Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:33, реферат
Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.
Введение.
В
психологических теориях
Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий ( чаще всего внешних ), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, то есть переход к новой ведущей деятельности.
Форма,
длительность и острота протекания возрастных
кризисов может заметно различаться в зависимости
от индивидуально-
Возрастные
кризисы закономерны и необходимы для развития.
Возникающая в результате возрастных кризисов более
реалистическая жизненная позиция помогает
человеку обрести новую относительно
стабильную форму взаимоотношений с окружающим
миром.
Выделяют основные кризисы жизни человека:
Кризис новорожденного
Процесс рождения
– тяжелый, переломный момент в жизни
ребенка. Рождение – это всегда резкий
переход к новому. Психоаналитики
называют рождение травмой и считают,
что вся последующая жизнь
человека носит печать пережитой
им при рождении травмы.
Причины кризиса новорожденности:
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
- Психологические
(психика новорожденного
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.
2. Психологическая характеристика периода новорожденности
Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный,
приобретя способность
Комплекс
оживления, включающий истинно человеческую
особенность - улыбку, - знаменует собой
появление первой социальной потребности
- потребности в общении. А становление
у ребенка потребности в
3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая
деятельность младенческого возраста
- эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым
и совершенно беспомощным. Хотя, родившись,
он отделился от матери физически, но биологически
еще связан с ней. Ни одной своей потребности
он не может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и чистое,
перемещают в пространстве, следят за
его здоровьем. И, наконец, с ним общаются.
Такая беспомощность, полная зависимость
от взрослого человека составляют специфику
социальной ситуации развития младенца.