Взаимоотношения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:32, доклад

Описание

Взаимоотношения (межличностные отношения) в малой группе - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. В силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности система межличностных отношений в малой группе порою складывается стихийно. Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период функционирования группы.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 15.65 Кб (Скачать документ)

Взаимоотношения в группе

Взаимоотношения (межличностные отношения) в малой группе - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. В силу своей  внутренней психологической обусловленности  и сложности система межличностных  отношений в малой группе порою  складывается стихийно. Она в большинстве  случаев трудноразличима, часто  организационно не оформлена, особенно в начальный период функционирования группы. Между тем руководитель (менеджер) должен придавать взаимоотношениям сослуживцев чрезвычайное значение, поскольку на их основе формируются  такие компоненты психологии малых  групп как взаимные требования, межличностные  оценки, сопереживания, самоутверждение  и др.

В структуре взаимоотношений людей  в психологии обычно выделяют три  взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный компонент взаимоотношений  в малой группе включает в себя все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, представление, воображение, внимание, мышление, речь). Взаимодействующий  с другими людьми человек с  их помощью познает индивидуально-психологические  особенности партнером по совместной деятельности.

Под влиянием особенностей взаимных восприятий складывается взаимопонимание, существенно влияющие на характер взаимоотношений. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Первая представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Вторая рассматривается как отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. В этом проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.

Эмоциональный компонент взаимоотношений  выражает положительные или отрицательные  переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических  особенностей других людей. Он выполняет  основную регулирующую функцию в  ходе неофициальных взаимоотношений. В качестве его проявлений могут  быть симпатии или антипатии, удовлетворенность  или неудовлетворенность совместной деятельностью и др. Возникающий  в результате процесс эмоциональной  идентификации проявляется в  отождествлении двух субъектов и  сопровождается эмпатией - эмоциональным  откликом на сопереживания другого, сопереживанием и сочувствием. В этом случае сопереживание рассматривается как проявление тех же чувств, которые испытывает другой человек, а сочувствие как положительное личностное отношение к ним.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений  играет поведенческий компонент, который  включает в себя мимику, жестикуляцию (жесты), пантомимику, речь и действия, выражающие отношение одного человека к другим людям и группе в целом.

Считается, что основным критерием  оценки взаимоотношений является состояние  удовлетворенности-неудовлетворенности  группы и ее членов, важнейшую роль в этом играют симпатии-антипатии, привлекательность-непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном  уровне, а вторые включают момент притяжения-отталкивания. Межличностная привлекательность  во многом зависит от явления, обозначаемого  понятием «совместимость». При ее низком уровне или отрицательных показателях  в малых группах формируются  негативные взаимоотношения и возникают  частые и острые конфликты.

Для усиления положительного влияния  взаимоотношений на функционирование малой группы необходимо строить  их на принципах уважения и субординации, сплоченности, гуманизма, групповой  устремленности.

Принцип уважения и субординации предполагает создание в малой группе таких  взаимоотношений, которые соответствуют  нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах  общения и взаимодействия людей. Не менее важен учет индивидуальных и социально-психологических особенностей всех членов группы, внимательное отношение  к их интересам, склонностям и  запросам. Этот же принцип требует  субординации в соблюдении всеми  членами малой группы личного  достоинства, профессионального и  социального статуса каждого  человека.

Принцип сплоченности членов группы требует формирования у всех его  членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Все члены  малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к  ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать от недостойных для данной группы поступков.

Принцип гуманизма придает взаимоотношениям чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность которые проявляются  в доверии друг другу, искренности  и доступности.

Групповые устремления - это цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности) лежащие в основе поведения  и совместных усилий членов малой  группы. В них комплексно и обобщенно  выражаются объективно встающие перед  ними общие для всех и индивидуальные для каждого цели и задачи, а  также реализуются их конкретные интересы, отвечающие потребностям каждого  в отдельности и всех вместе. Именно устремления ориентируют и ведут  малую группу в определенном, постоянно  выдерживаемом направлении. Через  них периодически опосредованно  контролируются промежуточные результаты их жизни и совместной деятельности. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную активность членов малой группы в  различных обстоятельствах и  условиях объективной реальности. Следовательно, в системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют конкретные функции, к числу которых относятся ценностно-нормативная (возможность устремлений отражать запросы всех членов группы), организационно-функциональная (групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутригруппового и межгруппового взаимодействия) и индивидуально-мотивационная (фиксация личностного смысла и значимости совместной деятельности для всех членов малой группы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие малые социальные группы

Малыми  социальными группами называются сравнительно небольшие по количественному составу  объединения людей, существующие в  обществе. Малая социальная группа включает в себя от 2-3 до 20-30 человек, объединенных друг с другом какой- либо целью, совместной деятельностью, на правленой  на достижение этой цели, имеющих друг с другом определенные личные и деловые  отношения. Все без исключения люди являются членами каких-либо малых  социальных групп, причем не одной, а  сразу нескольких. Примерами малых  социальных групп являются семья, учебные  группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей, приятелей и т.д. Большую часть жизни человек проводит в составе различных социальных групп, и на это приходится примерно 80-90% времени его бодрствования.


Информация о работе Взаимоотношения в группе