Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:47, контрольная работа
На память часто жалуются, реже восхищаются. Она иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически постоянно. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Содержание
стр.
Введение………………………………………………………… 3
1. Понятие о памяти ……………………………………………… 4
2. Классификация видов памяти…………………………. ……… 5
3. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти …… 7
4. Заключение………………………………………………………. 11
5. Используемая литература……………………………………….. 12
«Ижевский государственный технический университет»
Чайковский
технологический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Психология».
Тема:
Взаимосвязь и взаимодействие различных
видов памяти у человека.
Выполнил:
Студент гр. Э-11-2 ОЗ И.
Х. НАГИМОВ Проверил: к.п.н. Н.В.
БАТАКОВА |
2011
стр.
Введение.
На память часто жалуются, реже восхищаются. Она иногда может подводить, но способна и выручить. Память нужна практически постоянно. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящие и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, так как, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Недаром еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. Имя этой богини дало название памяти. В современных научных трудах можно прочитать выражения: «мнемическая направленность», «мнемические действия», «мнемические процессы». Все это говорится о памяти.
Из
античных текстов пришел к нам
поэтический образ следов памяти
как отпечатков на восковых дощечках,
помещенных в наших душах. Когда
такие отпечатки ощущений и мыслей
стираются, мы больше уже ничего не
знаем. Люди с давних времен осознали
важность памяти и пытались ее развивать,
изобретая приемы, помогающие запоминать
и воспроизводить нужную информацию.
Зарубки, узелки, записные книжки, дневники,
конспекты, диктофоны – столько
всего, лишь бы не забыть что-либо нужное
и ценное.
Понятие о памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память
лежит в основе способностей человека,
является условием научения, приобретения
знаний, формирования умений и навыков.
Без памяти невозможно нормальное функционирование
ни личности, ни общества. Благодаря
своей памяти, ее совершенствованию
человек выделился из животного
царства и достиг тех высот, на
которых он сейчас находится. Да и
дальнейший прогресс человечества без
постоянного улучшения этой функции немыслим.
Классификация видов памяти
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.
Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы.
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная
память способна хранить информацию
в течение практически
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать».
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная
память представляет собой запоминание
и сохранение, а при необходимости
и воспроизведение с
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.
В
первом случае перед человеком ставится
специальная мнемоническая
Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти
В
действительности все виды памяти,
хотя они в теории выделяются и
рассматриваются как отдельные,
в жизни функционируют
Рассмотрим особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище.
Кратковременная
память играет большую роль в жизни
человека. Благодаря ей перерабатывается
самый большой объем
Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, которые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, которое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти.
Иначе
говоря, кратковременная память выступает
в роли обязательного промежуточного
хранилища и фильтра, который
пропускает нужную, уже отобранную
информацию в долговременную память.
Переход информации из кратковременной
в долговременную память связан с рядом
особенностей. В кратковременную память
попадают последние 5 или 6 единиц информации,
поступившие через органы чувств, они-то
и проникают в первую очередь в долговременную
память. Сделав сознательное усилие, повторяя
материал, можно удерживать его в кратковременной
памяти и на более длительный срок, чем
несколько десятков секунд. Тем самым
можно обеспечить перевод из кратковременной
в долговременную память такого количества
информации, которое превышает индивидуальный
объем кратковременной памяти. Этот механизм
лежит в основе запоминания путем повторения.
Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека.
Многие
жизненные психологические
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека.
В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые.
Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. В соответствии с теорией названных авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.
Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека