Взаимосвязь уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости от направленности локуса контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:58, статья

Описание

Взаимосвязь направленности локуса контроля и стессоустойчивости основывается на таких немаловажных аспектах человеческой жизни как ответственность и подверженность стрессу.
Ответственность человека за свою жизнь является важной характеристикой жизненной позиции, которая рассматривается как способность человека к организации своей жизни. Способ самоопределения личности в жизни, обобщений на основе ее жизненных ценностей и отвечающей основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией. Обобщая все имеющиеся достижения личности,

Работа состоит из  1 файл

Доклад.docx

— 37.22 Кб (Скачать документ)

 

Методы  предотвращения и профилактики стресса

 

Существует  несколько методов, облегчающих  противостояние организма стрессу.

Первый  из них релаксация - это метод, с помощью которого человек может частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие.

Второй  метод, в отличие от релаксации, основывается не на расслаблении, а наоборот, на умении сосредотачиваться. Этот метод – концентрация.

Третий  метод заключается в регуляции  дыхания и называется ауторегуляция дыхания.

Достоинства метода ауторегуляции дыхания:

1. С помощью  глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При  смехе, вздохах, кашле, разговоре,  пении или декламации происходят  определенные изменения ритма  дыхания по сравнению с так  называемым нормальным автоматическим  дыханием. Из этого следует, что  способ и ритм дыхания можно  целенаправленно регулировать с  помощью сознательного замедления  и углубления.

3. Увеличение  продолжительности выдоха способствует  успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание  спокойного и уравновешенного  человека существенно отличается  от дыхания человека в состоянии  стресса. Таким образом, по  ритму дыхания можно определить  психическое состояние человека.

5. Ритмичное  дыхание успокаивает нервы и  психику; продолжительность отдельных  фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

6. От  правильного дыхания в значительной  мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность  жизни. И если дыхание является  врожденным безусловным рефлексом,  то, следовательно, его можно сознательно  регулировать [15].

В повседневной жизни главной причиной стресса  является неумение расслабляться. Врачи  и психологи всего мира сходятся в едином мнении, что человеку для  физического и психического здоровья необходим полноценный отдых, прежде всего, зависит от образа жизни. Образ жизни - это повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от человека зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Если  человеку удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация, концентрация и ауторегуляция дыхания стали составной частью его образа жизни, то он станет уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что каждый человек в сознательно воздействовать воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладает способностью ауторегуляции.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ  научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие  выводы о взаимосвязи направленности локуса контроля и стрессоустойчивости.

Направленность  локуса контроля, как черта личности, выражающая склонность человека принимать  на себя ответственность за происходящие события, либо отрицать свою ответственность и приписывать ее внешним обстоятельствам, существенно определяет, как человек ведет себя в стрессовых ситуациях и насколько он способен адаптироваться в стрессе и контролировать свое поведение.

Самоконтроль  поведения позволяет человеку выстраивать  поведение, соответствующее специфической  задаче или ситуации и наиболее эффективно достигать поставленных целей, что  существенно снижает риск дезадаптации в стрессе.

Главными  направлениями, помогающим формированию самоэффективного поведения являются: развитие способности выстроить эффективное поведение на основе прошлого опыта, косвенный опыт (наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение), вербальное убеждение, снижение уровня эмоционального напряжения перед лицом стрессовых и угрожающих ситуаций.

Обязательным  условием, при котором возможно формирование новых улучшенных форм поведения, является осознание неэффективности существующего  поведения, потребность его изменить и ориентация человека на возможность  и способность выстроить новые, более эффективные формы поведения.

Исследователи установили, что стресс, являясь одновременно самостоятельным  физиологическим, психическим социальным явлением, по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется  повышенной физиологической и психической  активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов, что ведет к дезадаптации человека в социуме.

Стресс принято понимать как  неспецифический ответ организма  на предъявляемые ему внешние  или внутренние требования. С точки  зрения стрессовой реакции не имеет  значения, приятна или неприятна  ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность  потребности в перестройке или  адаптации.

Стресс, как целостное явление, должен рассматриваться  в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые наоборот приводят к демобилизации систем организма. Это отрицательное проявление стресса, исследователи назвали дистрессом. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Для того, чтобы стресс не превратился в  дистресс, человеку необходимо уметь выходить из под давления стрессоров т. е. расслабляться. Мы рассмотрели несколько методов, помогающих снять мышечное и психическое напряжение: релаксацию, концентрацию и ауторегуляцию дыхания.

Если человеку удастся положительно повлиять на свои основные жизненные  принципы, добиться того, чтобы релаксация, концентрация и ауторегуляция дыхания стали составной частью его образа жизни, то он станет уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы.

Исследователи, в своих экспериментальных работах, установили связь разнообразных  форм поведения (в том числе дезадаптивного) и индивидуальных параметров личности с экстернальностью-интернальностью.

Они отмечают, что люди с внутренним локус-контролем (интерналы) характеризуются эмоциональной стабильностью, но потребность в достижении у них имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Люди с внешним локус-контролем (экстерналы) характеризуются эмоциональной нестабильностью, они нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенны как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях, нуждаются в одобрении и поддержке окружающих.

В настоящее время, исследователи  делают акцент на том, что описание субъективного контроля личности с  помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения вообще, и в стрессовых ситуациях в частности, в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Особенности субъективного контроля могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему стрессовая ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Поэтому изучение взаимосвязи направленности локуса контроля и уровня нервно-психической устойчивости, по-видимому, более перспективно рассматривать не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных стрессогенных ситуаций разной степени обобщенности.

Экстернальность и интернальность не являются личностными чертами как таковыми (врожденными и неизменными). Хотя локус контроля можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий. Но по сути эти две характеристики являются крайними полюсами одного целого и граница между ними расплывчата. Большинство людей имеют промежуточный локус контроля и сочетают в себе в определенной степени черты как интерналов, так и экстерналов.

На основе этого, мы сделали вывод, что в процессе адаптации человек  строит свое поведение, проявляя в определенной степени черты как экстерналов, так и интерналов, в зависимости от требований ситуации. Так каждый человек в той или иной мере склонен приписывать свои неудачи обстоятельствам, а успехи – своим личностным качествам и способностям.

Мы предположили, что локализация  личностных черт на крайних полюсах  локуса контроля, т. е. выраженная экстернальность или интернальность личности отрицательно влияет на способность человека адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, что существенно ослабляет их нервно-психическую устойчивость, т. к. у ярко выраженных экстерналов и интерналов в силу их психологических особенностей, существуют определенные устойчивые способы реагирования на различные жизненные ситуации. Это, на наш взгляд, препятствует успешной адаптации и увеличивает риск дезадаптации в стрессе. А поскольку люди с промежуточным локусом контроля обладают в равной (или близкой к тому) степени чертами как экстерналов, так и энтерналов, то мы предположили, что в связи с этим, они более лабильны и соответственно обладают более широкими возможностями менять свое поведение в зависимости от требований ситуации и сохранять самообладание в экстремальных условиях, т. е. являються наиболее стрессоустойчивыми.

И в результате проведенного исследования взаимосвязи направленности локуса контроля и нервно-психической устойчивости, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Александровский Ю. А. Состояния  психической дезадаптации и их компенсации. – М., 1976.

2. Альбухова-Славская К. А. Стратегии жизни. – М., 1991.

3. Бандура А. Социально-когнитивная  теория личности. – М., 1989.

4. Березин Ф. Б. Психическая и  психофизфиологическая адаптация человека. – Л., 1988.

5. Васильев. В. Н. Здоровье и стресс. – М., 1991.

6. Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи//Вопросы психологии. – 1996. – №7.

7. Гребень А. С. Психологические  тесты для профессионалов. – СПб., 2007.

8. Дружинин В. Н. Варианты жизни.  Очерки по экзистенциальной психологии. – СПб., 2000.

9. Дружинин В. Н. Психология//Учебник  для гуманитарных вузов. –  СПб., 2000.

10. Елисеев О. П. Практикум по  психологии личности. – СПб., 2001.

11. Китаев-Смык Л. А. Психология  стресса. – М., 1983.

12. Ковалев А. Г. Психология  личности. – М., 1995.

13. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. – Л., 1970.

14. Леей Л. Эмоциональный стресс. – Л., 1972.

15. Меерсон Ф. З. Адаптация,  стресс и профилактика. – М., 1981.

16. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2004.

17. Никифоров Г. С. Самоконтроль  как механизм надежности человека. – Л., 1977.

18. Овчинникова О. В. Постановка проблемы стресса//Психологический журнал. 1985. – №12.

19. Разумов Р. С. Эмоциональные  реакции и эмоциональный стресс. – Л., 1976.

20. Роттер Дж. Теория социального научения. – М., 1988.

21. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1979.

22. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979.

23. Скиннер Б. Наука об учении  и искусстве обучения. – М., 1968.

24. Столяренко Л. Д. Основы  психологии//Практикум. – Ростов  н./Д., 2006.

25. Тигранян Р. А. Стресс и  его назначение для организма.  – М., 1992.

26. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1970.

27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1994.

28. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.

 


Информация о работе Взаимосвязь уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости от направленности локуса контроля