Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание

воображение, понятие, характеристика

Содержание

Введение: значение воображения. 2

1. Определение воображения. 4
2. Функции воображения. 6
3. Виды воображения. 8
4. Воображение и личность. 12
Заключение. 14

Работа состоит из  1 файл

Работа.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

           Воображение творческое нередко выступает как временно исполняющее обязанности мышления логического. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений - как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и воображение творческое, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая служит в качестве временных “лесов”, покуда с помощью мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве. Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

           Пассивное воображение – воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за коего человек отказывается от необходимости действовать. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

            Воображение пассивное может быть: 1) преднамеренным - создает образы (грезы), не связанные с волей, которая   могла бы способствовать их воплощению в жизнь; 2) непреднамеренным - наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах (галлюцинации), в полудремотном состоянии, во сне.

            Подлинная роль сновидений в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

            Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

           Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

            Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем.

            Так, например, дети мечтают слетать на Луну, стать знаменитыми путешественниками, спортсменами, артистами. Однако не во всех случаях воображение становится руководством к действию для достижения мечты. При слабо развитой волевой сфере потребность, вызывающая воображение, удовлетворяется не реальной целью, а идеальной, существующей только в представлении. Такое пассивное воображение не приводит к попыткам достичь реальной цели. Человек должен развивать активное воображение. Иначе, по словам Е.П. Ильина,  он может привыкнуть «создавать себе выдуманный (виртуальный мир), свою жизнь в нем, что приведет к дефекту развития личности, к отходу от активной жизненной позиции»* (что, кстати, и наблюдается у некоторых детей и даже взрослых, увлеченных виртуальными играми на компьютере). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Воображение и  личность.

          Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам личности прежде всего относится одухотворенность. При одухотворенности, воображение включено во всю познавательную деятельность; отношение человека к другим людям, к жизни - эмоционально приподняты. Способность видеть новое и прекрасное в повседневно окружающих людях и предметах, не упускать за повторяющимися трудовыми обязанностями высоких целей, которым служит любой, даже самый скромный труд человека; оптимизм, умение тонко чувствовать комическое и трагическое, творческое отношение к труду, любовь к жизни, целеустремленность – все эти качества личности, самым тесным образом связанные с воображением и чувствами, определяют в целом одухотворенность как черту личности.           

Под одухотворенностью  как чертой личности следует понимать ее общую позицию, которая позволяет человеку подняться выше будничных забот и жить полнокровной, целеустремленной и внутренне содержательной жизнью в обычных повседневных условиях.          

Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот.           

 С  мечтой как особым видом воображения связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности.

            Мечтательность становится положительным качеством личности, если она будет включена в деятельность, явится одним из побудителей ее и будет связана с волевыми качествами человека. В структуре активной, целенаправленной деятельности мечтательность следует оценивать так же, как роль мечты, полезной в жизни и деятельности человека.           

Чертой  характера человека, возникающей  из особенностей его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов, он выдает желаемое за действительность, строит воздушные замки, сам, веря в их существование.            

Чуткость  в отношении к людям, такт в  подходе к ним невозможны без  воображения. Чтобы быть чутким, нужно  на основе знаний о жизни и характере  человека вообразить (представить себе) его душевное состояние в данный момент.

            Тактичность предполагает способность представить, понять и сопереживать настроения и чувства другого человека – черта личности, тесно связанная с развитием воображения. Существует заметная разница между теми, кто может понять и посочувствовать и теми, кто представляет и на основе созданного воображением образа переживает и сочувствует. В первом случае мы имеем дело с рациональным сочувствием, во втором – с эмоциональным.           

 Таким образом, в формировании черт личности, выражающих отношение к себе и другим людям, большое значение имеет воображение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 
          
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

            Итак, подводя итог, я хотела бы сказать, что воображение – одно из самых важных, интересных и загадочных свойств человеческой психики. Этот феномен ещё до конца не изучен, в том числе его анатомо–физиологическая основа. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам органических структур оно связано? На эти вопросы мы почти ничего ответить не можем.

            И ещё, как же относиться к «разыгравшемуся» воображению? Я считаю, что ничего страшного в этом нет, если ты, конечно, уверен в том, что у тебя хватит сил держать этот процесс под контролем и не стать игрушкой в руках своего разыгравшегося воображения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Гамезо  М.В. Атлас по психологии. Москва, «Педагогическое общество России», 2004.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. 2008.
  3. Ильин Е.П. Психология. Издательство: ООО «Питер». 2004.
  4. Коломенский Я.Л. Общая психология. Москва, «Просвещение», 1986.
  5. Маклаков А. Г. Общая психология. Издательство: ООО «Питер Пресс». 2008.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ООО «Питер». 2004.

Информация о работе Воображение