Язык и мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:21, доклад

Описание

Язык тесно связан с мышлением, с духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующей действительности, на ее моделирование в человеческом сознании («языковая картина мира»), поскольку язык является орудием закрепления, передачи и хранения информации.

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 24.39 Кб (Скачать документ)

Язык и мышление

Язык тесно связан с  мышлением, с духовной деятельностью  людей, направленной  на познание объективно существующей действительности, на ее моделирование в человеческом сознании («языковая картина мира»), поскольку  язык является орудием закрепления, передачи и хранения информации.

Одной из наиболее существенных проблем, является проблема отношения  языка и мышления. Этот момент рассматривается  языкознанием в тесном взаимодействии с психологией. Психолингвистика, или менталингвистика, — это раздел общего языкознания, который изучает взаимоотношение языка и мышления. Теория языковых значений, связь языка и мышления являются одним из важнейших аспектов лингвистических знаний.

Итак, что же такое язык и мышление?

Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления  мышления. К. Маркс, например, назвал язык “непосредственной действительностью  мысли”.

Мышление — это активный процесс отражения объективной  действительности в формах представлений, понятий, суждений, умозаключений. Именно мышление ответственно за осмысливание, переработку и трансформацию языкового знака в то, что он означает — в понятие.

Нужно отметить,что языки у человечества разные — мышление, в принципе, одно. Это и позволяет общаться людям разных национальностей (если, конечно, выучить иностранный язык). Трудности, разумеется, возникают, но преодолимые, потому что по-настоящему невозможно общаться только тогда, когда мышление вашего «собеседника» принципиально иное. Но это уже  научная фантастика. А мы — люди одной планеты, и хотя специфика мышления у каждого бывает довольно причудливой, мы все-таки способны понимать друг друга. 

Как же соотносятся язык и мышление?

Их области можно изобразить как два частично пересекающихся круга:

 

Не все в мышлении относится к языку, но и в языке не все можно причислить к мышлению.

Во-первых, мышление бывает без языка (имеется в виду — без речи). Даже обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан — это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека, вы наверняка слышали выражение «практический ум». Человек «практический» умеет принимать правильные решения, действует «по-умному», но объяснить словами, почему он сделал так, а не иначе, он, скорее всего, затруднится.

Существуют еще такой  тип мышления, как наглядно-образное. Оно часто преобладает у людей искусства: художников, режиссеров… Человек с таким типом мышления предпочитает думать не словами, а картинами, образами, представлениям.

Наконец, есть вербальное мышление, то есть словесное. Иногда его называют словесно-логическим или просто логическим.

Такое мышление:

— предполагает поиск истины,

— не связано с чувствами и оценками,

— не имеет дела с вопросом и побуждением.

Все, что выходит за эти рамки, не является проявлением логического мышления. Вот, например, когда мы выражаете свои чувства («А! О! Эх!», «Классно!») или когда задаём «утилитарные» вопросы («Который час?»), мы используете язык «без участия» логического мышления. Еще: «Кого я вижу! Привет!» — окликнем мы знакомого. Здесь тоже пока нет мышления — с помощью языка мы простоустанавливаете контакт. «Принесите, пожалуйста, чаю», «Закрой дверь», «Прекрати сейчас же!» — это просьбы или приказы, то есть нашеволеизъявление. Таким образом, язык «обслуживает» не только мышление, но и другие сферы нашего сознания.

В рамках психологии мышление как высшая форма психической  деятельности изучается на протяжении многих веков. При этом всякий раз, когда говорят о природе мышления, обязательно вовлекают в сферу рассуждений и феномен языка. Поэтому, в языкознании проблематика соотнесения языка и мышления составляет наряду с происхождением языка «вечную проблему».

Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.

Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.

Вильгельм Гумбольдт, великий  немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его  язык.

Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.

Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?…  Язык и мышление два названия одной  и той же вещи».

Фердинанд де Соссюр, великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим собой.

Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки  зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. НорбертВинер, Альберт Эйнштейн, ФрэнсисГальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.

С другой стороны многим удается скрывать скудость своих  мыслей за обилием слов. Гёте считал: «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь».

Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления.

Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет  эти факты тем, что знаки - необходимая  поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль  творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более  гибкие, среди которых встречаются  условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические).

Некоторые исследователи (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам) считают, что у нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, у нас есть план предложения, и когда мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что мы собираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на базе слов. Фрагментарность и свернутость редуцированной речи - следствие преобладания в этот момент в мышлении несловесных форм.

Таким образом, обе противоположные  точки зрения имеют под собой  достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. язык и мышление связаны тысячами нитей и взаимопереходов.

В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два первоначальных его вида — практически-действенный и наглядно-образный — новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли. В целом же по мере исторического развития мышления во всех его видах постепенно усиливается его воздействие на язык, сказывающееся, главным образом, в расширении значений слов, в их количестве, росте лексического и фразеологического состава языка, отражающем обогащение понятийного аппарата мышления, и в уточнении и дифференциации синтаксических средств выражения   смысловых   отношений.

 

Список литературы

Выготский Л. С., Мышление и  речь, в его кн.: Избранные психологические  исследования, М., 1956.

Колшанский Г. В., Логика и структура языка. М., 1965.

КодуховВ.И., Введение в языкознание. М., 1978.

Маслов Ю.С., Введение в языкознание. М., 1975. 

Выдержки из статьи А.С. Мельничука «Язык и мышление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Язык и мышление