Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:27, реферат
Я – концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я – концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Понятие Я - концепции………………………………………………… 4
Основные составляющие Я-концепции………………………………. 6
Заключение………………………………………………………………........... 13
Список литературы…………………………………………………………….. 15
Под профессиональной карьерой мы понимаем индивидуальный жизненный путь человека в определенных видах профессиональной деятельности, потенциально связанный с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям и социальному призванию.
В концепциях профессионального становления личности подчеркивается тот факт, что субъект может выступать и автором своей карьеры и ее объектом. Существуют разные критерии классификации карьер, а, следовательно, и стратегий их построения. Они могут быть поделены на объективные и на субъективные. Объективные критерии связаны с отражением реально ставшей карьеры. К ним относятся: продвижение по службе, достижение определенного социального статуса, число смен мест и видов работ. Субъективные критерии связаны с ценностными представлениями субъекта о своей карьере с его пожеланиями относительно того, как она будет складываться в дальнейшем.
Проанализировав
концепции способов жизни и профессионального
становления субъекта, мы выделили
основные измерения, с помощью которых
анализируется объект, способ, авторство
и направленность профессионального
развития и становления личности.
Первое измерение отражает становление
реальных качеств субъекта и его
представлений об этих качествах, которые
являются объектом развития. Второе измерение
носит преобразовательный характер
и отражает степень затраченных
человеком усилий для регуляции
деятельности и достижения результата,
что определяется в крайних формах
как активность или пассивность.
Третье измерение отражает авторство
профессионального становления, которое
либо приписывается человеку (субъекту
деятельности), либо локализуется вовне
(человек выступает объектом деятельности).
В четвертом измерении
Стратегия построения карьеры как содержание поведенческого компонента профессиональной Я-концепции, представляет собой специфическую систему действий, предназначенных для адаптации или развития самой карьеры и человека в ней и направленных на преобразование себя, преобразование других людей, изменение условий и содержания профессиональной деятельности для достижения карьерных целей. Таким образом, мы предлагаем критерии, по которым стратегии могут быть конкретизированы в определенных формах. Форма стратегии - это реализуемая субъектом при построении карьеры система действий, направленная преимущественно на:
1) преобразование себя;
2) преобразование других или
3)
преобразование
Заключение
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
В научной литературе существуют различные подходы к изучению Я-концепции. Это с одной стороны, позволяет выявить ее различные компоненты, а с другой – затрудняет определенные конкретного содержания данного понятия. Следует отметить, что в психологической литературе нет единой трактовки понятия «Я-концепция». До сих пор не выработано целостного, объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего социально-психологическое содержание самого феномена Я-концепции в различных отраслях научного знания. Отсутствие общей терминологии затрудняет разработку многообразного и обоснованного психодиагностического инструментария.
Таким
образом, Я-концепция обеспечивает внутреннюю
согласованность и самореализацию личности,
ее удовлетворенность жизнью; регулирует
эмоциональное состояние, интерпретирует
опыт. Выступает как системообразующий
субъективный мир личности и возникает
на основе взаимодействия с окружающей
средой. Я-концепция участвует в сохранении
стабильных систем социальной стратификации.
Раскрывает содержание микросоциальных
процессов и внутриличностных механизмов
адаптации и дезадаптации. Развивается
в процессе самоактуализации личности
на протяжении всей жизни.
Список используемых источников
С. 15–18
с. 49–52.