Воспитание как общественное явление и педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:26, контрольная работа

Описание

Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себе как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных ныне концепци

Работа состоит из  1 файл

Педагогика.docx

— 34.34 Кб (Скачать документ)

Нелегко определить меру соотношения  «совместной» и «разделенной» деятельности. По уверенности ребенка, по его активности, по радости, отраженной на его лице, по увлеченности им работой педагог  может судить о той минуте, когда  следует уменьшить свои усилия, отдать инициативу воспитаннику, переложив  трудности работы на его плечи. Если это сделать раньше, он совсем бросит дело. Если чуть позже, он так и не приобретет необходимых умений, полагаясь  на педагога.

Четвертая закономерность. 

Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной  ее деятельности будет внутреннее состояние  ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому, воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, чтобы он был спокоен. Научной расшифровкой понятия «любовь к ребенку» может служить «правило трех П», сформулированное психологом В.А.Петровским: понимание, принятие и признание ребенка. Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка. Принятие означает безусловное положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он педагога в данный момент или нет. Признание – это, прежде всего, право ребенка на решение тех или иных проблем, по существу, это право быть взрослым.

Пятая закономерность. 

Организуемая деятельность сопровождается или венчается ситуацией  успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Речь идет не об успешном предметном результате деятельности, а о внутренней индивидуальной удовлетворенности  ребенка собственными действиями, полученным результатом и течением эмоциональных переживаний во время работы.

Ситуация успеха - это  субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального  развития личности и ее индивидуальной жизни.

Самое общее условие создания ситуации успеха - положительное подкрепление. Педагог должен уметь производить  положительное подкрепление, возвышая духовные силы ребенка. Помимо этого, необходимо снимать страх ребенка перед  неуспехом («ничего страшного»), авансировать ребенка доверием («у тебя непременно получится»), усилить мотив деятельности («это так важно для нас и  для тебя»), отмечать исключительные черты личности ребенка, позволяющие  надеяться на успех («ведь ты...», «ведь у тебя...»), а также использовать педагогическое внушение.

Шестая закономерность. 

Развивающаяся автономия  и психологическая эмансипация  ребенка предписывают воспитанию так  вызываемый «скрытый характер». Целевые  воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил.

Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему  миру ребенка, предоставлением ему  личностной свободы, совместным осмыслением  жизни и ее устройства, а также  уважительным к нему отношением и  демократичным стилем общения. Даже в тот период ранней юности, когда  школьнику открываются возможности  самосовершенствования, то есть когда  воспитание может превратиться в  процесс самовоспитания, даже и в  этот период «скрытый характер» позиции  педагога сохраняется. Он может оказать  помощь ученику в самовоспитании, но при этом все-таки остается старшим  другом, помощником, наставником, откликнувшимся на просьбу о помощи.

Седьмая закономерность. 

Личность существует и  проявляет себя для других как  целостный феномен, в каждом отдельном  акте поведения она разом и  вкупе выстраивает систему личностных отношений к миру. Целостность  личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам целостность  воспитательных влияний.

Целостность воспитательного  процесса обеспечивается полифонией слова  и поступка, но обеспеченность эта  потенциальна, без педагога не реализуется. Грубый окрик, призывающий ребенка  к гуманности, вопреки призывам формирует  агрессивность, так как действует  в этот момент отнюдь не набор слов и их значение, а злобная экспрессия.

 

 

 

 

  1. Отношения «воспитатель  - воспитуемый».

 

По способу отношений между  воспитателями и воспитанниками различают следующие типы воспитания.

1. Авторитарное воспитание. Здесь преобладают такие методы воспитания, как требование, упражнение в соответствующем поведении с целью развития привычного поведения и др. Принуждение – основополагающий метод передачи общественного опыта новому поколению. Степень принуждения обусловливается правом воспитуемого предпочитать содержание прошлого опыта и системы ценностей. Преподаватель представляется абсолютно безошибочным и всезнающим. Он единолично принимает и отменяет решения, ведущими методами управления деятельностью учеников являются приказы.

Практически все вопросы по поводу обучения и воспитания педагог решает сам. Авторитарный способ может осуществляться в порядке личных ощущений по типу «Я – командующий» или «Я – отец».

2. Демократический стиль. Он характеризуется установленным разделением полномочий между преподавателем и воспитанником относительно его обучения, досуга, увлечений. Преподаватель советуется с воспитанником и дает ему возможность сообщать свое мнение относительно принятия различных решений и проблем. Педагог редко приказывает, а часто отмечает положительные результаты и достижения, при этом не перестает контролировать процесс обучения и воспитания. Преподаватель взыскателен, однако старается быть справедливым в оценке действий, суждений и поступков своего воспитанника. На практике осуществляется по типу «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

3. Либеральный стиль (невмешательство). Этот стиль воспитания представляет собой отсутствие деятельного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Такой преподаватель характеризуется невмеша-тельным методом, он является фактически посреднической составляющей между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Чтобы его воспитанники выполнили определенную работу, очень часто такому преподавателю приходится уговаривать их. Контроль обучения и воспитания осуществляется при возникновении уже конкретных проблем, а не постоянно.

4. Попустительский стиль. Этот стиль воспитания представляет собой своего рода безразличие со стороны преподавателя относительно развития, динамики учебного процесса, которое обычно неосознанно. Такой педагог ориентируется на удовлетворение всех потребностей и интересов воспитанников и не представляет себе потенциальные результаты их поступков. Основная точка зрения в деятельности такого педагога не мешать всяким действиям ребенка и удовлетворять все его потребности, иногда и в ущерб себе и ребенку.

Обычно при рассмотрении практики воспитателя чаще всего используют смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и др. Для любого преподавателя возможно употребление разных стилей в зависимости  от обстоятельств, однако в процессе преподавательской деятельности чаще всего формируется индивидуальный, стабильный стиль работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Подласый И. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов
  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Ростов-на-Дону, 1999.
  3. Воспитатели и дети: источники роста /Под ред. В.А.Петровского//М., 1994
  4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики // М.: УРАО, 2000.
  5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения // М.: Интор, 1996.
  6. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания // М.: Новая школа, 1996.  
     

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание как общественное явление и педагогический процесс