Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:55, контрольная работа
Поэтому целью нашей работы стало изучение понятия, сущности, структуры, содержания и значение возрастных кризисов для развития личности человека.
Нами ставились следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия «возрастной возраст»;
Описать сущность и содержание возрастных кризисов;
Выделить значение возрастных кризисов для развития личности.
Введение
В настоящее время
знание фактов и закономерностей
психологического развития в детстве,
юности, зрелости и старости, возрастных
задач и нормативов развития, типичных
возрастных проблем, предсказуемых
кризисов развития и способов выхода
из них необходимо самому широкому
специалистов – психологам, педагогам,
врачам, социальным работникам и т.д.
Поэтому и возникло такое направление
в общей психологии как возрастная
психология, которая изучает особенности
развития психики на различных возрастных
этапах.
Каждый возрастной период изучают
с учетом общих тенденций развития, а также
в соответствии с особенностями предыдущего
и следующих возрастных периодов. Под
возрастом понимается период физического
и психического развития человека, ограниченный
хронологическими границами.
Изучением возрастных кризисов,
в том числе зрелых периодов жизни, занимались
многие авторы. Проблема кризисов имеет
огромную практическую значимость. В наше
время количество людей, испытывающих
кризисы, неуклонно возрастает. Это связано
с резкими изменениями условий жизни (девальвация
привычных ценностей, нестабильность
общественных структур, болезни, экономические
и национальные катаклизмы и т.д.). В кризисный
период человеку необходима квалифицированная
помощь. В дальнейшем, опираясь на основные
внутренние этические ценности и сущностные
смыслы, которые являются уроком кризиса,
человек может совершать поступки и строить
свою жизнь. Однако именно проблема выхода
из кризиса сейчас наименее разработана
в психологии.
Поэтому целью нашей работы
стало изучение понятия, сущности, структуры,
содержания и значение возрастных кризисов
для развития личности человека.
Нами ставились следующие задачи:
Понятие
возрастных кризисов связано
с закономерностями
Возрастные кризисы - психологически
трудные моменты в жизни человека, личностные
кризисы, связанные с его возрастом [5] .
Термин «кризисы возрастные» был
введен Л.С. Выготским, который определял
их как целостное изменение личности человека,
регулярно возникающее при смене стабильных
периодов и рассматривал это в качестве
критериев возрастной периодизации, характерных
для конкретного этапа развития. По Л.С.
Выготскому, возрастной кризис обусловлен
возникновением основных новообразований
предшествующего стабильного периода,
которые приводят к разрушению одной социальной
ситуации развития и возникновению другой,
адекватной новому психологическому облику
человека. Сам механизм смены социальных
ситуаций и есть психологическое содержание
возрастного кризиса. При возникновение
нового в развитии обязателен одновременно
и распад старого. Л.С. Выготский полагал
такое разрушение необходимым[1 1].
К.Н. Поливанова дала следующее
определение понятию «возрастной кризис»:
это преобразование социальной ситуации
развития, при котором старая социальная
ситуация развития разрушается, а на ее
месте, вместо нее, строится новая; психологическое
содержание возрастного кризиса состоит
в том, что происходит субъективация новообразования
предшествующего стабильного периода,
т. е. превращение новообразования стабильного
периода в субъектную способность индивида.
Таким образом, возрастной кризис можно
считать переходным периодом, который
неизбежно переживает человек при смене
возрастных этапов, завершении определенных
стадий развития. [4].
И.Г. Малкина-Пых в качестве
рабочего определения кризиса предлагает
следующее: кризис - это столкновение двух
реальностей: психической реальности
человека с его системой мировоззрения,
паттернами поведения и т. п. и той части
объективной действительности, которая
противоречит его предыдущему опыту [2].
По мнению А.В. Петровского и М.Г.
Ярошевского, возрастной кризис, относительно
непродолжительный по времени процесс,
который возникает при переходе человека
от одной возрастной ступени к другой
и связан с системными качественными преобразованиями
в сфере его социальных отношений, деятельности
и сознания [6].
В зарубежной, а
в последние годы - и в отечественной психологии
многие авторы исходят из представления
о нормативности, необходимости кризисов.
В настоящее время такой подход является
общепризнанным, хотя и идут дискуссии
по поводу механизмов кризисов, их привязанности
к конкретным возрастам и событиям и т.
д. Представление о критических периодах
в развитии многоаспектно. Говоря о психологическом
переходе, необходимо выделять представления:
о смене некоторой структуры или организованности
(Ж. Пиаже. Л. Кольберг и др.); -о психологическом
механизме возникновения нового (Я. Боом);
о кризисе (конфликте) как характеристике
некоторого отрезка онтогенеза (Э.Эриксон.
Д. Левинсон и др.).
Таким образом, возрастной кризис
можно считать переходным периодом, который
неизбежно переживает человек при смене
возрастных этапов, завершении определенных
стадий развития.
Суть возрастного
кризиса в преобразовании социальной
ситуации развития, при котором старая
социальная ситуация развития разрушается,
а на ее месте, вместо нее, строится новая;
психологическое содержание возрастного
кризиса состоит в том, что происходит
субъективация новообразования предшествующего
стабильного периода, т.е. превращение
новообразования стабильного периода
в субъективную способность индивида
[7].
Каждый возрастной кризис
это и изменение мировоззрения человека
и перемена его статуса по отношению, как
к обществу, так и к самому себе. Научится
воспринимать себя, нового, с позитивной
точки зрения — вот то, главное, что поможет
преодолеть психологические трудности
возрастных кризисов.
Кризис новорожденного. Свой первый
кризис связан с резким изменением условий
жизни новорожденного. Ребенок из привычных
условий попадает в новый мир. С первых
дней жизни у младенца имеется система
безусловных рефлексов: пищевых, защитных
и ориентировочных. Происходит адаптация
ребенка к новым условиям жизни.
Кризис трех лет
характеризуется тем, что личностные изменения,
происходящие с ребенком, приводят к изменению
его отношений со взрослыми. Этот кризис
возникает потому, что ребенок начинает
отделять себя от других людей, сознает
свои возможности, ощущает себя источником
воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми,
и у него невольно возникает желание выполнять
те же действия, что и они, например: «Когда
я вырасту большой, буду сам чистить зубы».
В этом возрасте появляются следующие
черты: негативизм, упрямство, обесценивание,
строптивость, своеволие, протест-бунт,
деспотизм. Эти характеристики описал
Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению
подобных реакций способствует зарождение
потребности в уважении и признании.
Личностное развитие и появление
самосознания в дошкольном возрасте становятся
причинами кризиса семи лет.
Основные признаки этого кризиса:
1) потеря непосредственности. В момент
возникновения желания и осуществления
действия возникает переживание, смысл
которого состоит в том, какое значение
это действие будет иметь для ребенка;2)
манерничание. У ребенка появляются тайны,
он начинает что-либо скрывать от взрослых,
строить из себя умного, строгого и т. д.;3)
симптом «горькой конфеты». Когда ребенку,
плохо он старается этого не показывать.
Появление данных признаков
ведет к трудностям в общении со взрослыми,
ребенок замыкается, становится неуправляемым.
В основе этих проблем лежат
переживания, с их появлением связано
возникновение внутренней жизни ребенка.
Становление внутренней жизни, жизни переживаний
– очень важный момент, так как теперь
ориентация поведения будет преломляться
через личные переживания ребенка. Внутренняя
жизнь непосредственно не накладывается
на внешнюю, но оказывает на нее влияние.
Кризис семи лет влечет за
собой переход к новой социальной ситуации,
которая требует нового содержания отношений.
Ребенку необходимо вступить в отношения
с людьми, осуществляющими новую для него,
обязательную, общественно необходимую
и общественно полезную деятельность.
Прежние социальные отношения (детский
сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому
он стремится скорее пойти в школу и вступить
в новые социальные отношения. Но, несмотря
на желание идти в школу, не все дети готовы
к обучению. Это показали наблюдения за
первыми днями пребывания ребенка в стенах
данного учреждения.
Подростковый кризис
- В 12-14 лет в психологическом развитии
многих детей наступает переломный момент,
известный под названием <подросткового
кризиса>. Внешне это проявляется в грубости
и нарочитости поведения подростка, стремлении
поступать наперекор желанию и требованию
взрослых, в игнорировании замечаний,
замкнутости и т. д.
Подростковый кризис
является пиком переходного периода от
детства к взрослости. Следует оговорить,
что бывают случаи бескризисного развития
ребенка. Чаще всего это происходит тогда,
когда взрослые чутко относятся к потребностям
детей и при первых признаках изменения
этих потребностей перестраивают свои
отношения с детьми таким образом, чтобы
последние могли удовлетворить свои новые
потребности. Иногда же бескризисное развитие
является лишь кажущимся, поскольку кризис
может проходить в сглаженной форме, а
также в силу тех или иных причин может
смещаться во времени. Кризисный характер
перехода от одного периода к другому
периоду его развития показывает, что
у ребенка появились новые потребности,
удовлетворение которых серьезно затруднено.
Подростковый кризис
отличается от всех других кризисов (кризис
1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей
продолжительностью. Л. И. Божович полагает,
что это связано с быстрым темпом физического
и умственного развития подростков, приводящего
к образованию таких потребностей, которые
не могут быть удовлетворены в силу недостаточной
социальной зрелости школьников этого
возраста, в то же время возникшие потребности
очень сильные, напряженные. На образование
подросткового кризиса влияют как внешние,
так и внутренние факторы. Внешние факторы
состоят в постоянном контроле со стороны
взрослых, в зависимости и опеке, от которых
подросток всеми силами стремится освободиться,
считая себя достаточно взрослым, чтобы
принимать самостоятельно решения и действовать
по своему усмотрению. Внутренние факторы
состоят в привычках и чертах характера,
мешающих подростку осуществить задуманное
(внутренние запреты, привычка подчиняться
взрослым и др.).
Подростковый кризис,
по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением
нового уровня самосознания, характерной
чертой которого является появление у
подростков способности и потребности
познать самого себя как личность, обладающую
только ей присущими качествами. Это порождает
у подростка стремление к самоутверждению,
самовыражению (проявлению себя в тех
качествах, которые он считает наиболее
ценными) и самовоспитанию. Механизмом
развития самосознания является рефлексия.
Подростки критично относятся к отрицательным
чертам своего характера, переживают из-за
тех черт, которые мешают им в дружбе и
взаимоотношениях с другими людьми. Переживания
эти особо возрастают в силу замечаний
учителей об отрицательных чертах их характера.
Это приводит к аффективным вспышкам и
конфликтам.
Подростки, чаще всего, претендуют
на роль взрослого человека. Их не устраивает
отношение к себе как к детям, они хотят
полного равноправия со взрослыми, подлинного
уважения. Иные отношения их унижают и
оскорбляют [9].
Значительно менее изучены
возрастные кризисы зрелых периодов жизни
и старости. Известно, что такие поворотные
пункты возникают заметно реже, чем в детстве,
и протекают, как правило, более скрыто,
без выраженных изменений в поведении.
Происходящие в это время процессы перестройки
смысловых структур сознания и переориентации
на новые жизненные задачи, ведущие к смене
характера деятельности и взаимоотношений,
оказывают глубокое влияние на дальнейший
ход развития личности. Это возрастной кризис в пору юности
— примерно в 16-20 лет. Когда человек уже
является формально и считается взрослым.
Более того — взрослым он считает себя
сам, и соответственно пытается это доказать
себе же, и всему остальному миру. Кроме
того, это время настоящей, взрослой ответственности:
армия, первая работа, университет, возможно
первый брак. За спиной перестают стоять
родители, начинается действительно самостоятельная
жизнь, пропитанная многочисленными надеждами
на будущее. Следующий возрастной кризис
приходится примерно на тридцатилетие.
Первый угар молодости уже позади, человек
оценивает сделанное и уже гораздо более
трезво смотрит в будущее. Ему начинает
хотеться покоя, стабильности. Многие
в этом возрасте начинают «делать карьеру»,
другие, наоборот, уделяют больше времени
семье в надежде найти некий «смысл жизни»,
что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце.
Далее возрастной кризис
выпадает на 40-45 лет. Человеку видится
впереди старость, а за ней самое страшное
— смерть. Тело утрачивает силу и красоту,
появляются морщины, седые волосы, одолевают
болезни. Наступает время для первого
боя со старостью, время, когда ударяются
то в любовные приключения, то с головой
уходят в работу, то начинают совершать
экстремальные поступки вроде прыжков
с парашютами или восхождений на Эверест.
В этот период некоторые ищут спасения
в религии, другие — в различных философиях,
третьи же наоборот становятся циничней
и злее.
Следующий возрастной кризис
приходится на 60-70 лет. Человек в эти
годы как правило выходит на пенсию и совершенно
не знает, чем себя занять. К тому же здоровье
уже не то, старые друзья далеко, а кого-то
может быть, нет в живых, дети выросли и
живут давно уже своей жизнью, даже если
и в одном доме с родителями. Человек внезапно
понимает, что жизнь подходит к концу и
он уже не в центре ее круговорота, что
его век — завершается. Он ощущает себя
потерянным, может впасть в депрессию,
утратить интерес к жизни [8].
Таким образом,
возрастные кризисы сопровождают человека
на протяжении всей жизни. Возрастные
кризисы закономерны и необходимы для
развития. Возникающая в результате возрастных
кризисов более реалистическая жизненная
позиция помогает человеку обрести новую
относительно стабильную форму взаимоотношений
с окружающим миром.
Личность
- относительно устойчивая
Кризис — это состояние,
переживаемое как глобальное поражение
всей жизненной целостности. Само понятие
реально означает острую ситуацию или
момент времени для принятия какого-то
решения, поворотный пункт, важнейший
момент.. "Кризис— это ситуация эмоционального
и умственного стресса, требующая значительного
изменения представлений о мире и о себе
за короткий промежуток времени" (Г.
Оллпорт). "Понимание греческого слова
"кризис" имеет уничижительный оттенок,
оно включает в себя личную неудачу, слабость
неспособность противостоять внешним
событиям" (Г. Шихи).
Развитие человека как личности
происходит в общем контексте его «жизненного
пути» (С.Л. Рубенштейн), который определяется
как история «формирования и развития
личности в определенном обществе, развития
человека как современника определенной
эпохи и сверстника определенного поколения».
По Б.Г. Ананьеву, развитие
личности как процесс «социализации индивида»
осуществляется в определенных социальных
условиях семьи, ближнего окружения, в
определенных социально – политических,
экономических условиях региона, страны,
в этносоциокультурных, национальных
традициях того народа, представителем
которого он является. Это макроситуация
личностного развития.
По Л.С. Выготскому, «развитие
есть непрерывный процесс самодвижения,
характеризующийся в первую очередь непрестанным
возникновением и образованием нового,
не бывшего на прежних ступенях …единством
общественного и личного при восхождении
ребенка по ступеням развития» [1].
Социальная ситуация
развития, включающая систему отношений,
различные уровни социального взаимодействия,
различные типы и формы деятельности,
рассматривается качество основного условия
личностного развития. Эта ситуация может
быть изменена человеком подобно тому,
как он старается изменить свое место
в окружающем мире, осознав, что оно не
соответствует его возможностям. Если
этого не происходит, то возникает открытое
противоречие между образом жизни ребенка
и его возможностями (А.Н. Леонтьев).
Личность по Фрейду, - это
взаимодействие взаимно побуждающих и
сдерживающих сил. Либидозная энергия,
которая связана с инстинктом жизни, является
также основой развития личности.
Эрик Эриксон, ученик
Фрейда, на базе теории Фрейда о фазах
психосексуального развития создал новую
теорию – психосоциального развития.
Она включает в себя восемь стадий развития
«Я», на каждой из которых прорабатываются
и уточняются ориентиры по отношению к
себе и к внешней среде.
В жизни каждого человека
происходят кризисы или переломные
моменты. В определенные периоды жизненного
цикла личности возникают ситуации, когда
ощущается внутренний разлад, смятение,
иногда внезапные изменения перспектив,
часто неудовлетворенность своими действиями,
которые раньше оценивались как положительные.
В такие периоды происходит ломка устоявшихся
стереотипов, "размывание" ранее
усвоенных ценностей.
В настоящий момент изучение
психологического аспекта кризисных ситуаций
помогает в понимании развития личности
в течение жизненного пути. Человек не
остается тождественным самому себе на
протяжении жизни, в нем происходят трансформации
в сфере чувств, поведении и мышлении.
Важными поворотными моментами, способствующими
таким изменениям и являются кризисы.
Таким образом,
возрастные кризисы и развитие личности
представляют глубоко связанные процессы.
Рекомендации для родителей по преодолению кризиса 1 года.
1.
Старайтесь соблюдать
2. Старайтесь обеспечить
ему максимально богатую развивающую
среду в доме – больше разношерстных,
разнофактурных, развивающих игрушек
из разнообразного материала, и даже «взрослых»
предметов в личное пользование. Поощряйте
и сделайте все необходимое – чтобы ребенок
мог достаточно много двигаться. Движение
– это всегда развитие.
3. Чтобы возникало
как можно меньше запретов – уберите
подальше все вещи, которые не должны попадать
ему в ручки, обеспечьте безопасность
как в доме ребенку (Об этом подробнее
в статье «Чтобы запретов было меньше…
Руководство по обеспечению безопасности
ребенка от Дома, Дома от Ребенка.»), так
и на улице. К примеру: если его тянет в
лужи – наденьте ему резиновые сапожки
и пусть себе шлепает, если он собирает
листики и камушки в парке, имейте с собой
антисептические салфетки, чтобы обтереть
ему ручки – и пусть собирает. Старайтесь
по мере возможности не ограничивать его
познавательную активность.
4. Позволяйте
ему проявлять свою самостоятельность:
даже если мало времени на одевание, а
он настойчиво натягивает носок, даже
если жалко смотреть как кроха вымазывается
в пюре, пытаясь совладать с ложкой самостоятельно.
Поощряйте эти попытки, хвалите результаты
его действий. О том, как правильно хвалить
ребенка, Вы можете прочитать в статье
«Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не
«испортить» ребенка похвалой?». С другой
стороны, если же ребенок не может справиться
с задачей, которую он сам себе поставил,
то было бы мудрым – не оставлять его один
на один с этой неподдающейся проблемой,
а незаметно прийти к нему на помощь: «Давай
вместе!».
5. Старайтесь понять
его все просьбы, и, если поняли - называйте-озвучивайте
их («А.. ты хочешь достать книжку..»,
«Ты не хочешь идти домой..», и даже «Ты
хочешь потрогать огонь..») – но это не
значит, что Вы должны потакать ему во
всем, но важно – понять его, и объяснить:
почему нельзя, или опасно, либо же удовлетворить
его просьбу. Его желание – озвученное
Вами – уже наполовину исполнено ;).… Старайтесь,
чтобы не было неразрешенных ситуаций.
6. Если же ребенок упрямо делает
то, что делать нельзя, не слушает и не
слышит Вас, то важно правильно
выстроить систему правил и запретов,
и уметь правильно их подавать. Об
этом в статье: «Первые запреты Или Как
сказать ребенку «Нет!»
7. Если малыш не хочет
делать то, что нужно: одеваться, кушать
и так далее, то ни в коем случае не
делайте это насильно. Одевать на прогулку,
можно и с «отвлекалочками», со стишками
и потешками, в игровой форме.. Например,
показать, как его любимая игрушка так
же одевается, собирается гулять, и его
приглашает с собой, предоставьте ему
возможность самому выбрать одежду.
8. Последнее по порядку
но первое по значению - старайтесь
воспитывать ребенка любовью - подробнее
читайте тут.
Вообще надо взять
за правило: предпочтения ребенка
стоит учитывать каждый раз, когда это
можно сделать.
Так же и с кормлением:
обязательно должен быть выбор в еде, возможно,
он голоден, но не хочет есть именно то,
что Вы ему предлагаете, кушать за компанию
с игрушками или другими детьми – гораздо
интереснее, а если он не голоден – ни
в коем случае не впихивайте в него пищу
сами. Это очень вредно не только для его
психики, но и даже для физического здоровья. Вспомните старую
французскую пословицу: ребенок никогда
не позволит себе умереть с голоду. Детский
организм гораздо умнее нас. Ребенок сам
знает и чувствует, что и сколько ему сейчас
нужно. Единственное, это нужно ограничивать
ему доступ и не баловать его сладостями.
Они вызывают к себе привычку, с которой
очень трудно потом бороться.
8. Уважайте личность
своего ребенка, и проявляйте это уважение.
Порой может показаться, что гораздо проще
и быстрее надавить на него и заставить
сделать (или не делать) то, что мы считаем
нужным. Малыш поплачет, перебьется, и
успокоится… И все вроде бы нормально…
Но это не нормально. Авторитарное давление
как метод воспитания и общения с ребенком
– это самый верный способ вырастить ребенка
либо: вялым, трусливым, безынициативным,
не способным самому принимать решения,
либо напротив: агрессивным и грубым. Если
человечек еще в детстве не привык чувствовать
уважение к себе, то ему трудно вырасти
сильным и уверенным в себе, уравновешенным
человеком.
9. Проявляйте
безусловную любовь к малышу: чаще
обнимайте и целуйте его, говорите дружелюбным
тоном, называйте ласково по имени – все
это ему сейчас жизненно необходимо, не
смотря на его естественное стремление
к самостоятельности и независимости.
О себе ребенок узнает – прежде всего
- из уст близких ему людей, и, конечно же,
матери. Называя его: хорошим, умным, добрым,
любимым – мы задаем ему жизненную программу,
составляем по частям его самооценку,
чувство самоценности [10].
Рекомендации родителям по преодолению кризиса 3 лет
Давайте вернемся
к аналогии с автомобилистом, которую
я приводила в начале статьи.Чем
больше критических ситуаций возникает
на дороге, тем быстрее автомобилист приходит
к мысли о необходимости смотреть на себя
со стороны, глазами других участников
движения. И, соответственно, меняется
стиль его вождения.Чем больше у ребенка
будет опыт самостоятельных поступков
и принятия решений, чем больше успехов
и (увы) ошибок он совершит, тем быстрее
пройдет кризис, тем быстрее он научится
ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с людьми.
Поймите, ребенок рано или поздно
возьмет свое (природу невозможно обмануть).
Все, что он недополучил в положенное время,
он будет стремиться восполнить в более
позднем возрасте. В ваших силах вовремя
почувствовать потребности ребенка и
не растягивать этот процесс на годы.
Итак, резюмируя вышесказанное,
сформулирую основные принципы поведения
родителя, желающего ускорить протекание
кризиса трех лет без психических травм
для ребенка.
1. Обращаясь к ребенку, формулируйте свои
просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»),
а в виде вопроса («Ты кушать будешь?»,
«Ты кушать будешь сейчас или попозже?»,
«Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?»
в зависимости от ответа, который вы ожидаете
услышать).
2. Ведите себя с малышом, как с равным.
Спрашивайте разрешения взять его игрушку,
обязательно говорите «Спасибо», если
кроха оказал вам услугу. Так вы не только
избежите негативизма и упрямства с его
стороны, но и подадите малышу хороший
пример для подражания.
3.Направляйте энергию ребенка в мирное
русло, то есть предлагайте замену нежелательным
поступкам малыша (так делать нельзя, а
так можно), используйте игру для сглаживания
кризисных моментов.
4. Уступайте ребенку в «мелочах», максимально
расширьте его права, позвольте ему совершать
ошибки, не вмешивайтесь в детские дела,
если малыш об этом не просит. Но в том,
что касается его здоровья и безопасности,
а так же здоровья и безопасности других
людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо
всяких исключений!
5. Если малыш стал сопротивляться вашему
предложению из чувства негативизма, просто
подождите несколько минут. Ему нужно
немного времени, чтобы самому принять
решение.
6. Если у ребенка, не смотря на ваши усилия,
началась истерика. Спокойно переждите
ее, и только потом объясните, как «правильно»
себя вести и почему. Но не ждите, что малыш
поймет вас так, как вам бы хотелось, даже
если вам кажется, что вы все очень подробно
разжевали. Скорее всего, придется не раз
возвращаться к этому разговору в других
подобных ситуациях.
Это время трудное не только
для ребенка, но для родителей, так как
требует коренного пересмотра отношения
к своему повзрослевшему малышу. И если
в стратегии воспитания ничего не меняется,
то кризис 3 лет затянется на долгие месяцы.
От того, как вы будете вести себя
с ребенком во время этого кризиса, зависит,
сохранит ли ваш малыш активность, упорство
в достижении цели, будет ли продолжать
стремиться к самостоятельности. Или он
сломается и станет безропотно послушным,
безвольным, зависимым человеком с заниженной
самооценкой.
Воспитывайте ребенка не замечаниями,
а на своем примере. То есть ведите себя
с ребенком так, как хотели бы, чтобы он
вел себя с окружающими людьми, в том числе
и с вами. Вот так все банально! [1 1].