Возникновение метода «социометрии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание

Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Эта методика была разработана Джекобом Морено – американским психиатором и социальным психологом. Морено с позиций, близких к гештальтпсихологии изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое благополучие личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

Работа состоит из  1 файл

социометрия.docx

— 123.62 Кб (Скачать документ)

Первый этап – построение простейшей социоматрицы. Результаты разносятся по матрице с помощью  условных обозначений. По вертикали  записываются фамилии членов группы под номерами, по горизонтали –  только номера членов группы. При положительном  выборе на соответствующих пересечениях ставятся цифры +1, +2, +3, обозначая этим, кого бы выбрали в первую, вторую, третью очередь, -1, -2, -3 – те, кого не выбрали бы в первую, вторую и  так далее. В таблице взаимный выбор обводится (независимо от очередности  выбора). После занесения всех выборов  в таблицу подсчитывается по вертикали  сумма всех полученных выборов каждым членом группы результатов, затем подсчитывается сумма баллов: первая очередь - +3 (-3) балла, вторая - +2 (-2) и так далее. По этим результатам определяется статус человека в группе. По анализу социоматрицы можно составить представление  о взаимоотношениях внутри группы. Для составления картины по нескольким выборам могут быть построены  суммарные социоматрицы, а также  социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Достоинство социоматрицы: возможность представить выборы в числовом виде, а также установить статус членов группы, порядок влияний.

 

 

    1. Социограмма

 

На основе социоматрицы строится социограмма.

Социограмма – это графическое  выражение математической обработки  результатов социометрического  теста при исследовании межличностных  отношений между членами малой  группы. При составлении социограммы  людей просят ответить на ряд вопросов « с кем бы вы предпочли сидеть рядом на дружеской вечеринке?». На основании ответов, полученных от всех челнов группы, составляется диаграмма связей, указывающих на дружеские отношения, «звезд» (часто выбираемых людей) и «пари» (тех, кого выбирают редко или вообще не выбирают)17.

На основании социограммы  можно провести анализ структуры  взаимоотношений в группе. Она  дает наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности. Социоматрица позволяет сделать более глубокое качественное описание и наглядное представления групповых явлений. При анализе социограммы выделяются наиболее влиятельные члены, взаимные пары, группировки, составленные их стремящихся выбрать друг друга. Наиболее часто встречаются группировки из 2 – 3 членов.

Есть несколько вариантов  социограммы. Первый вариант: совокупность концентрических окружностей с  размещенными внутри номерами фамилий, которые соединяются между собой  стрелками, характеризующими выборы. Наиболее популярные члены группы располагаются  во внутреннем круге, в следующем  круге находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому  и так далее. Второй вариант: произвольное плоскостное изображение, на котором  выделены группировки взаимно выбравших  друг друга индивидов. Расстояния между  группировками характеризуют выборы между ними. Третий вариант: индивидуальная социограмма. Она заключается в том, что выбранный член группы изображается в системе выявленных в ходе исследования связей.

Обычно внутри социограммы  лица мужского пола изображаются с  помощью маленьких треугольников, женского – окружностей. Такая форма  изображения делает социограмму  более наглядной.

Обычно условные обозначения  на социограмме выглядят следующим  образом:

 

 

Типы социограмм:

  1. произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы;
  2. концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;
  3. локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Выбор типа социограммы определяется задачами исследования. Социограмма  произвольного вида представляет собой  следующее:

 

 

3.2.1 Анализ социограммы

Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.

 

3.3 Социометрические индексы

 

Объективизация результатов  исследования вычисляется с помощью  социометрических индексов. Существуют персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе.

Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для  выбираемого), индекс эмоциональной  экспансивности (для выбирающего) и  индекс адекватности оценки своего положения  в группе.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом  соотноситься с другими элементами. Это свойство может быть измерено числом – индексом социометрического  статуса. Есть положительный и отрицательный  статус, в зависимости от того, как  личность влияет на других.

Индекс положительного статуса  определяется по формуле:

 

С+=B+/N – 1

 

Индекс отрицательного статуса  определяется по формуле:

 

С+= B-/N – 1

 

где, В+ - количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, В- - количество полученных им отрицательных выборов, N- число членов группы.

Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии  к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности  респондента.

Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:

 

Э=V+ + V-/N – 1

 

где, V+ - количество сделанных респондентом положительных выборов, V- - количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы.

Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре  социометрии.

Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в  группе используется, если исследование предусматривало применение как  коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:

 

А=P/Q

 

где, Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, a Q - число ожидавшихся выборов себя другими.

Основными Г.С.И. являются индексы  эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).

Индекс обшей эмоциональной  экспансивности группы вычисляется  по формуле:

 

Эгр= VN+ + VN- /N

 

где, VN+ - сумма всех положительных выборов в группе, VN- - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.

Индекс психологической  взаимности выборов характеризует  во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает «удельный  вес» положительной взаимности отношений  в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:

 

BBгр=100X+ / 1/2 N (N – 1)

где, Х+ - число положительных взаимных связей в группе.

1 Козлов В.В., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития  личности малых групп. 2002, стр. 136.

2 Козлов В.В., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития  личности малых групп. 2002, стр. 148.

3 Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе/ Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001, стр. 47

4 Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь – справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000,стр. 257.

5 Козлов В.В., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития  личности малых групп. 2002, стр. 234.

6  Немов Р.С. Психология: Словарь – справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – Ч., стр. 225

7 Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию:    Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 190.

8 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.,2001, стр. 57.

9 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию:    Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 190.

10 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию:    Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 191.

11 Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 193.

12 Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 193 – 194.

13 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.,2001, стр. 145.

14 Немов Р.С. Практическая психология: Познай себя. Влияние на людей.-М.,2002, стр. 157.

15 Козлов В.В., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития  личности малых групп. 2002, стр. 246 – 248.

16 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.,2001, стр. 342.

17 Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь – справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000, стр. 312.


Информация о работе Возникновение метода «социометрии»