Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:06, контрольная работа
Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Эта методика была разработана Джекобом Морено – американским психиатором и социальным психологом. Морено с позиций, близких к гештальтпсихологии изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое благополучие личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.
Первый этап – построение простейшей социоматрицы. Результаты разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются фамилии членов группы под номерами, по горизонтали – только номера членов группы. При положительном выборе на соответствующих пересечениях ставятся цифры +1, +2, +3, обозначая этим, кого бы выбрали в первую, вторую, третью очередь, -1, -2, -3 – те, кого не выбрали бы в первую, вторую и так далее. В таблице взаимный выбор обводится (независимо от очередности выбора). После занесения всех выборов в таблицу подсчитывается по вертикали сумма всех полученных выборов каждым членом группы результатов, затем подсчитывается сумма баллов: первая очередь - +3 (-3) балла, вторая - +2 (-2) и так далее. По этим результатам определяется статус человека в группе. По анализу социоматрицы можно составить представление о взаимоотношениях внутри группы. Для составления картины по нескольким выборам могут быть построены суммарные социоматрицы, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Достоинство социоматрицы: возможность представить выборы в числовом виде, а также установить статус членов группы, порядок влияний.
На основе социоматрицы строится социограмма.
Социограмма – это графическое выражение математической обработки результатов социометрического теста при исследовании межличностных отношений между членами малой группы. При составлении социограммы людей просят ответить на ряд вопросов « с кем бы вы предпочли сидеть рядом на дружеской вечеринке?». На основании ответов, полученных от всех челнов группы, составляется диаграмма связей, указывающих на дружеские отношения, «звезд» (часто выбираемых людей) и «пари» (тех, кого выбирают редко или вообще не выбирают)17.
На основании социограммы можно провести анализ структуры взаимоотношений в группе. Она дает наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности. Социоматрица позволяет сделать более глубокое качественное описание и наглядное представления групповых явлений. При анализе социограммы выделяются наиболее влиятельные члены, взаимные пары, группировки, составленные их стремящихся выбрать друг друга. Наиболее часто встречаются группировки из 2 – 3 членов.
Есть несколько вариантов
социограммы. Первый вариант: совокупность
концентрических окружностей с
размещенными внутри номерами фамилий,
которые соединяются между
Обычно внутри социограммы
лица мужского пола изображаются с
помощью маленьких
Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:
Типы социограмм:
Выбор типа социограммы определяется задачами исследования. Социограмма произвольного вида представляет собой следующее:
3.2.1 Анализ социограммы
Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.
3.3 Социометрические индексы
Объективизация результатов исследования вычисляется с помощью социометрических индексов. Существуют персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе.
Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Это свойство может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Есть положительный и отрицательный статус, в зависимости от того, как личность влияет на других.
Индекс положительного статуса определяется по формуле:
С+=B+/N – 1
Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:
С+= B-/N – 1
где, В+ - количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, В- - количество полученных им отрицательных выборов, N- число членов группы.
Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности респондента.
Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:
Э=V+ + V-/N – 1
где, V+ - количество сделанных респондентом положительных выборов, V- - количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы.
Следует обратить внимание,
что индекс экспансивности определяется
только при непараметрической
Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если исследование предусматривало применение как коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:
А=P/Q
где, Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, a Q - число ожидавшихся выборов себя другими.
Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).
Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:
Эгр= VN+ + VN- /N
где, VN+ - сумма всех положительных выборов в группе, VN- - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.
Индекс психологической
взаимности выборов характеризует
во многом степень групповой
BBгр=100X+ / 1/2 N (N – 1)
где, Х+ - число положительных взаимных связей в группе.
1 Козлов В.В., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. 2002, стр. 136.
2 Козлов В.В., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. 2002, стр. 148.
3 Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе/ Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001, стр. 47
4 Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь – справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000,стр. 257.
5 Козлов В.В., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. 2002, стр. 234.
6 Немов Р.С. Психология: Словарь – справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – Ч., стр. 225
7 Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 190.
8 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.,2001, стр. 57.
9 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 190.
10 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 191.
11 Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 193.
12 Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М.,2003, стр. 193 – 194.
13 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.,2001, стр. 145.
14 Немов Р.С. Практическая психология: Познай себя. Влияние на людей.-М.,2002, стр. 157.
15 Козлов В.В., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. 2002, стр. 246 – 248.
16 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.,2001, стр. 342.
17 Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь – справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000, стр. 312.