Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:39, реферат
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 4-8 классах средней школы и охватывают возраст с 10,5-11 до 14-15 лет. Фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходит на год раньше или позднее. Особенное положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: переходный, переломный, трудный, критический.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
Границы подросткового
периода примерно совпадают с
обучением детей в 4-8 классах
средней школы и охватывают
возраст с 10,5-11 до 14-15 лет. Фактическое
вступление в подростковый
Переход от детства к возрастности составляет
основное содержание и специфическое
отличие всех сторон развития в этот период
- физического, умственного, нравственного,
Подросток ... Еще не взрослый, но уже не
ребенок. В самом этом состоянии кроется
не мало противоречий.
В условиях динамично развивающейся жизни
серьезных изменений во всех сферах школа
и семья должны перестраивать свои отношения
с подростком, помогая ему преодолевать
естественные трудности роста. А их довольно
много. Вчера еще послушный вежливый подросток
вдруг начинает проявлять грубость, резкость,
упрямство, недисциплинированность. Беспрекословно
принимавший ранее указания, требование
взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически,
считает, что эти требования должны быть
достаточно аргументированы и логически
обоснованы (с его точки зрения). У него
появляется собственное мнение (к удивлению
и огорчению учителей и родителей нередко
расходящееся с общепринятым) преувеличенное
представление о собственном достоинстве,
необъяснимая обидчивость. Все это нервирует
взрослых, нередко выбивает их из колеи,
приводит к конфликту с подростком.
Трудности в воспитании подростка в том
и состоят, что очень важно понять необходимость
изменить привычные формы общения с детьми
удачные в прошлом способы воздействия
на них, в частности формы контроля за
их жизнью и деятельностью. Каждый возраст
требует к себе особого отношения - подростковый
более других.
Всех подростков обычно делят на младших
(10-12 лет) и старших (12-15 лет), которые хотя
и имеют много общего отличаются друг
от друга.
Остановимся на физическом развитии подростка.
Прежде всего следует отметить, что в этом
возрасте происходит интенсивное и в то
же время неравномерное физическое развитие.
Интенсивность проявляется в бурном росте
(у
девочек максимум роста приходится на
13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), увеличение
веса, совершенствование мускульного
аппарата, в процессе окостенения скелета.
Мы хорошо знаем каким нескладным угловатым
выглядит подросток. Это объясняется неравномерным
физическим развитием, особенно интенсивно
происходит рост скелета и конечностей
в длину, а грудная клетка в развитии отстает.
Это вызывает и некоторые психологические
изменения: подросток осознает свою угловатость,
стесняется ее, старается иногда вычурной
позой, бровадой, напускной грубостью
отвлечь внимание от своей наружности.
Даже легкая ирония и насмешка в отношении
его фигуры, позы или походки вызывают
часто бурную реакцию подростка угнетает
мысль, что он смешен и нелеп в глазах людей
поэтому все замечания о внешнем виде
надо делать ребенку наедине и только
в вежливой тактичной форме. Недопустимы
такие замечания в присутствии товарищей,
мнением которых ребенок дорожит больше,
чем мнением взрослых.
В младшем подростковом возрасте наблюдается
ярко выраженное несоответствие в развитии
сердечно сосудистой системы, сердце увеличивается
в объеме, становится сильным, а диаметр
кровеносных сосудов в развитии отстает,
это приводит к временным нарушениям кровообращения,
повышению кровеносного давления и быстроутомляемости.
Повышенная утомляемость приводит к тому,
что во второй половине рабочего дня дети
совершают большое количество необъяснимых,
с точки зрения взрослых, поступков, проявляют
грубость, раздражительность. Если младший
подросток в ответе на незначительное
замечание, проявляет агрессивную реакцию
не стоит в этот момент стремится родительской
властью подавить бунт. Дайте ребенку
успокоиться, а потом спокойно поговорите
с ним. Иначе может возникнуть конфликт,
который гораздо труднее разрешить, чем
предотвратить.
В старшем подростковом возрасте развитие
сердца и сосудов выравнивается, вместе
с тем происходит конец и пресловутому
малокровию мозга. Теперь на место потребности
в щадящем режиме труда и отдыха приходит
новая потребность в энергетической разрядке.
Старший подросток поистине неутомим.
Он способен нести большие нагрузки и
проявляет завидную выносливость по отношению
к разного рода перегрузкам. Избыток энергии
влечет за собой такую особенность. Старший
подросток не переносит ситуации ожидания.
В таких ситуациях у многих детей наблюдаются
изменения в поведении, причем изменения
в худшую сторону.
Очень важным фактором физического развития
в подростковом возрасте является половое
созревание, которое вызывает появление
чувства взрослости, стимулирует развитие
интереса к другому полу, появление новых
ощущений чувств, переживаний.
Особенности физического развития сказываются
на некоторой неуравновешенности характера,
повышенной возбудимости, частой смены
настроения. Это необходимо учитывать
в воспитании подростков.А теперь поговорим
о некоторых особенностях формирования
личности. Важнейшей характеристикой
подросткового возраста является интенсивное
формирование нравственного сознания,
овладение морально этическими нормами
поведения, возникновение жизненного
идеала. Необходимо помнить, что порой
в сознании подростка могут сформироваться
нравственные понятия и убеждения, противоречащие
тем, которые нам хотелось бы воспитать.
Неэтичный поступок взрослого, его несправедливость,
выбор неправильного средства воздействия
- все это может отрицательно сказаться
на развитии нравственного сознания. Наказывают,
например, дома ребёнка трудом: не выполнил
какое-то требование -мой пол, стирай, занимайся
уроками. У ребёнка возникает отношение
к труду как к чему-то неприятному. Когда
же приятным наказывают? Как трудно будет
потом сформировать положительное отношение
к труду. Сколько сил надо будет затратить.
Как показали исследования, подростки
хорошо понимают сущность нравственных
понятий: настойчивость, скромность, гордость,
но некоторые понятия они оценивают неверно.
Например, очень распространена у подростков
положительная оценка упрямства. Это связано
с неправильным представлением о принципиальности,
независимости и самостоятельности. Надо
в ненавязчивой беседе без всякого морализирования
показать ребятам, что упрямство граничит
с глупостью. В этом может помочь совместное
обсуждение книг, кинофильмов, жизненных
фактов. Одним из важных моментов в развитии
личности подростка является формирование.
Он начинает всматриваться в самого себя,
стремиться познать свои положительные
и отрицательные стороны. Очень важным
компонентом самосознания является самооценка.
Было обнаружено, что в подавляющем большинстве
случаев самооценка подростков завышена.
В то же время, взрослые люди тенденцию
занимать оценку возможностей подростков.
Ситуация, когда взрослые недооценивают
подростка с завышенной оценкой может
привести к негативным формам поведения
- подросток становится подозрительным,
недоверчивым, нередко агрессивным. Заниженная
самооценка приводит к застенчивости,
неуверенности в себе, редко встречаясь
в этом возрасте, она, тем не менее, может
дать нежелательные последствия. Люди
с заниженной самооценкой не проявляют
высокой активности выбирают для себя
деятельность с элементами соревнования
могут высказать собственную точку зрения.
Родители должны стремиться к формированию
у своих детей правильной самооценки,
излишне не критикуя и одновременно не
захваливая их, предъявляя разумную требовательность,
включая посильные виды деятельности.
Надо помнить о том, что чувство собственного
достоинства, чести, уважения к самому
себе нельзя воспитать, если человек не
хозяин в своем собственном духовном мире,
если нет в нем границы, которую никто
не имеет право переступить. Если вы видите,
что ваш ребенок неверно оценивает себя
идите за советом к учителю, ищите пути
формирования правильной оценки.
От характера самооценки зависит возникновение
потребности самоусовершенствования,
самовоспитания. Большинство подростков
занимаются самовоспитанием, но не всегда
оно систематично, не всегда выбраны удачные
пути самовоспитания.
В соответствии программы самовоспитания
в выборе его путей и форм контроля за
своим поведением подросткам наряду с
учителями могут и родители. А контроль
за самовоспитанием поощрение при победах
над собой это гораздо легче сделать в
семье.
Центральным новообразованием подросткового
возраста является чувство взрослости.
Это субъективное переживание подростком
отношения к самому себе как к взрослому,
переживания готовности жить в мире взрослых
в качестве полноправного члена этой жизни.
В начале подросткового возраста ребята
еще не похожи на взрослых. Они еще много
играют, бегают, шалят. Они непосредственно
активны, настойчивы в интересах и симпатиях.
Но такая внешняя картина детскости обманчива.
За ней скрываются важные процессы становления
нового. Подростки могут взрослеть незаметно,
во многом оставаясь детьми. Сознание
собственной взрослости возникает у подростков
не случайно. Он чувствует общее настроение
своих сил и энергии, видит, как быстро
увеличивается его рост, физическая сила
и выносливость. Подросток начинает осознавать,
что его знание и умение значительно расширяются,
что кое-чем он начинает превосходить
многих взрослых, например, своих родителей.
Все это так, но подросток склонен переоценивать
значение этих сдвигов и перемен и претендует
на то, чтобы взрослые относились к нему
как к равному себе. Полезное и хорошее
стремление самостоятельности осложняющее
чувство взрослости может привести к таким
негативным формам как грубость, игнорирование
требований.
Чувство взрослости вызывает стремление
к независимости. Поэтому подростки болезненно
чувствительны к оценке взрослых. Не очень
остро реагируют на попытки взрослых умолить
их достоинство игнорировать их взрослость.
С появлением чувства взрослости связано
возникновение стремления к самоутверждению,
которое по разному проявляется у младших
и старших подростков.
У младших подростков стремление к самоутверждению
поведение потребности занять достойное
место в коллективе. Потребность в достойном
положении в коллективе столь велика,
что ребята не упускаю ни одной возможности
её удовлетворения. Если у ребёнка все
в порядке с успеваемостью, то он не приминет
воспользоваться успехами в учёбе, если
он хороший спортсмен это тоже будет использовано.
К сожалению для удовлетворения потребности
в достойном положении младшие подростки
порой прибегают и к негативным поступкам.
Так уродливыми формами самоутверждения
являются драчливость, упрямство, грубость,
своеволие. К ним младший подросток прибегает
до тех пор пока они служат целям самоутверждения.
Так, например, когда упрямство рассматривается
у детей как проявление мужества убеждать
упрямого в том, что он стоит на ложном
пути значит напрасно терять время. Если
же, проявляя упрямство, ребёнок будет
поставлен в смешное положение которое
будет угрожать его месту в коллективе
с упрямством нетрудно будет покончить.
Важно чтобы родители
помогали детям в выборе путей самоутверждения.
Строя свои взаимоотношения с младшими
подростками, следует помнить, что они
не адинтируются к заслуженной похвале,
сколь бы часто не обращались к этому средству
- учителя и родители. Разносы же, устраиваемые
некоторыми взрослыми, унижают достоинство
младшего подростка, подрывают его авторитет,
превращают в объект насмешек. Нанося
ущерб положению младшего подростка, воспитатель
в какой-то мере теряет влияние на его
поведение.
У старших подростков возникает новый
вариант потребности самоутверждения,
потребность в самоопределении. Это проявляется
в том, что старший подросток в отличии
от младшего стремиться утвердиться в
собственном мнении куда в большей степени
нежели во мнении окружающих. Поиск самого
себя, стремление обрести свое лицо, являются
собственностями возраста старших подростков.
Чувство собственного достоинства проглядывает
в каждом их шаге. Они бурно реагируют
на ущемление своих прав, не терпят угроз
в свой адрес, испытывают отвращение к
поручениям. Вот почему так трудно приходится
со старшими подростками.
Ясно, что в общении с ними следует проявлять
тактичность, нужно освобождать их от
мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой
заботливости, необходимо отказаться
от категорических распоряжений, приказов.
С подростком нужно разговаривать тоном
убеждения, совета или просьбы. Только
отказ подростка выполнить требование
вынуждает взрослого к более твердой и
жесткой форме обращения. Интересной особенностью
старшего подростка является его потребность
к популярности. Подростки страстно мечтают
стать знаменитыми: артистами, полководцами,
спортсменами. Жажда популярности столь
уж велика, что неуталенной остаться не
может и если ею пренебречь в поведении
старших подростков обнаруживается серия
безрассудно дерзких выходок, единственное
назначение которых сделать их авторов
знаменитыми. Покончить с такими проделками
довольно легко. Для этого надо способствовать
удовлетворению потребности популярности.
Если имя старшего подростка гремит так
как он хороший пловец, нумизмат или член
общества охраны памятников то вреда в
том нет, а польза огромная. Такой герой
меньше будет прибегать к разного рода
проделкам, чтобы достигнуть той же цели.
Строя взаимоотношения с подростками
следует помнить, что подростки очень
отзывчивы на доброту, ершистый старший
подросток жаждет ласки. Он готов любить
каждого кто его ласкает. Добрые отношения
в семье способствуют разрешению резких
конфликтов.
Наблюдения показали, что в подростковом
возрасте очень проявляется потребность
в общении с товарищами. Изменяется дружба
детей. Теперь дружат уже не только потому,
что сидят на одной парте или живут в одном
доме, а на почве общих интересов, увлечений,
взаимного уважения, симпатий. В дружбе
подростков наблюдается тесный контакт,
доверительность отношений, готовность
помочь друг другу, доброжелательная критика
недостатков. Такая дружба способствует
к взаимообогащению личности друзей, самовоспитанию
и нравственному развитию. Но не всегда
дружба носит положительный характер.
Иногда она возникает на почве нездоровых
интересов, пустого времяпровождения.
Хорошо, когда родители знают друзей своих
детей, проводят с ними свободные минутки,
направляя активность и самостоятельность
подростков в нужное русло.
Огромное значение для подростка имеет
и участие в жизни коллектива. В коллективе
развивается чувство долга и ответственности,
привычка подчинять свой интерес, привычка
подчинять свои интересы интересам коллектива.
Мнение сверстников для детей теперь важнее,
чем мнение родителей и учителей. Поэтому
родители должны интересоваться делами
коллектива, членом которого является
ребёнок, по возможности помогать в их
коллективных делах.
У старших подростков меняются отношения
между мальчиками и девочками. Теряется
непосредственность, появляется скованность,
робость, стеснительность. Уодних это
проявляется прямо, у других скрыто под
напускным равнодушием ,
презрением к другому полу.
Интерес друг к другу чаще всего существует
с обособленностью мальчиков и девочек.
Однако они с большим интересом относятся
к возникающим отношениям особенно к их
развитиям.
В 6-7 классах многих, особенно девочек,
занимает вопрос о том кто кому нравится,
хотя о собственных отношениях рассказывают
только близким и друзьям.В 6 классе дружба
между мальчиками и девочками возникает
редко, но если она возникала, то может
быть очень эмоциональной, занимать большое
место в жизни. Это не плохо, вообще романтические
симпатии вызывают желание быть лучше,
побуждают защитить, помочь.
Таким образом, общение с товарищами оказывает
огромное, часто решающее влияние на формирование
личности подростка. Поэтому в орбиту
воспитания должны входить отношения
с товарищами и друзьями.
Многое могут сделать родители, но только
в том случае, если у них здоровые, добрые
отношения с детьми.
Старший подросток очень дорожит мнением
товарищей о его родителях. He безразлично
ему и как выглядят в глазах общества,
пользуются признанием, уважением, не
стали ли объектом обсуждения. Он хочет
гордиться ими.
Подростки пристально присматриваются
к родителям, предъявляют к ним высокие
требования, очень волнуются, чтобы родители
не уронили достоинство при тех или иных
неблагоприятных для них обстоятельствах,
боятся, что у друзей изменится к худшему
мнение о родителях. Родители для установления
эмоционального контакта должны убедить
подростка, что ими можно гордиться. В
семьях, где к прислушиванию мнения детей,
считают блажью обычно не удается сохранить
ни привязанности детей, ни власти над
ними и помочь школе в воспитании их детей
родители эти не в состоянии, хотя помощь
такая нужна. Зато как гордится подросток
родителями, если есть к тому основания,
как стремиться подражать им, как прислушивается
к каждому слову. Вот почему ни одна из
таких проблем этого возраста не может
быть решена, если не уделяется внимание
проблеме семейного климата, если семья
не помогает школе.