Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 01:53, контрольная работа
Взаимодействие анализаторов подготавливает почву к переходу в чувственном познании на более высокий по сравнению с ощущениями уровень – уровень восприятия или иначе к переходу от сенсорного на перцептивный уровень познания. Этот уровень, однако, нельзя рассматривать как некое суммирование ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование.
Характеристика восприятия и его особенности.
Восприятие как процесс. Виды восприятия.
Восприятие пространства, времени и движения.
Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести их друг с другом, наконец, понять смысл изображенного на чертеже или картине. Только после этого мы получим полный образ воспринимаемого объекта.
Большие
объекты – это те, пространственно-временные
параметры которых превосходят
возможности наших органов
Симультанное
восприятие дано человеку не от рождения,
а приходит с накоплением перцептивного
опыта. Хорошо это иллюстрируется прогрессом
в чтении. Вначале мы знакомимся
с элементами букв. Потом из них
складываем буквы и учимся воспринимать
буквы целиком. Следующий этап –
схватывание слогов и целиком
слов. Далее – целых словосочетаний
и строк. Некоторые люди способны
читать абзацами и даже страницами
(скорочтение). Здесь мы видим, как
происходит укрупнение порций перцептивной
информации, одномоментно схватываемых
как целостное образование и
именуемых обычно единицами восприятия:
от элементов букв до страниц текста.
Емкость единиц восприятия косвенно
характеризует пространственный аспект
восприятия. Чем крупнее эти единицы,
то есть чем больший объем информации
они содержат, тем быстрее создается
образ воспринимаемого
Наглядный пример сукцессивности и симультанности восприятия: человек занимает очередь и хочет отойти. Людей до и после себя он с усилием пытается запомнить по отдельным приметам – рост, особенности лица, цвет волос, одежда, украшения и тому подобное. Но если за вами стоит знакомый человек, то нет нужды отмечать его приметы, его образ у вас представлен целиком даже независимо от того, в какой он одежде. В первом случае происходит процесс сукцессивного восприятия, во втором – симультанного. Сукцессивность базируется на двигательной, моторной основе. Симультанность – на нейронной.
Деление
на внешнее и внутреннее восприятия
основано на делении всего множества
подлежащих восприятию объектов на два
подмножества: объекты внешнего (объективного)
мира и объекты внутреннего (субъективного)
мира. Первая группа представлена предметами
и явлениями внешней физической
и социальной среды субъекта. Вторая
группа включает собственные психические
явления субъекта и их проявление
в его поведении. Это его образы,
мысли, чувства, отношения, состояния,
мнения, интересы и тому подобное, а
также их объективное выражение
в движениях и высказываниях.
Отражение этих явлений самой
психикой называется рефлексией, которая
может осуществляться на всех уровнях
и во всех видах психической
Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражения.
Восприятие
пространства.
В
понятие «восприятие
Второй
аспект восприятия заключается в
психическом отражении
В
психологии восприятие пространства обычно
рассматривается во втором аспекте
(как отражение
В
норме главную роль в восприятии
пространства у человека играют зрительные
восприятия, которые базируются одновременно
и на зрительных, и на двигательных
ощущениях. Вспомогательную роль играют
слуховые и обонятельные восприятия,
а на близких расстояниях –
двигательные и осязательные (особенно
при восприятии формы).
Восприятие
времени.
Восприятие
времени человеком есть процесс
психического отражения объективно
протекающих событий. Поэтому следует
различать время физическое (астрономическое)
как объект восприятия и время
психологическое как
Тогда
восприятие времени у человека складывается
из восприятия длительности и упорядоченности
событий. Длительность есть процессуальная
протяженность различных
Ориентировка во времени производится не какими-то специальными нервными центрами, а системой анализаторов, действующей как единое целое. У животных временная ориентировка основана на рефлекторной деятельности. У человека эта деятельность совершенствуется и превращается в сложный процесс восприятия времени. В его основе, по-видимому, лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Чувство времени у человека в большей мере обусловлено органическими изменениями, связанными с ритмичностью основных физиологических процессов (дыхания, пульса, усвоения пищи и так далее) и ритмом всей его обыденной жизни (циклы «сон – бодроствование», «труд – отдых», «рабочая неделя – выходные дни» и тому подобное).
Наиболее
точной оценке небольших временных
интервалов способствуют слуховые и
двигательные ощущения и восприятия.
В первую очередь потому, что хорошо
отражают ритм.
Восприятие
движения.
Восприятие движения – это отражение изменения положения объектов в физическом пространстве. Восприятие движения имеет очень важное биологическое значение. Для многих животных движение объекта значит больше, чем сам объект. Движение – это прямой сигнал об изменении ситуации. Заметить движение – значит вовремя среагировать на опасность или объект питания, а, следовательно, выжить. В эволюции, по-видимому, восприятие движения сформировалось раньше восприятия формы, величины, удаленности. Свидетельством этого является тот факт, что наше периферическое зрение чувствительно только к движению и не воспринимает формы, размеры, цвета.
Параметрами движения объекта, отражаемыми в восприятии, являются скорость, ускорение и направление. Сведения о движении человек получает: 1) непосредственно воспринимая изменения; 2) на основе умозаключений. Первый путь доступен, если скорость движения не превышает различительную чувственность к движению. В противном случае мы ориентируемся не на сам акт перемещения объекта в пространстве, а на результат. Таковы наблюдения за движением минутной и часовой стрелок в часах, за перемещением звездного неба в течение ночи и тому подобное.
Зрение дает информацию о движении двумя способами: при фиксируемом взоре и при прослеживании глаз за объектом. В первом случае глаза остаются относительно неподвижными, а перемещается и все более изменяется отображение предмета на сетчатке. Во втором случае отображение на сетчатке остается относительно постоянным, но перемещаются глаза. И в том, и в другом случае одних зрительных ощущений для адекватного восприятия недостаточно.
Большую роль в адекватном отражении движения играет перцептивный опыт субъекта. Некоторые психологи даже считают, что основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной деятельности на основе всего прошлого опыта человека.1
Особый
случай – восприятие движения в
глубину. Здесь перемещение предметов
воспринимаются благодаря изменению
размеров изображения и смешиванию
не вполне соответствующих точек
на сетчатках обоих глаз. Этот тип
движения для восприятия сложнее, чем
перемещение в плоскостях, перпендикулярных
взгляду. Для правильной оценки этого
движения требуется значительный опыт,
тренировка. На практике с этим видом
восприятия движения часто сталкиваются
милицейские работники при
Движение можно воспринять с помощью не только зрительной системы, но и используя другие анализаторы. С помощью слуха мы определяем движение по изменению слышимой громкости звука, издаваемого перемещающимся объектом, или через механизм локализации. Но точность отражения движения в этом случае, конечно, значительно ниже, чем при зрительном восприятии. Аналогично воспринимается движение с помощью обоняния, но с еще меньшим эффектом. Узнать о движении объектов вблизи себя человек в состоянии, соприкасаясь с ними, через мышечные восприятия и тактильные ощущения. В последнем случае возможны два варианта: улавливается перемещение объекта непосредственно по телу человека или через колебания воздуха, вызванные движением близко расположенного объекта.
Список использованной литературы:
Информация о работе Восприятие как вид познавательного процесса