производиться по собственному почину и по заданию других людей. Психологическая характеристика этих действий, особенно в их начальной стадии, различна. В действиях по собственному почину личность сама определяет цель действия. При этом у нее могут возникнуть внутренние противоречия между мотивами, и сна вынуждена применить волевое усилие, чтобы определить цель к утвердиться в намерении преследовать именно ее. По-другому протекает процесс постановки цели в действиях по заданию. Здесь цель заранее определена, и личности нужно ее принять, т. е. соотнести со своими мотивами и заставить их "работать" на эту цель, внутренне подготовить себя к выполнению необходимого действия. Это может быть более трудным, чем постановка цели по собственной инициативе.

   Сложность воспитательного процесса в значительной степени заключается в том, что воспитание детей начинается с заданных действий и воспитателю необходимо добиваться в каждом случае, чтобы цель, которую он ставит, была принята ребенком. Как же внимательно нужно изучать личность ребенка, учитывать его потребности, мотивы и психические состояния, чтобы правильно соединить цель воспитателя с собственными намерениями и целями ребенка!

    Вторая стадия волевого действия-планирование-заключается прежде всего в мысленном анализе тех конкретных условий, в которых будет выполняться действие. Тут наиболее ярко обнаруживается связь воли с мышлением. Исследования показывают, что добрая половина неудач в достижении поставленных личностью целей происходит из-за неумения мобилизовать при планировании имеющиеся знания, предвидеть возможные последствия предпринимаемых действий. Вместе с тем планирование всегда содержит в себе и волевые компоненты: чтобы обдумать план действия, нужна выдержка; чтобы выбрать из нескольких вариантов плана один, надо проявить решительность; чтобы исправить ошибку, обнаруженную в планировании, нужно мужество и т.д. План, предвидение-это не только знания, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиски лучшего пути достижения цели. Научить ребенка правильному планированию своих действий и поступков - одна из важных задач воспитания.

    Третья, завершающая стадия действия-исполнение-самая ответственная. Доведение действий до успешного конца зависит от того, будут ли преодолены трудности исполнения, какими бы они ни были. От исхода борьбы с этими трудностями зависит - быть или не быть задуманному действию, поступку. Нередко встречаются люди, которые ставят высокие цели, вырабатывают как будто бы реальные планы их достижения, но как только дело доходит до исполнения, то здесь они и обнаруживают свою несостоятельность. Характерно это и для многих детей, особенно младших школьников и подростков, чья воля еще не сформирована. Учителям и родителям хорошо известны "благие порывы" многих школьников, которые, столкнувшись с первыми же трудностями, быстро остывают к принятым ими целям (наладить дисциплину, успеваемость, искоренить дурные черты характера) и не доводят задуманное до конца.

    Умение преодолевать трудности исполнения - основной Критерий для оценки волевого развития личности. Воспитанная воля - единство слова и дела. Бесспорно, что исполнение действия у воспитанного человека-не автоматическая "разрядка" намерения в действиях, а глубоко осмысленный, творческий процесс, предполагающий не только мобилизацию волевой активности для преодоления встретившихся на практике трудностей, но и корректировку первоначального плана в соответствии с ситуацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Способы развития  волевых качеств личности

   Педагогу, работающему со школьниками подросткового и раннего юношеского возраста, не приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли, опасность слабоволия. Для них это аксиома. Кинофильмы и книги, повестующие о героях революции, гражданской и Великой Отечественной войн, о трудовых подвигах советских людей, содержат эталоны смелости, настойчивости, мужества, решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофильмах отображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Задача педагога - не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связь с важнейшими моральными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к самовоспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, а какие не приносят существенной пользы. Это тем более важно, если принять во внимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, к которым прибегают подростки, занимаясь самовоспитанием воли. Один школьник для "развития выдержки" старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резал руку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т.д. Неэффективность этих приемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток, осуществив одномоментно подобный "волевой поступок", утверждает себя в мнении о своей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспитания воли составляет систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни, в учебе и труде в первую очередь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортивной деятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолении сиюминутных желаний, мешающих осуществлению учебной, трудовой и иной деятельности.

   Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.

    Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как "невзятую крепость" и делать все возможное, чтобы преодолеть его, "взять" эту "крепость". Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки и в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности.

   Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем больше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формироване высших мотивов деятельности - моральных принципов и убеждений, важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

   Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова окладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

   В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

   К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек - хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того, чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

   Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.

   Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей.

  Таким образом, формирование полезных навыков и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей. Развитие волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

 

 

 

IV. Влияние волевых  качеств личности на продуктивность  профессиональной деятельности

    Любая профессиональная деятельность предполагает преодоление как интеллектуальных, так и физических трудностей. Исходя из того, что воля воспитывается в борьбе с трудностями в преодолении препятствий, необходимо воспитывать у молодых рабочих, и так же у учащихся соответствующие качества необходимы для успешной производственной и учебной деятельности, для выполнения общественной работы.

   Профессиональная деятельность, как известно, сопряжена с активным мышлением, с напряжением воли в процессе усвоения знаний, в решении тех или иных задач. Преодоления интеллектуальных трудностей способствует проблемное обучение, в процессе которого учащиеся осмысливают поставленные задачи, ищут способ их решения.

    Подобное волевое напряжение сопровождает и нравственный выбор, когда в учебном процессе личность должна принять наиболее правильное решение в отношениях с коллективом, а также с отдельными его членами. Поэтому развитию умения мобилизовать волевое усилие в процессе решения интеллектуально - нравственных задач во многом способствует напряжение воли уже в процессе учебной деятельности.

    Непосредственно с волевыми качествами личности связана способность человека к риску. Риск - это явление важное для принятия решений. Например, смелость, инициативность, решительность офицера, способствовавшие принятию волевого решения в ситуации риска, обеспечивают выигрыш боя и победу над врагом.

    Но было бы ошибкой считать, что сильной волей обладают лишь те, кому свойствен бескорыстный риск. Например, склонные к необдуманному риску, которые справляют с задачами обеспечения противопожарными средствами, хуже, чем "нерисковые". Повседневная, иногда рутинная, неинтересная работа требует волевого напряжения и набора волевых качеств (настойчивости, терпения, скрупулезности в выполнении правил и инструкций), хотя и отличающихся от тех, которые нужны для непосредственного соприкосновения с опасностью, не менее социально ценных.

    Для любой профессиональной деятельности очень важно такое качество личности - как волевое усилие. (Это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, создающие дополнительные мотивы к действию). В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних препятствий (при решении трудной задачи, утомлении во время полевых работ или на производстве). Их отражение в психике в виде внутренних трудностей (нежелание отвлекаться от интересной книги, заботиться о соблюдении режима). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой. Внешнее препятствие требует волевого усилия в том случае, когда оно переживается как внутренняя трудность, внутренний барьер, который нужно преодолеть.

   Волевое усилие входит необходимым элементном во все героические дела людей.

   Привычка совершать волевые усилия становится обязательным условием формирования стойкого характера.

   Так же очень важную роль для эффективной профессиональной деятельности, последний момент волевого действия - исполнение. В нем решение переходит в действие. В исполнении, в волевом действии или поступке обнаруживается воля человека. Анализируя поступки, можно сделать выводы о тех мотивах, которыми он руководствовался.

   Зная мотивы, возможно предвидеть, как поведет себя человек в том или ином случае.

Заключение

    Итак, воля не дается человеку от рождения и не формируется стихийно при жизни, а является результатом целенаправленного воспитания и самовоспитания. Не может быть у человека развитой воли без приучения его к самостоятельному преодолению препятствий. Из маленьких побед ребенка над внешними и внутренними трудностями складываются со временем большие победы школьника, и наконец, гражданская зрелость взрослого человека, его активное участие в профессиональной и общественной жизни.

   Важнейшим проявлением сознательной активности человека является его сильная воля, помогающая преодолевать трудные испытания, чтобы добиться успеха и победить.

    Конечно, наибольший эффекта воспитания воли дает в том случае, когда удается сформировать у личности интерес к общественно полезной деятельности. Однако, это совсем не исключает воспитания на требованиях, когда деятельность еще не доставляет эмоционального удовлетворения, но является объективно необходимой для развития личности и общества.

    Таким образом, волевые свойства формируются при жизни, с малых лет, в процессе обучения, воспитания, деятельности. Развитие воли неразрывно связано со всем развитием личности.

Информация о работе Воля