Возрастные кризисы в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:41, реферат

Описание

Цель работы заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию возрастных кризисов. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
- теоретический анализ аспектов изучения проблемы возрастных кризисов;
- раскрытие сущности и содержания возрастных кризисов;
- изучение общих принципов возрастного психического развития;
- психологический анализ кризисов возрастного развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………......................3
1.Сущность возрастного кризиса……………………………………………...5
2. Возрастные кризисы………………………………………………………….7
2.1 Кризис новорожденного………………………………………………..…9
2.2 Кризис подросткового возраста………………………………………....12
2.3 Кризис среднего возраста……………………………………………..…15
2.4 «Узелковый период» кризис старости…………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………...…20
Список используемой литературы…………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Возрастные кризисы в жизни человека.docx

— 34.60 Кб (Скачать документ)

Важные события в психической  жизни ребенка - возникновения слухового  и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й недели, зрительное - на 3-5 недели.

Новорожденный проводит время  во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния  начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Лицо взросло вызывает у ребенка состояния «блаженство» - он улыбается. Улыбка на лице ребенка  и является концом кризисом новорожденности. С этого момента у него начинаются индивидуальная психическая жизнь.

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время  находится в движении. Он откликается  эмоционально. Комплекс оживления включает четыре основных компонентов:

Замирания и зрительное сосредоточение - долгие, пристальный взгляд на взрослого;

Улыбку, выражающую радостные  эмоции ребенка;

Двигательные оживления, движения головы, вскидывание ручек  и ножек, прогибание спинки и п.р.;

Вокализации - вскрики (громкий  отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки «кх», «гк»), гуление (протяжные  звуки, напоминающие пение птиц - «гуулллиии»  и п.р.).

Дети, отстающие в развитие прежде всего отстают именно в  появления комплекса оживления. Комплекс оживления, как первый специфический  поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего его психического развития. Он является первым актом общения ребенка  со взрослым и свидетельствует о  переходе в новый стабильный период - период младенчество.

 

 

2.2 Кризис подросткового  возраста

На образ физического  “я” и самосознания в целом  оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием  оказываются наименее выгодным положением; акселерация создает более благоприятные  возможности личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста, подросткового  кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений  наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка  личностная нестабильность. Противоположные  черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя  противоречивость характера и поведения  взрослеющего ребенка.

Многие подростки, подпадая под зависимость от физического  состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности  воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст- период отчаянных попыток «пройти через  все». При этом подросток по большей  части начинает свой поход с табуированных  или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для  куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении  напряженности, тревоги, раздражительности.

Подростки достаточно легкомысленно  относятся к человеческим порокам  и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и  наркотикам, превращая их из источника  ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство  ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным  контактам с представителями  противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения  ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления  могут оказать влияние на сферу  сексуальной жизни взрослого  человека. Поэтому важно, чтобы эти  впечатления отражали достойные  формы взаимодействия юных сексуальных  партнеров. Многие подростки на почве  неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни  подростков ложатся на психику тяжелым  бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) В  результате потери самоидентичности толкает  многих подростков в состояние остро  переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать  на отроческий кризис, связанный с  духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального  положения отрока (возникают новые  отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и  глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений  о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность  может быть столь сильной, что  появляются навязчивые состояния: непреодолимые  угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое  отношение к этим состояниям, что  усугубляет тяжелые чувства подростка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизме - бессмысленном противодействии  других, немотивированном противостоянии родителям, учителям. Задача близких  взрослых и психологов здесь однозначна - необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить  его жизнь в этот период.

 

 

2.3 Кризис среднего  возраста.

Кризис среднего возраста - самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди ( особенно творческие ), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период ( после подросткового) приходится наибольшее число суицидов.

Как уже говорилось выше, у взрослого человека начинают формироваться  вопросы, на которые он не в состоянии  ответить, но которые сидят внутри и разрушают его. « в чем  смысл моего существования!?», «это то, чего я хотел!? Если да, то что  же дальше!?» и т.д. представления  о жизни, сложившиеся между двадцатью  и тридцатью годами, не удовлетворяют  его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и  внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени  и сил потрачено впустую, что  он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. П. Иными  словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей  жизни, в себе: семью, профессию, привычный  образ жизни. Самореализовав себя в  период молодости, человек вдруг  осознает, что, в сущности, стоит  перед той же задачей - поиска, самоопределения  в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в  том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует  о том, что человек переходит  на новую возрастную ступень - возраст  взрослости. «кризис тридцати» - условное название этого кризиса. Это состояние  может наступить и раньше, и  позднее, ощущение кризисного состояния  может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс  развития идет по спирали, не останавливаясь.

Для мужчин в это время  характерны разводы, смена работы или  изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей ( автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует  свои детские и юношеские потребности.

У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей  степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал  свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая этот кризисный  момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь  хорошую работу, он стремится к  безопасности и стабильности. Человек  еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

 

 

2.4 «Узелковый  период» кризис старости

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три  подкризиса. Первый из них заключается  в переоценке собственного «я» помимо его профессиональной роли, которая  у многих людей вплоть до ухода  на пенсию остается главной. Второй подкризис  связан с осознанием факта ухудшения  здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у  себя в этом плане необходимое  равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может  принять мысль о смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых  она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь  в проблему естественной смерти. Для  них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда  в пространстве индивидуального  бытия начинает отчетливо звучать  напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Тем не менее, старение, смертельные  болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение  и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С  точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и  успеха, умирающий является потерпевшим  поражение.

Сейчас наша социальная структура, равно как и философия, религия  и медицина почти ничего не могут  предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые  люди, как правило, опасаются не самой  смерти, а возможности лишенного  всякого смысла чисто растительного  существования, а также страданий  и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

Культура сопереживания  смерти другого человека выступает  неотъемлемой составляющей общей культуры, как личности, так и общества в  целом. При этом совершенно справедливо  подчеркивается, что отношение к  смерти служит эталоном, индикатором  нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать  не только условия для поддержания  нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной  жизнедеятельности, удовлетворить  потребность пожилых и престарелых  людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы  досягаемости для старших поколений.

Многие взрослые в период возрастного кризиса своего ребенка  сталкивается с кризисом собственной  системы воспитание, поскольку изменения  в поведении ребенка начинают свидетельствовать о неэффективности  старой стратегии воспитания, приводят к субъективному переживанию  этой ситуации, пробам построения новых  поведенческих стратегий и тактик и переходу к новым формам взаимодействия с ребенком. Эта последовательность в целом повторяет структуру  возрастного кризиса с одним  существенным отличием: если ребенок  переживает активный кризис, то кризис воспитание взрослого - реактивный. Ребенок  «сам» разрушает привычные формы  совместности со взрослым, взрослый же «реагирует» на разрушение, вначале  делая попытку их сохранить.

В период возрастного кризиса  меняются действия всех участников взаимодействия: и взрослых, и детей. Условием для  успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Взрослому необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с  ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно  определенным образом действовать  и анализировать собственные  действия.

Как правило, возрастной кризис у взрослых людей усугубляется определенными  ненормативными факторами (сильные  эмоциональные переживания и  крупные неудачи - потеря важных родственных  связей, смерть, развод, выкидыш и  др.). На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные  состояния, неуклонно возрастает. С  одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями  условий жизни (нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального  окружения), с другой - с определенным эволюционным этапом в развитии психики  людей в целом.

Длительность кризисных  переживаний, возможность конструктивного  или деструктивного выхода из кризиса  в значительной мере определяются типом  совладания, отношения личности к  неблагоприятной жизненной ситуации. Наиболее типичные варианты отношений  личности к кризисам: игнорирующее; преувеличивающее; демонстративное; волюнтаристское; продуктивное.

Информация о работе Возрастные кризисы в жизни человека