Явления стресса и его влияние на поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:22, контрольная работа

Описание

Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады, эти эмоции кратковременные, когда Вы приедете домой, этих эмоций уже не будет. А чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, чувства устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека, т.е. при встрече с объектом, или при воспоминании о нем, чувство каждый раз актуализируется с новой силой.

Содержание

Введение.................................................................................................................2
Чувства как устойчивые психические состояния, их виды………...................4
Значение эстетических чувств в развитии личности……………………..…...5
Различие собственно чувств и эмоций…………………………………………8
Фундаментальные эмоции………………………………………...…………….9
Эмоциональная жизнь человека……………………………………………….11
Функции эмоций………………………..………………………………………13
Связь эмоциональных и волевых процессов………….………………………16
Управление эмоциями…………………………………………………………..17
Явления стресса и его влияние на поведение…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………....23
Литература…………………………...………………

Работа состоит из  1 файл

эмоции и чувства.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Связь эмоциональных и  волевых процессов. 

     Воля - способность человека самостоятельно регулировать свою деятельность, подчиняя ее сознательным решениям.

Волевое усилие включается при следующих  условиях:

- при необходимости сознательно регулировать свою деятельность, т.е. во всех ситуациях, когда мы не следуем внешним стимулам к активности, а сами формируем их;

- при недостаточной мотивации к деятельности, т.е. в тех ситуациях, когда внешние стимулы не обеспечивают необходимый уровень активности; в этом случае мы должны сами создать дополнительные мотивы;

- при необходимости выбора мотивов, целей, средств при их конфликте, т.е. в тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими мотивами и должны сделать выбор между ними.    

        Волевое усилие заключается не  только в сознательном побуждении  активности, но и способности  затормозить  активность, отказаться от чего-то. Способность к волевым действиям социально обусловлена, т.е. представляет собой результат воспитания и самовоспитания. Поведение детей раннего возраста реактивно - они реагируют на внутренние ("Хочу!") и внешние ("Сделай так и получишь конфетку!") побуждения к деятельности. По мере формирования личностных качеств ребенок становится способным к волевым действиям, формирует активное отношение к своим действиям, сам выступает их регулятором. Волевое усилие - это преодоление себя, высшее выражение сознательности, власть над собой.    

  Порок развития волевых качеств  называется слабоволием. Слабовольный  человек не в силах отказаться  от желаемого, сделать выбор  между двумя равносильными мотивами. Выраженность слабоволия бывает  разной: от небольших уступок себе в отдельных ситуациях до невозможности осуществить элементарный выбор (ситуация "буриданова осла"). Патология развития воли называется абулией. При абулии человек понимает, что нужно сделать что-то, но не в силах заставить себя. Еще одной выраженной характеристикой абулии является следование внешним побудителям действий. Так, человек с подобной патологией входит в дверь лишь только потому, что она оказалась у него на пути.

Управление  эмоциями

     Многие  люди привыкли рассматривать себя, как следствие, а окружающий мир, как причину. Из этого следует позиция, когда мы легко обвиняем окружающих в случившихся с нами событиях. Например, кто-то сделал что-либо, что вызывает гнев. Мы говорим: «Он меня разозлил!». Ребёнок разбил чашку и мама говорит: Как ты можешь так меня расстраивать?

     Если  обобщить этот подход к жизни, то он выражается словами: Обстоятельства управляют моей жизнью, мной. На самом деле это не так. Любые обстоятельства (события), которые с нами происходят – последствия наших реакций на предыдущие события.

Мои реакции  происходят во мне. В мыслях, в эмоциональной  сфере. Мои реакции принадлежат только мне и у меня всегда есть выбор, как реагировать.

Гуру  современной психологии Стивен Кови в своём супер-бестселлере «7 Навыков Высокоэффективных людей» делит людей на реактивных и проактивных. Быть проактивным – это первый и самый важный навык высокоэффективных людей. Что это значит?Возьмём пример, человек выходит утром из дома в хорошем настроении, его цель – провести прекрасный полезный день, выполнив свой план. Когда он выходит из дома, начинается дождь. Какая реакция на дождь должна быть у человека? Вот тут начинается разница между реактивными и проактивными. Проактивный не реагирует! У него есть своя программа, его трудно сбить с пути. Он реагирует только на свои внутренние решения и идёт по жизни, как ледокол. Проактивный человек управляет своей жизнью, своим внутренним миром и приобретает силу и уважение в глазах окружающих.

     Непроизвольные  эмоциональные реакции появляются непроизвольно, неконтролируемо, и  сигнализируют внимательному человеку о том, что человек чувствует на самом деле.

Когда эмоции есть, можно твердо сказать, что человек живет. Чем сильнее что-то чувствует, тем сильнее живет. Причем не так уж важно, что именно чувствовать в таком аспекте. Счастье, радость, любовь или же ненависть, страх, боль и т.п. Это лишь окраска эмоций, но сторона тут значения не имеет. Если человек эмоционален, то он будет одинаково сильно чувствовать обе грани. И разделить их не удастся. Если ты сильно чувствуешь радость, также сильно будешь чувствовать боль. Если ты умеешь любить, ты умеешь и ненавидеть. Как-то оно все в комплекте выдается, половиной ограничить не удастся. Отсутствие эмоций – полное спокойствие, отстраненность и равнодушие. Правда, на деле полное отсутствие эмоций недостижимо, но можно рассматривать абстрактный крайний вариант.

У человека есть цели, он их добивается, получает то, что ему нужно и вполне доволен жизнь. Не рад, не счастлив, но доволен. Ибо получил то, что хотел. Причем, если тобой движет лишь холодный разум, то ты четче видишь мир. Видишь то, что есть на самом деле, не закрываясь розовыми или черными очками тех пресловутых эмоций. То есть в итоге гораздо быстрее достигаешь того, что тебе нужно. Только вот нужно ли что либо человеку, который этими самыми эмоциями не обладает? Да, он не чувствует обиды, боли, разочарования. Но и радости тоже нет. Следовательно, главное это уметь свои эмоции контролировать. И уметь усмирять, не давая им власти над тобой. 
 
 
 
 
 

Явления стресса и его  влияние на поведение.

     Стрессовые  состояния. Первоначально понятие  стресса (от англ. stress — давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения  неспецифической биологической реакции организма ("общего адаптационного синдрома", физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться и для описания типичных эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Последний иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при информационных перегрузках).

     Стрессовые  состояния — это особые эмоциональные  состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к настроениям.

     Слабые  воздействия не приводят к стрессу, т.к. он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.

     Стресс  не есть просто нервное напряжение, а комплексная приспособительная реакция всего организма. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Иногда различают понятия стресса и дистресса. Умеренный стресс не является вредным, помогает осуществлять приспособительные реакции. Дистресс — результат чрезмерного стресса, наступает при исчерпании адаптационных резервов, оказывает деструктивное действие на организм.

Типичными тяжелыми стрессорами являются боевые действия, природные и транспортные катастрофы, несчастный случай, присутствие  при насильственной смерти других, разбойное нападение, пытки, изнасилование, пожар. В литературе описываются болезненные психические реакции человека, перенесшего эти события. Это так называемые посттравматическое стрессовое расстройство, социально-стрессовое расстройство, транзиторные ситуативные расстройства и нарушения адаптации.

     В случаях депрессивного варианта адаптационных и стрессовых расстройств в клинической картине появляются такие аффективные феномены, как горе, понижение настроения, склонность к уединению, а также суицидальные мысли и тенденции.

     При тревожном варианте доминирующими  становятся симптомы беспокойства, неусидчивости, страха и тревоги, спроецированной в будущее, ожидание несчастья. Одним из своеобразных вариантов адаптационных расстройств считается паническое расстройство, характеризующееся повторяющимися приступами (эпизодами) беспричинной тревоги с двигательным беспокойством, эмоционально-вегетативными кризами, страхом смерти. Панические атаки могут возникать непредсказуемо даже для самого человека.

     Следует отметить, что стрессогенные раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Некоторые реальные, но неопасные раздражители могут иметь стрессогенное значение в силу неадекватной когнитивной интерпретации с приписыванием им угрожающих свойств. Отсюда понятно, что большей частью стресс в жизни человека инициируется и продуцируется им самим. Все зависит от того, как он реагирует на свое окружение и социально значимые стимулы.

Внешние признаки стресса проявляются общим  возбуждением, а обычный набор  эмоций уступает место беспокойству и тревоге. У одних людей реакция на стрессор активная и эффективность их деятельности может даже нарастать до определенного уровня, у других — реакция изначально пассивная и эффективность деятельности сразу падает. В любом случае обычное состояние человека в стрессовой ситуации характеризуется дезорганизацией поведения и речи: или беспорядочная активность, или не свойственная ранее человеку пассивность и бездеятельность. Поведение при стрессе во многом зависит от типа нервной системы, силы или слабости основных нервных процессов.

     Фазы  стрессовой реакции. Автор теории стресса  Г. Селье (1960) определяет его как совокупность стереотипных и филогенетически запрограммированных реакций организма, готовящих его к сопротивлению, борьбе или бегству. В развитии стресса выделяют три фазы: тревоги, стабилизации и истощения.В первой фазе (тревога) происходит мобилизация защитных сил организма и повышение работоспособности: в кровь выделяются гормоны, усиливающие режим работы всех систем жизнеобеспечения организма. Во второй фазе происходит относительная стабилизация всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, их закрепление на новом, более высоком уровне. Если стресс длится долго, то неизбежно наступает третья фаза — истощение со сломом регулирующих механизмов, с ухудшением самочувствия вплоть до необратимых изменений в органах. Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. "обман", "расстройство", "разрушение планов"). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, возникающих у человека на пути к цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций (озлобленность, подавленность, агрессия), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.

     Уже давно врачи обращали внимание на связь предрасположенности к некоторым заболеваниям с преобладанием у человека определенных переживаний. Особенно в этом отношении показателен эмоциональный стресс. Он может приводить к нарушениям функций и даже структурным изменениям концевого органа-мишени, т.е. органа, в котором проявляются клинические признаки чрезмерного стресса. Патологические системные нарушения внутренних органов, возникающие вследствие длительного или часто повторяющегося неспецифического стресса, лежат в основе возникновения психосоматических заболеваний — гипертонической болезни и стенокардии, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, бронхиальной астмы и других.

     Известно  множество житейских ситуаций, порождающих  стресс, — от случаев отделения  ребенка от матери в первые годы жизни до серьезных заболеваний и различных жизненных коллизий у людей зрелого возраста. В наше время одно из самых травмирующих событий для взрослого — это потеря работы. Но и сама профессиональная деятельность может порождать неспецифический стресс различной интенсивности. Особенно показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Они проследили смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп. Оказалось, что врачи-хирурги и мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты — в 5 с лишним раз.

     Некоторые раздражители способны сами по себе вызывать стрессовую реакцию без вовлечения в нее высших когнитивно-интерпретационных  механизмов мозга. Длительное воздействие жары, холода, вибрации, шума выше 85 децибел и прочих подобных раздражителей приводит к стрессорной реакции через низшие мозговые сенсорные механизмы. Неумеренный прием кофеина (кофе, крепкий чай), табакокурение (никотин), а также злоупотребление некоторыми другими веществами (теофиллин, амфетамины) запускают стрессогенную реакцию через пищеварение. Стрессогенной может оказаться и тяжелая физическая нагрузка. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Эмоции  необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Информация о работе Явления стресса и его влияние на поведение