Возрастные особенности современных школьников как фактор совершенствования педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы считается исследование возрастной психологии идущих в ногу со временем подростков, их особенностей для эффективного построения педагогической работы.
В ходе исследования ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть общетеоретические базы возрастного периода ребенка и старшеклассников;

Содержание

Основные данные о работе……………………………………………………………….1
Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………………..3
Основная часть
1. Основные общие представления понятия возрастных особенностей школьников и пути совершенствования эффективного педагогического процесса
1.1 Характеристика возрастных особенностей современных школьников….5
1.2 Специфика возрастного периода и взаимодействие педагога со школьниками для эффективной организации труда……………………….20
2. Исследование развития познавательных способностей в процессе школьного онтогенеза как метод совершенствования учебного процесса
2.1 Закономерности развития познавательных способностей школьников…26
2.2 Методика проведения исследования……………………………………….30
2.3 Результаты исследования……………………………………………………33
2.4 Итоги исследования…………………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………………………44
Глоссарий……………………………………………………………………………….45
Список использованных источников………………………………………………….48
Приложения………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

К.Р. по педагогической психологии.doc

— 596.00 Кб (Скачать документ)


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Иркутский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогическая психология

Тема

Возрастные особенности современных школьников как фактор совершенствования педагогического процесса.

Фамилия студента

Самохвалова

Имя студента

Ирина

Отчество студента

Викторовна

№ контракта

10000070701024

Содержание

Основные данные о работе……………………………………………………………….1

Содержание………………………………………………………………………………..2

Введение…………………………………………………………………………………..3

Основная часть

1.      Основные общие представления понятия возрастных особенностей школьников и пути совершенствования эффективного педагогического процесса

1.1   Характеристика возрастных особенностей современных школьников….5

1.2   Специфика возрастного периода и взаимодействие педагога со школьниками для эффективной организации труда……………………….20

2.      Исследование развития познавательных способностей в процессе школьного онтогенеза как метод совершенствования учебного процесса

2.1   Закономерности развития познавательных способностей школьников…26

2.2   Методика проведения исследования……………………………………….30

2.3   Результаты исследования……………………………………………………33

2.4   Итоги исследования…………………………………………………………42

Заключение………………………………………………………………………………44

Глоссарий……………………………………………………………………………….45

Список использованных источников………………………………………………….48

Приложения…………………………………………………………………………….50

Введение

 

Проблема возрастных особенностей подростков на сегодняшнее время остается самым важным не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть не просто педагогом, но и психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность.

Исследование  этой темы дает возможность сопоставить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, выдает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учеников различных возрастов и показывает их воздействие на организацию учебной работы.

Для формирования и становления любого эмоционального и поведенческого качества индивида есть собственный своеобразный период. Процесс индивидуального развития любого подростка происходит в определенных условиях, в окружении точных предметов материальной и духовной культуры, людей и взаимоотношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития подростка. От них зависят его личные отличительные черты, применение и превращение в своеобразные способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих качеств, приобретаемых в ходе развития.

Исследование посвящено комплексному исследованию развития познавательных возможностей в процессе школьного онтогенеза. На базе множественных эмпирических данных, полученных в процессе лонгитюдного опыта, обычный ход и временные закономерности возрастного развития познавательных способностей школьников, обнаружена возрастная динамика интегрального признака познавательных возможностей и обнаружены возрастные паттерны отдельных компонентов познавательных возможностей. Полученные данные следует предусматривать при планировании интеллектуальных и учебных нагрузок на всех шагах непрерывного образования подростков и при осуществлении целенаправленного развития познавательных способностей учащихся.

Целью курсовой работы считается исследование возрастной психологии идущих в ногу со временем подростков, их особенностей для эффективного построения педагогической работы.

В ходе исследования ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть общетеоретические базы возрастного периода ребенка и старшеклассников;

2. Найти условия формирования и развития работы педагога-психолога при содействии с возрастным периодом подростков;

3. Провести практическое исследование развития познавательных возможностей подростков как одну из форм возрастных особенностей;

4. Дать анализ способам и итогам исследования и определить меры по практическому совершенствованию работы педагога-психолога.

При написании курсовой работы были использованы такие учебные пособия, как «Возрастная и педагогическая психология» Дубравина И. В., «Основы психологии» Столяренко Л.Д.; периодические издания – «Вопросы психологии», «Психология и школа», «Здоровье детей», «Классный руководитель» и другие.

 

Основная часть

1. Основные общие представления понятия возрастных особенностей школьников и пути совершенствования эффективного педагогического процесса

 

 

1.1 Характеристика возрастных особенностей современных школьников

 

Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды.

1) младенческий — от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц — период новорожденности;

2) преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет;

3) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;

4) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;

5) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;

6) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.

 

 

 

Младший школьный возраст

 

К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу – все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться».

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.

У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности (например, атрибуты классного санитара – санитарная сумка, повязка с красным крестом и т. п.).

С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, санитаром, командиром «звездочки» и т. д.).

Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.

Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Например, на вопрос, как надо понимать слова: «Один в поле не воин», – многие отвечают: «А с кем ему воевать, если он один?» Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.

Качество восприятия информации характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера, отбрасывающего всю учебную информацию, которая излагается учителем, не вызывающим у ребенка доверия ("злой учитель").

В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.

Информация о работе Возрастные особенности современных школьников как фактор совершенствования педагогического процесса