Восприятие времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:33, реферат

Описание

Цель данной работы: изучить особенности восприятия времени человеком.
Предмет исследования: восприятие времени.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Изучить основные представления о времени в разные исторические периоды и особенности процесса восприятия.
Выявить механизмы и особенности восприятия времени человеком.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие времени.
Глава 2.Основные характеристики восприятия.
Глава 3. Особенности восприятия времени человеком.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психологии.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

     Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных .

     Восприятие  зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми .

     Существенным  фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано очень много случаев, когда восприятие субъекта искажалось под влиянием установки. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов. Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т.п.) показывают, что восприятие — активный процесс, которым можно управлять .

     Восприятие  имеет свои физиологические основы. В основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого .

     Существует  два основных типа классификации  восприятий. В основе классификации  восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения .

     Итак, восприятие – это сложный процесс, происходящий с участием чаще нескольких анализаторов. В данной главе мы рассмотрели основные свойства восприятия, основные факторы, влияющие на его содержание. Все выше перечисленное распространяется, в частности, и на восприятие времени. Таким образом, изучив основные представления о времени, закономерности процесса восприятия, мы переходим к рассмотрению особенностей восприятия времени человеком.

 

     

     ГЛАВА 3.

     ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ  ЧЕЛОВЕКОМ 

     Восприятие  времени – это образное отражение  таких характеристик явлений  окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировке промежутков времени играют кинестетические и слуховые ощущения . Исследование механизмов восприятия времени является одной из центральных проблем психологии и физиологии. Без оперирования понятием времени мы не можем обойтись как в повседневной жизни, так и при описании большинства научных феноменов. Время носит сквозной характер по отношению ко всем психическим процессам, оно пронизывает и связывает их. Временные особенности психики человека обнаруживаются в скорости, длительности ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций, характерных для лиц с определенным типом темперамента, возраста, пола, групп людей .

     Можно указать, что восприятие времени  имеет различные аспекты и  осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием биологических часов. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. Сюда же относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т. п. .

     Все перечисленные условия лежат  в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. Они могут проявляться у животных в выработке «рефлексов на время» или «запаздывающих рефлексов», и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так, было показано, что одни препараты (например амфетамин, закись азота) существенно укорачивают оценку небольших отрезков времени, в то время как другие препараты (например ЛСД) удлиняют оценку небольших интервалов времени, при приеме гашиша, мескалина время удлиняется .

     Можно разграничить два вида восприятия: непосредственное восприятие времени  как простой временной чувствительности и сложное восприятие времени, которое  опосредовано высшими психическими функциями .

     От  субъективной оценки длительности текущих  интервалов на уровне восприятия следует отличать ориентировку во времени как определение данной фазы изменений в общем цикле изменений. Двумя наиболее важными системами временных ориентиров у человека являются: смена дня и ночи и ритмы самого организма: перед привычным временем приема пищи ощущается голод, перед сном – усталость. Ориентировка во времени формируется в процессе индивидуального развития. Только к 5 годам ребенок безошибочно называет утро и послеполуденное время.

     От  элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени. К таким эталонам, опосредствующим оценку времени, относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Именно в силу этого точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться, причем, как показали наблюдения над музыкантами, спортсменами, парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. По некоторым данным, таким путем можно довести точность восприятия коротких интервалов времени до удивительной точности, например, вырабатывая у людей способность различать интервалы в 1/18 секунды от интервалов 1/20 секунды.

     От  оценки коротких интервалов следует  отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т. п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. При восприятии длинных интервалов всегда требуется некоторое целенаправленное усилие, чтобы объединить начало и конец длительности в целостный образ. Эта форма оценки времени является особенно сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования времени.

     С помощью памяти можно установить прошлые изменения, с помощью  воображения – будущие. Таким образом, человек приобретает прошлое и будущее, т.е. временной кругозор. Длительность открывается сознанию благодаря чувству времени. На высшем уровне – уровне интеллектуальных операций формируется понятие времени, происходит абстрагирование от конкретных изменений во времени и тогда человек может адекватно реконструировать прошлое, предвидеть будущее, организовывать их в той мере, в какой они зависят от его деятельности. Таким образом, человек становится хозяином измерений и овладевает временем.

     Человек способен анализировать процессы по времени, рассматривая их диахроническую структуру (изменение каждого отдельного процесса с течением времени) и синхроническую структуру (течение событий, происходящих одновременно). Наконец, человек делает попытки анализировать, что такое время и какими свойствами оно обладает.

     В рамках зарубежной экспериментальной  психологии широко распространен когнитивный подход к восприятию времени. В его рамках кодирование времени рассматривается как исключительно когнитивный процесс, не связанный с объективным временем. Этот процесс зависит от количества переработанной информации, от того, сколько внимания было уделено текущему когнитивному событию. Задача, действие, в которое включен человек, также влияет на восприятие времени. Существуют и более биологически ориентированные концепции, в которых вопрос о восприятии времени рассматривается в тесной связи с исследованиями биоритмов организма. Внешняя среда может участвовать в этом процессе только через воздействие на эти биоритмы, замедляя или увеличивая их частоту, синхронизируя их с какими-либо внешними явлениями. Посредством биоритмов обычно описывают восприятие длительных интервалов времени порядка, дней. В отечественной психологии доминирует деятельностный подход к изучению субъективного течения времени. В его рамках процесс восприятия и оценки длительности анализируется через соотношение и анализ с деятельностью человека. Так, например, длительность момента субъективного настоящего определяется через включенность этого момента в деятельность человека, каузальными связями событий в прошлом, настоящим и будущим. Психофизиологический подход предполагает использовать данные, накопленные в психологии для соотнесения их с данными о механизмах работы нейронных сетей, мозговых образований, накопленными в нейронауке.

     Ориентировка  во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. Многочисленные данные клинических наблюдений убедительно показали, что нет оснований предполагать существование очаговой локализации восприятия времени в коре, т.е. специального центра отсчета времени. Расстройство временных восприятий наблюдается при поражении различных отделов коры. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему и действующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. Наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Особую роль играет кинестезический анализатор в восприятии ритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии групп стимулов. Последовательные группы обычно строятся по одному образцу и воспринимаются как повторение. Характер воспринимаемой группировки в значительной степени определяется особенностями серии стимулов: относительная интенсивность стимулов, их абсолютная и относительная длительность, расположение во времени. Если серия состоит из физически идентичных и единообразно расположенных во времени стимулов, то восприятие ритма определяется субъективными факторами. Испытуемый обычно воспринимает серию групп, в каждой из которых акцентированы определенные элементы. Воспринимаемый при этом ритм называется субъективным ритмом, а ударение — субъективным ударением. Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Переживание ритма по самому существу своему активно.

     Но  в восприятии и оценке времени  могут участвовать и другие анализаторы. Зрительный рецептор, например, является по преимуществу органом восприятия пространства. Наряду с этим ему принадлежит определенная роль и в восприятии времени, поскольку в работе глаза дело не обходится без движений (аккомодации и конвергенции).

     Восприятие  времени, будучи связанным с определенными  психофизиологическими механизмами  и их системами, может нарушаться, в частности при очаговых поражениях головного мозга. Приведем некоторые характерные примеры. Больная С., 32 года. Констатировано поражение зрительного бугра, которое выражается в ряде таламических симптомов. У больной наблюдается расстройство восприятия времени: она неправильно оценивает небольшие временные интервалы, значительно удлиняет их. Врач просит С. сказать, когда пройдет одна секунда, начало которой он отмечает. Больная через 5–7 сек. говорит, что прошла минута. Продемонстрированный ей интервал в 5 и 10 сек. она также принимает за 1 минуту. В первые недели больная была дезориентирована в настоящем, не могла назвать текущий год, месяц и число, определить длительность своего пребывания в больнице, утро принимала за вечер.

     В других случаях при поражении лобных долей коры полушарий головного мозга человек лишается способности планирования действий во времени. Так, больная В. жаловалась на головные боли и понижение зрения. У нее определили менингиому передней черепной ямки с отдавливанием лобных долей, полосатого тела и промежуточного мозга. Во время операции был резецирован полюс лобной доли. Через четыре дня у больной обнаружилась дезориентация во времени: она говорила о том, что сейчас 1928 год (дело происходило в 1938 году), неправильно указывала месяц, время года. Таким образом, клинический материал также свидетельствует в пользу положения о том, что в основе восприятия времени лежит системная деятельность различных отделов головного мозга, а не функционирование какого-то особого «центра».

     Также возможен сложный комплекс нарушений  восприятия времени, например, возможность сосуществования ощущения пребывания и в настоящем, и в прошлом, и даже во всех трех временах. Также наблюдаются нарушения перцепции времени при длительном (несколько суток) лишении сна.

     Восприятие  времени у человека не является врожденным. С формированием личности ребенка, с возникновением и развитием самосознания, которые обусловлены включением ребенка в учебную и трудовую деятельность, начинается этап осознания им течения времени своей жизни. Временные понятия определяются, в основном, той культурой (цивилизацией), к которой человек принадлежит.

Информация о работе Восприятие времени