Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:07, контрольная работа
Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетической анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
I. Восприятие времени, движения, пространства.
II. Восприятие пространства.
III. Восприятие времени.
IV. Восприятие движения.
V. Литература.
9
эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах. Отчасти аналогичным приемом изображения движения посредством одновременного воспроизведения последовательных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре.
В восприятии движения значительную роль несомненно играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Мы можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.
Теории движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт).
Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).
Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются 2 последовательных восприятия объекта в различных положениях (а) и (б), то переживание движения не складывается из этих 2 ощущений, но соединяет их, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер называет фи-феномен, — оно не есть результат движения глаз или последовательных образов на центральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие движения. В стробоскопических иллюзиях последовательные образы могут дать впечатление лишь об определенных положениях предмета, но они не объясняют, почему воспринимается переход предмета из одной фазы
10
в другую. Согласно формально-идеалистической точке зрения Вертгеймера, восприятие движения может быть даже без восприятия предмета, который движется.
С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ о восприятии движения. Исследователи поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие — неподвижными? Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она воспринимается движущейся. Ими было показано, что из 2 предметов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.
11
V. Литература
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания/ - М., 1960.
2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений/ - Л., 1961.
3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия/ - М., 1968.
4. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.
5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учеб. пособие/ - М.: Изд. МГУ, 1973.
6. Вудроу Г. Восприятие времени/ Под ред. Стивенса С.С. Экспериментальная психология: в 2-х тт. – М., 1963.
7. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности/ - Киев: Изд. «Наукова думка», 1984.
8. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека/ - М.: Изд. «Медицина», 1990.
9. Кондаков. И. М. Психология. Иллюстрированный словарь./ – СПб.: «ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК», 2003.
10. Ланге Н.Н. Психический мир/ Под редакцией М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ - М., 1972.
12. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства/ - М.: Изд. МГУ, 1985.
13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии/ – СПб.: Питер, 2004.
14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ – СПб.: Питер, 2003.
15. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – изд. 2-е, исправленное и доп. – М.: «ЧеРо», 2002.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ - СПб.: Питер, 2003.
17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии./ – Ростов на Дону: издательский центр «МарТ», 2002.
18. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд./ – СПб.: Питер, 2003.
Информация о работе Восприятие времени, движения, пространства