Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:08, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, понятия «темперамент» и «характер» так же не тождественны. К тому же если черты характера не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую очередь следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в характере, в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью. Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера индивида, а так же выявление индивидуально-психологических свойств учащихся.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕМПЕРАМЕНТ
2.1 Общее понятие о темпераменте
2.2 Физиологическая основа темперамента
2.3 Психологическая характеристика темпераментов
2.4 Темперамент и личность
3. ХАРАКТЕР
3.1 Общее понятие о характере
3.2 Физиологические основы характера
3.3 Типическое и индивидуальное в характере
3.4 Черты характера
3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания
4.ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
4.1.Изучение индивидуальных свойств темперамента учащихся
4.2 Выявление индивидуальных свойств темперамента учащихся
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.ПРИЛОЖЕНИЕ
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как
уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в
результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность
нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия. Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности. Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.
В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левинтов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности
человека как представителя определенной группы, определенного общества.
Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется
сходство
и различие в характерах людей, принадлежащих
к различным группам. В индивидуальном
характере отражаются многообразные типические
черты: национальные, профессиональные,
возрастные. Типические черты нередко
фиксируются обыденным сознанием в различных
установках и стереотипах. Своеобразно
преломляясь, в национальных особенностях
проявляются типические черты, присущие
дошкольникам, подросткам, пожилым людям
и т.д. нетрудно описать типический характер
врача, военного, в то же время каждый типический
характер имеет свои индивидуальные черты.
Несмотря на устойчивость, тип характера
обладает определенной пластичностью,
Под влиянием жизненных обстоятельств
и воспитания, требований общества тип
характера изменяется и развивается.
6.ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика изучения индивидуально-психологических
свойств темперамента
школьника,
Цель: Изучение индивидуально-психологических
свойств темперамента
школьника.
Ход исследования.
Инструкция: "Ребята, я попрошу вас ответить
на ряд вопросов, которые не
являются задачами или правилами, они
не связаны со школьной программой.
Все они очень простые. Отвечая на каждый
вопрос, надо давать один из
двух ответов: либо "да", либо "нет".
Если вы захотите ответить на
какой-нибудь вопрос "да", надо поставить
в клетку на бланке для ответов
плюс (+); если захотите ответить "нет",
нужно поставить минус (-) Номер
клетки на бланке для ответов соответствует
номеру вопроса. Если вы
захотите исправить ответ, сделайте это
так, чтобы было понятно.
Отвечая, помните:1. Не нужно тратить много
времени на обдумывание ответов;2. Обязательно
отвечайте на все вопросы подряд, ни одного
не пропуская;3. Отвечайте искренне и честно;
не старайтесь своими ответами произвестихорошее
впечатление.
Вопросы:
1. Когда тебя о чем-то спрашивают, ты
чаше всего быстро находишь ответ?
2. Бываешь ли ты очень сердитым и раздражительным?
3. Часто ли у тебя меняется настроение?
4. Беспокоят ли тебя различные перемены
в жизни (например, переезды)?
5. Считаешь ли ты, что всегда надо покупать
только очень надежные и
прочные вещи?
6. Бывает ли так, что иногда тебя почти
все раздражает?
7. Тебе понравилась бы такая работа, где
все надо делать очень быстро?
8. Часто ли ты планируешь то, как ты будешь
вести себя при встрече?
9. Ты можешь без особого труда развеселить
компанию скучающих ребят?
10. Когда ты что-то уже сделал, ты обычно
говоришь себе: "В этой
ситуации любой на моей месте поступил
точно так же"?
11. Ты сильно привыкаешь к определенной
одежде, ее цвету и покрою, так что очень
неохотно меняешь на что-то другое?
12. Ты когда-нибудь говорил неправду?
13. Забываешь ли ты про все остальное, когда
занят каким-либо делом?
14. Ты иногда чувствуешь себя усталым без
особой причины?
15. Можешь ли ты сказать, что чуть-чуть
более обидчивый, чем другие?
16. Тебе всегда очень нравится играть с
другими ребятами?
17. Тебе всегда очень трудно браться за
какое-либо новое, незнакомое
дело?
18. У тебя временами бывает такое чувство,
что тебе надоело все?
19. Бывает, что ты так волнуешься, что не
можешь усидеть на месте?
20. Охотно ли ты делаешь работу, которая
требует сосредоточенного
внимания на мелких деталях?
21. Ты шумишь иногда в классе, когда там
нет учителя?
22. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая
себя, в компании ребят?
23. Тебя легко огорчить?
24. Можешь ли ты иногда сказать про себя,
что беззаботный человек?
25. Если ты оказываешься в глупом положении,
то ты потом долго
расстраиваешься?
26. Когда тебя о чем-нибудь просят, тебе
всегда бывает трудно отказать?
27. Ты любишь часто ходить в гости?
28. Чувствуешь ли ты себя особенно неприятно,
Если кто-то или что-то
нарушает твои привычки, обычный уклад
жизни?
29. Случалось ли тебе говорить о ком-либо
плохо?
30. Как ты думаешь, тебя считают веселым
человеком?
31. Ты избегаешь иметь веши, которые ненадежны,
непрочны, хотя и очень
красивы?
32. Тебе бывает трудно уснуть из-за разных
мыслей?
33. Ты почти всегда уверен, что справишься
с делом, за которое ты
взялся?
34. Разговаривал ли ты когда-нибудь грубо
с родителями?
35. Когда кто-нибудь из ребят кричит на
тебя, ты тоже кричишь в ответ?
Обработка. После ответов испытуемого
на вопросы надо подсчитать сумму
баллов за каждое свойство темперамента
в отдельности, соотнести
положительные ответы с ключом опросчика.
"Ключ" опросчика.
Искренность - 2, 12, 21, 29, 34;
Тревожность - 3, 6, 14, 15, 18, 19, 23, 25, 26, 32;
Ригидность - 4, 5, 8, 10, 11, 13, 17, 20, 28, 31;
Экстраверсия - 1, 7, 9, 16, 22, 24, 27, 30, 33, 35.
При интерпретации данных изучения темперамента
необходимо учитывать ихобъективность
и степень выраженности. Объективность
данных испытуемогоустанавливается по
"шкале искренности". Сумма менее
3 баллов показываетнеобъективность данных
испытуемого. Степень выраженности свойствтемперамента
представлена в таблице.
1 – тревожные пластичные;2 – нетревожны
ригидные;3 – нетревожны пластичные;
4 – тревожные ригидные.1 – тревожные пластичные;2
– нетревожны ригидные;
3 – нетревожны пластичные;4 – тревожные
ригидные.1 – тревожные пластичные;
2 – нетревожны ригидные;3 – нетревожны
пластичные;4 – тревожные ригидные.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Степень выраженности свойств темперамента
у исследуемой группы школьников
Ф.И. Тревожность Ригидность Экстраверсия
Искренность
Сидорова Н. 4 4 5 5Сиготская М. 10 6 3 3Груздова
Т. 8 5 4 4Сороченко А. 4 5 4 3
Дубровская Т. 3 5 6 1Юкова Е. 5 3 9 5Фадеева
Л. 9 7 6 4Попырина К. 9 7 7 5
Дергачева А. 5 9 7 3Умрихина О. 7 6 7 4Пилисьин
А. 8 7 6 1Догина Ю. 4 5 7 4
Харченко М. 5 8 4 Фролов М. 5 2 3 5Вальковский
С. 3 3 8 5Малагин А. 0 4 8 3
Брагина М. 8 5 3 3Комиссирова О. 7 4 2 3Золотырев
В. 4 6 7 4Шеймергенов К. 563 4Чеботарев А. 9
4 8 4
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование
в детском возрасте. М, «Просвещение»,
1968 стр.33-45
2.Горфуа Ж. «Что такое психология?»
3. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, «Народная асвета», 1966 стр.12-25
4.Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. – М., 1990 стр.56-60
5. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. М., «Просвещение», 1970.стр. 43-49
6.Кроник А.А.
Межличностное оценивание в малых группах.
– Киев, 1982 стр.98-106
7. Левитов Н. Д. Психология характера, изд.
3. М., «Просвещение», 1969 стр.70-83
8.Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988 стр.14-20
9.Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1990 стр.87-93
10. Симонов П. В.,
Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность,
изд. М.,
«Наука», 1984 стр.66-70
11. Фирсов М.В.,
Шапиро Б.Ю. Психология
12. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, «Экономика», 1984.стр.43-49