Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Цель работы – взаимосвязь изучения характера и темперамента в структуре личности. Объектом является структура личности, предметом – взаимосвязь темперамента и характера.
Задачи:
1)дать определение понятиям темперамента, характера и личности.
2)выявить взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности.
3)рассмотреть основные методы экспериментального исследования взаимосвязи темперамента и характера в структуре личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие темперамента, характера и структуры личности в психологии……………………………………………………………………….......5
§ 1. Подходы структуры личности и отдельных ее компонентов…………5
§ 2.Проблема темперамента в психологии………………………………...10
§ 3. Изучение характера в психологии, и ее взаимосвязи с другими
компонентами………………………………………………………………..27
Вывод по 1 главе………………………………………………………….....39
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи темперамента и характера в
структуре личности………………………………………………………….41
§ 1. Подходы к изучению структуры личности, и отдельных ее
компонентов………………………………………………………………….41
§ 2. Программы исследования взаимосвязи темперамента и характера…48
Вывод по 2 главе…………………………………………………………….53
Заключение…………………………………………………………………………54
Список использованной литературы……………………………………………...56

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра психологии

 

 

Курсовая  работа по общей психологии

 

 

Взаимосвязь темперамента и характера в структуре  личности.

 

 

 

 

Выполнил: ________________

Группа:

Проверил:

 

 

 

 

Челябинск - 2007

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие темперамента, характера и структуры личности в психологии……………………………………………………………………….......5

§ 1. Подходы структуры  личности и отдельных ее компонентов…………5

§ 2.Проблема темперамента в психологии………………………………...10

§ 3. Изучение характера в психологии, и ее взаимосвязи с другими

компонентами………………………………………………………………..27

Вывод по 1 главе………………………………………………………….....39

Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи темперамента и характера в

структуре личности………………………………………………………….41

§ 1. Подходы к изучению структуры личности, и отдельных ее

компонентов………………………………………………………………….41

§ 2. Программы исследования взаимосвязи  темперамента и характера…48

Вывод по 2 главе…………………………………………………………….53

Заключение…………………………………………………………………………54

Список использованной литературы……………………………………………...56

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной курсовой работе мы рассмотрим одну из немаловажных проблем  психологии – взаимосвязи темперамента и характера в структуре личности.

Проблема темперамента и характера одна из самых значительных проблем современной психологии.

Цель работы – взаимосвязь  изучения характера и темперамента в структуре личности. Объектом является структура личности, предметом –  взаимосвязь темперамента и характера.

Задачи:

1)дать определение  понятиям темперамента, характера  и личности.

2)выявить взаимосвязь  темперамента и характера в  структуре личности.

3)рассмотреть основные  методы экспериментального исследования  взаимосвязи темперамента и характера  в структуре личности.

В структуре личности выделяют следующие составляющие:

    • Всеобщие свойства психики
    • Социально – специфические особенности
    • Индивидуально – неповторимые свойства психики.

Различают 4 основных вида темперамента:

1)сангвинический (живой);

2)флегматический (медленный, спокойный)

3)холерический (энергичный)

4) меланхолический (замкнутый).

Научное объяснение темпераментов  дает учение И.П.Павлова о типах  высшей нервной деятельности. И.П. Павлов открыл 3 свойства возбуждения и торможения:

1)силу;

2)уравновешенность;

3)подвижность.

Характер проявляется  в деятельности и общении (как  и темперамент) включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для  него оттенок (отсюда и название характер). Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человек, его воспитанием.

Как характер, так и  темперамент зависит от физиологических  особенностей личности, от типов вышей  нервной деятельности. Если темперамент закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.

Таким образ, нам просто необходимо подойти очень внимательно  к взаимосвязи темперамента и  характера в структуре личности и понять что же это все таки такое с точки зрения психологии.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРА И СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.

_§1 Подходы  структуры личности в психологии  и ее отдельных компонентов.

Рассмотрим определение личности, с точки зрения психологии – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально – обусловленных психических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношений определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Структура личности – целостное системное  образование, совокупность социально значимых психических средств, отношений и действий  индивида, сложившихся в процессе отногинеза, и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

В структуру личности традиционно включают составляющие:

1) внутрииндивидная или интроиндивидная подсистема, образованная особенностями строения темперамента, и характера и других свойств человека. Эта система является необходимой, но не достаточной для понимания психологии личности.

2)интерииндивидуальная  подсистема она расположена в межиндивидуальном пространстве за рамками органического тела человека. Эта подсистема представлена в виде межличностных взаимоотношений между человеком и другими людьми. Эти две подсистемы также не исчерпывают полностью все личностные проявления.

3)межиндивидная подсистема  – эта составляющая описывает  «вклад» личности других людей,  в обществе, представленность социума  в каждом отдельном человеке. Анализируя эту систему психолог  направляет внимание на активный  процесс продолжения себя одним человеком в других, причем не только сиюминутного плана. Процесс обучения воспитания – это создание человеком материальных, духовных ценностей!

Процесс и результат  отражения субъекта в других людях  его идеальной представительности и осуществление в них, своих вкладов называется персонализацией. Явление персонализации позволяет объяснить проблему личного бессмертия всегда волновавшего человека.  

Указанные 3 подструктуры личности входят в общую структуру  образуя ее единство и целостность. Например, рассмотрим единство этих подструктур в формирование такой характеристики человек, как авторитетность. Авторитет формируется в системе межиндивидуальных отношений, и в зависимости от уровня развития группы появляется в одних случаях как жесткий авторитаризм, Реализация права сильного.

Таким образом, авторитетность – это идеальная представленность субъекта в других и в самом  себе.

Что бы понять личность, необходимо рассматривать ее в системе  отношений с окружающими людьми. Необходимо, изучить группы, в которых входит данный человек и изучить личные особенности свойства данного человека.

 

 

Различают статистическую динамическую структуры личности. Под статистической стриктурой понимается отвлеченная  от реально функционирующей личности

абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики Человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие :

  • Всеобщие свойства психики. .Т.е всех людей

          (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

  • Социально-спецефические особенности, т.е присущие только тем или иным группам людей или общностям(социальные установки, ценностные ориентации);
  • Индивидуально – неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально–типологические особенности только той или иной личности ( темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности

Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существления человека, а наоборот, лишь в  непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в ежеминутном поведении индивида.

 

Если мы начинаем рассматривать  основные компоненты статистической структуры  личности в их движении,

 

взаимодействии и живой  циркуляции, то тем самым совершаем  переход от статистической к динамической структуре личности                         (15)

Одной из распространенных концепций К.Платоновым является концепция  динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом  9  ( табл. № 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА №1 Динамическая структура личности по К.Платонову.

 

Название

подструктуры

Подструктура

Соотношение

Социального и биологического

Уровень

анализа

Виды формиро-

вания

Направление личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.

Биологического почти  нет

Социально - психологический

Воспитание

Опыт

Привычки, умения, навыки, знания

Значительно больше социального

Психолого-педагогический

Обучение

Особенности психических  процессов

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Чаще, больше социального

Индивидуально - психологический

Упражнения

Биопсихические свойства

Темперамент, половые  возрастные свойства

Социального почти нет

Психофизиологический  нейропсихологических

Тренировка


 

 

 

 

Признавая роль биологического и социального  в структуре личности невозможно выделить биологические подструктуры о личности человека в которой они существуют уже в превращенной форме ( А.В.Петровский).

Структура личности по А.В.Петровскому:

  1. В структуру личности по А.В.Петровскому в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, т.е. внутринидивионная подсистема представленная в строении  темперамента, характера, способности человека необходимые, но не достаточные для понимания психологии личности
  2. Личность является субъектом системы действительных отношений с обществом,  с группами в которых она интегрировала не может быть заключена в некое замкнутое пространство внутреоргонического тела,  индивида, обнаруживает себя в пространстве межиндивидуальных отношениях.
  3. Индивидуальный вклад человека, в жизни группы, общества в значительной степени зависит от этого человека, его внимания на окружающих и той психологической атмосферы, которая создается этим влиянием
  4. Психология характеристику отношений окружающих людей в данной конкретной индивидуальности. Петровский обозначает, как метаиндивидуальность,  третья составляющая структура личности – это метаиндивидная подсистема.

Таким образом структуру  личности человека входит три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в других моделях

 

§ 2. Проблема темперамента в психологии.

Еще в глубокой древности, ученые, наблюдая внешние особенности поведения  людей, обратили внимание на большие  индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.

Древнегреческий врач Гиппократ (V-IV вв. до нашей эры), а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Они отмечали, что врожденными характерами являются не свойства нервной системы, а соотношения различных жидкостей в ограничении. При правильном смешении жидкостей, человек бывает здоров, при неправильном – болен, и если одна из жидкостей преобладает, это и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так холерический темперамент происходит от слова chole (желчь), сангвинический – от sanguis (кровь), флегматический – от phlegma (слизь), меланхолический – от melan (черная желчь). [9]

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и характера в структуре личности