Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:19, реферат
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В. п. оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.
Введение………………………………………………………… 2
1.Рефлекторная регуляция функций в организме………….. 3
1.1Рефлекс-как элементарный акт нервной деятельности…. 3
1.2Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регуляторных процессов……………………………………….. 7
2.Типологические особенности ВИД человека……………….. 11
2.1Учение И.П. Павлова о сигнальных системах действитель-
ности…………………………………………………………. .11
2.3Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе... 12
Заключение………………………………………………………. 15
Список литературы……………………………………………… 17
В человеке прибавляется… другая система сигнализации, сигнализация первой системы — речью, её базисом или базальным компонентом — кинестетическими раздражениями речевых органов. Этим вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предшествующей системы, в свою очередь опять же с анализированием и синтезированием этих первых обобщенных сигналов — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека — науку, как в виде общечеловеческого эмпиризма, так и в её специализированной форме.[2]
— Павлов И.П. "Рефлекс свободы"
В изучении В. с. с. вначале преобладало накопление фактов, характеризующих значение обобщающей функции словесных сигналов, а затем — вскрытие нервных механизмов действия слова. Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей (см. Условные рефлексы); при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие В. с. с. — результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно.
Существенным резервом для дальнейших исследований остаются проблемы типологии колоссальных индивидуальных различий во взаимосвязях общего и специального типов ВНД, неокортекса и эмоционально-волевой и непроизвольной регуляции деятельности и общения, пока что слабо представленных как в физиологии ВНД, так и в психолингвистических исследованиях и в антропологической лингвистике.
4. Заключение.
Особенностью высшей нервной деятельности
человека является параллельное существование
двух сигнальных систем: «У человека в
отличие от животных существуют две
системы сигнальных раздражителей:
первая сигнальная система, состоящая
из непосредственных воздействий внутренней
и внешней среды на сенсорные
входы, и вторая сигнальная система,
состоящая преимущественно из слов,
обозначающих эти воздействия». Замещение
вызывающего реакцию ощущения словом
возникает у человека в процессе его общественно-трудовой
деятельности, причём слово является также
средством познания окружающей действительности,
обобщенного и опосредованного отражения
существенных ее свойств. В словах, в языке
выражается уже не конкретное, а отвлечённое
мышление, в языке оно формируется, без
него не может существовать.
1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный).
К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми. У людей с чрезмерным развитием первой сигнальной системы, как правило, слабо развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Однако чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, также является нежелательным качеством человека.
Особенностью
ВНД человека является также осознанность
многих внутренних процессов его
жизни. Сознание - основная функция
человеческого мозга; само мышление
неразрывно связано с этой следующей,
второй ступенью в развитии высшей
нервной деятельности, свойственной
только человеку. Отражая действительность
в логических формах мышления, т. е.
восходя от ощущений, впечатлений
и конкретно-чувственных
Таким образом, хотя в основе высшей нервной деятельности и животных, и человека лежат общие механизмы, именно указанные выше особенности сделали Homo sapiens сегодняшним венцом эволюции.
5.
Список использованной литерату
1. Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. -- 478 с.
2. Ждан, А.Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ,1990. - 367с.
3. Кемп, П. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс; [пер. с англ.]. - М.: Мир, 1988. - 671с.
4. Лейман, Д. Биология без тайн / Д. Лейман; [пер. с англ. и ред. А.Е. Доброчаева]. - М.: Эксмо,2008. - 416с.
5. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3кн. / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688с.