Я-концепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:27, реферат

Описание

Я – концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я – концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Понятие Я - концепции………………………………………………… 4
Основные составляющие Я-концепции………………………………. 6
Заключение………………………………………………………………........... 13
Список литературы…………………………………………………………….. 15

Работа состоит из  1 файл

реферат Я-концепция.docx

— 46.14 Кб (Скачать документ)

      Под профессиональной карьерой мы понимаем индивидуальный жизненный путь человека в определенных видах профессиональной деятельности, потенциально связанный  с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий  призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям и  социальному призванию.

      В концепциях профессионального становления  личности подчеркивается тот факт, что субъект может выступать  и автором своей карьеры и  ее объектом. Существуют разные критерии классификации карьер, а, следовательно, и стратегий их построения. Они  могут быть поделены на объективные и на субъективные. Объективные критерии связаны с отражением реально ставшей карьеры. К ним относятся: продвижение по службе, достижение определенного социального статуса, число смен мест и видов работ. Субъективные критерии связаны с ценностными представлениями субъекта о своей карьере с его пожеланиями относительно того, как она будет складываться в дальнейшем.

      Проанализировав концепции способов жизни и профессионального  становления субъекта, мы выделили основные измерения, с помощью которых  анализируется объект, способ, авторство  и направленность профессионального  развития и становления личности. Первое измерение отражает становление  реальных качеств субъекта и его  представлений об этих качествах, которые  являются объектом развития. Второе измерение  носит преобразовательный характер и отражает степень затраченных  человеком усилий для регуляции  деятельности и достижения результата, что определяется в крайних формах как активность или пассивность. Третье измерение отражает авторство  профессионального становления, которое  либо приписывается человеку (субъекту деятельности), либо локализуется вовне (человек выступает объектом деятельности). В четвертом измерении выделяется три вектора предметной направленности стратегий: на себя, на других и на условия  деятельности.

      Стратегия построения карьеры как содержание поведенческого компонента профессиональной Я-концепции, представляет собой специфическую систему действий, предназначенных для адаптации или развития самой карьеры и человека в ней и направленных на преобразование себя, преобразование других людей, изменение условий и содержания профессиональной деятельности для достижения карьерных целей. Таким образом, мы предлагаем критерии, по которым стратегии могут быть конкретизированы в определенных формах. Форма стратегии - это реализуемая субъектом при построении карьеры система действий, направленная преимущественно на:

      1) преобразование себя;

      2) преобразование других или 

      3) преобразование профессиональной  деятельности (ее предмета, средств,  условий и задач).  
 
 
 

     Заключение 

     Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

     Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

     В научной литературе существуют различные  подходы к изучению Я-концепции. Это с одной стороны, позволяет выявить ее различные компоненты, а с другой – затрудняет определенные конкретного содержания данного понятия. Следует отметить, что в психологической литературе нет единой трактовки понятия «Я-концепция». До сих пор не выработано целостного, объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего социально-психологическое содержание самого феномена Я-концепции в различных отраслях научного знания. Отсутствие общей терминологии затрудняет разработку многообразного и обоснованного психодиагностического инструментария.

     Таким образом, Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации. Раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации. Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни. 

     Список  используемых источников

  1. Агеев В.В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., МГУ, 1990, С. 201 – 211.
  2. Арестова О.Н., Шильштейн Е.С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я». // Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1998, № 1, С. 10–12.
  3. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998, С. 63–67.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. С – Пб, 1995, С. 132–141.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986, С. 95–156.
  6. Джемс У. Психология. М., 1991, С. 34–53.
  7. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984, С. 71–82.
  8. Кон И.С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. 1981.Т. 3., С. 22–25.
  9. Кон И.С. Открытие Я.М., 1978. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH11W.HTM
  10. Майерс Д. Социальная психология. С – Пб, 1997, С. 47–49.
  11. Рождерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994, С. 145–150.
  12. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989, С. 67–69.
  13. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1991,

С. 15–18

  1. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984, С. 26–30.
  2. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987, с. 11–23.
  3. Хорни К. Невроз и развитие личности. М., 1998, с. 57–64.
  4. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977,

с. 49–52.

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997, с. 75–82.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996, с. 83–85.
  3. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер. 14, 1996, № 4, с. 5–8.

Информация о работе Я-концепция