Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:41, контрольная работа
К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей. Он наблюдает за ними на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют между собой.
Глава I Общее представление о языке телодвижений
Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы.
Основные Коммуникационные Жесты и Их Происхождение
Совокупность Жестов
Конгруэнтность - Совпадение Слов и Жестов
Значение Контекста для Толкования Жестов
Другие Факторы, Оказывающие Влияние на Интерпретацию Жестов
Положение в Обществе и Богатство Жестикуляции
Возможность Подделать Язык Телодвижений
Как Сказать Неправду, не Раскрыв Себя
Как Научиться Говорить на Языке Телодвижений
Глава II Зоны и территории
Практическое Использование Зонального Пространства
Ритуалы, Связанные с Занятием Свободного Места
Зональные Пространства у Разных Наций
Различие Пространственных Зон у Горожан и Жителей Сельской Местности
Территория и Собственность
Автомобили и Их Влияние на Чувство Территории
Глава III Ладони и передаваемая с их помощбю информация
Ладони. Честность и Открытость
Открытые Ладони и Обман
Сила Ладони
Рукопожатия
Доминирующее и Покорное Рукопожатие
Кто Должен Первым Предлагать Руку для Рукопожатия
Различные Виды Рукопожатий
Глава IV Жесты рук и кистей рук
Жесты Кистей Рук. Потирание Ладоней
Потирание Большого Пальца об Указательный
Сцепленные Пальцы Рук
Шпилеобразное Положение Рук
Закладывание Рук за Спину
Акцентирование Больших Пальцев
Глава V Значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица
Обман, Ложь, Сомнение
Защита Рта Рукой
Прикосновение к Носу
Потирание Века
Почесывание и Потирание Уха
Почесывание Шеи
Оттягивание Воротничка
Пальцы во Рту
Толкование Жестов и Ошибки Толкования
Подпирание Ладонью Щеки и Подбородка
Скука
Оценочные Отношения
Поглаживание Подбородка
Варианты Жестов, Связанных с Принятием Решения
Сочетание Различных "Рука-к-Лицу" Жестов
Потирание Затылка и Хлопок по Лбу
Глава VI Руки в качестве барьеров
Руки на Груди
Скрещенные на Груди Руки -Самый Распространенный Жест
Скрещивание Рук, Усиленное Сжатием Пальцев в Кулак
Кисти Скрещенных Рук на Плечевой Части Руки
Неполный Барьер, образуемый Руками
Замаскированные Жесты, Связанные со Скрещиванием Рук
Замаскированные Жесты, Связанные со Скрещиванием Рук
Глава VII Защитный барьер, сформированный с помощью ног
Перекрещивание Ног
Европейский Способ Закидывания Ноги на Ногу
Закидывание Ноги на Ногу с Образованием Угла
Закладывание Ноги на Ногу с Фиксацией Ноги Руками
Перекрещенные Ноги в Положении Стоя.
Стадии Расслабления Напряженной Позы
Защищается - или, может, Замерзла?
Прижатые к Друг Другу Лодыжки
Фиксирование Ступни Одной Ноги на Голени Другой
Глава VIII Другие известные жесты и движения
Манера Сидеть Верхом на Стуле с Широко Расставленными Ногами
Собирание Несуществующих Ворсинок
Жесты Головой
Основные Положения Головы
Закладывание Рук за Голову
Жесты Агрессивности и Готовности к Действиям
Выражение Готовности у Сидячего Человека
Стартовая Поза
Сексуальная Вызывающая Поза
Глава IX Сигналы глаз
Поведение Глаз
Деловой Взгляд
Социальный Взгляд
Интимный Взгляд
Взгляд Искоса
Выводы
Прикрытые Веки
Как Контролировать Взгляд Собеседника
Глава X Жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания
Жесты, Используемые Мужчинами при Ухаживании
Жесты и Сигналы, Используемые Женщинами для Завлечения Мужчин
Встряхивание Волосами
Демонстрация Запястья
Расставленные Ноги
Покачивание Бедрами
Взгляд Искоса Украдкой
Слегка Приоткрытый Рот, Влажные Губы
Губная Помада
Поглаживание Предмета Цилиндрической Формы
Взгляд Искоса из-за Приподнятого Плеча
Женская Манера Скрещивания Ног
Глава XI Сигареты, сигары, трубки и очки
Курение
Курильщики Трубок
Любители Сигарет
Курильщики Сигар
Обычные Жесты, Характерные для Курящих
Манипулирование Очками
Способы Затянуть Время
Взгляд Поверх Очков
Глава XII Жесты собственнических и территориальных претензий
Территориальные Претензии
Жесты Собственника
Глава XIII Отзеркаливание
Глава XIV Поклоны, ссутуливание, их зависимость от социального статуса
Глава XV Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела
Углы и Треугольники. Открытые Позиции
Закрытые Позиции
Способы Выражения Принятия или Непринятия Человека в Свой Круг
Как Поворотом Корпуса Тела Выражается Заинтересованность к Сидящему Рядом Человеку
Как Провести Собеседование или Переговоры с Двумя Лицами
Как Ступени Ног Выражают Заинтересованность
Расположение Участников при Общении в Положении Сидя
Выводы
Глава XVI Различные виды столов и способы размещения участников за столом
Размещение Участников за Столом
Угловое Расположение ( В1 )
Позиция Делового Взаимодействия ( В2 )
Конкурирующе -Оборонительная Позиция ( ВЗ )
Независимая Позиция ( В4 )
Круглые, Квадратные и Прямоугольные Столы. Квадратный Стол (Официальный)
Круглый Стол (Неофициальный)
Прямоугольный Стол
Обеденный Стол Дома
Как Организовать Угощение в Ресторане.
Глава XVII Различные способы искуственного повышения статуса
Повышение Статуса Человека за Счет Манипуляций с Креслом
Размеры Кресла и Его Деталей
Возвышение Стула
Место Стула
Продуманная Расстановка Мебели в Кабинете
Что Еще Помогает Повысить Статус
Глава XVIII Обобщение
Совокупность Жестов. Жесты в Различных Обстоятельствах Повседневного Общения
Король Артур использовал круглый стол для того, чтобы предоставлять всем рыцарям равное количество власти и равное положение. Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и является наилучшим средством проведения беседы людей одинакового социального статуса, потому что каждому за столом выделяется одинаковое пространство. К сожалению, король Артур не понимал, что если социальный статус одного человека выше, чем статус остальных присутствующих, это приводит к. неравному распространению власти и влияния между остальными членами группы. Король обладает наивысшими полномочиями за круглым столом, и это означает, что сидящим по обе стороны от него, невербально выделяется больше власти и уважения, чем остальным, причем рыцарь, сидящий справа имеет больше влияния, чем рыцарь, сидящий слева. Степень влияния уменьшается в зависимости от удаленности рыцаря от короля.
Следовательно, рыцарь, сидящий прямо напротив короля Артура, фактически находился в конкурентно-защитной позиции и, возможно, был одним из тех, кто доставлял королю Артуру больше всех беспокойства. В сфере бизнеса часто используются квадратные и круглые столы. Квадратный стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых переговоров, брифингов, для отчитывания провинившихся и тому подобное. Круглый стол, чаше всего это стол со стульями-вертушками, служит созданию непринужденной, неофициальной атмосферы и хорош в том случае, если вам нужно достичь соглашения.
За прямоугольным столом место А считается главенствующим. На встрече людей одинакового социального статуса человек, сидящий на месте А, будет оказывать максимум влияния, при условии, если он не сидит спиной к двери. Если А будет сидеть спиной к двери, главенствующее положение перейдет к В, который станет соперником
относительно А. В случае, если А сидит во главе стола, тогда В будет следующим по значимости человеком, но не С и Д. Эта информация позволит планировать размещение участников встречи за столом. Вы можете поставить на кресла таблички с именами участников встречи и рассадить их в таком порядке, чтобы иметь максимальный контроль над всеми.
Форма обеденного стола дает вам представление о том, как распределяются роли в семье, при условии, что гостиная позволяет поставить стол любой формы, и что решение о покупке стола было принято в семье после некоторых раздумий и обсуждений. "Открытые" семьи пойдут покупать круглый стол, "закрытые" семьи выберут квадратный стол, а люди "руководящего" типа отдадут предпочтение прямоугольному столу.
Учитывая все, что мы говорили о территории человека и об использовании круглых, квадратных и прямоугольных столов, рассмотрим процедуру приглашения на обед человека, от которого вы хотите получить согласие на ваше предложение. Рассмотрим факторы, помогающие создать благоприятную атмосферу, обсудим их роль и потенциальные возможности, и рассмотрим основы поведения человека, угощающего обедом.
Антропологи говорят, что первоначально человек был травоядным животным, обитающим на деревьях, питающимся, в основном корнями, листьями, ягодами, фруктами и т.д. Около миллиона лет назад он спустился с дерева и вышел на простор охотиться на животных. До того как стать обитателем полей, его манера принимать пищу напоминала обезьянью, то есть, постоянное жевание и пощипывание еды круглый день. Каждый отдельный человек нес ответственность за свое выживание и за добычу своей пищи. Когда он стал охотиться, ему потребовалось сотрудничество других при охоте на крупную добычу, поэтому стали формироваться большие охотничьи группы. Каждая группа уходила рано на рассвете на охоту и возвращалась на закате солнца с дневной добычей. Она делилась поровну между охотниками и съедалась внутри общей пещеры.
У входа в пещеру был разведен огонь для обогрева и для отпугивания хищников. Каждый пещерный человек во время поглощения пищи сидел, прислонившись спиной к стене пещеры, чтобы предотвратить возможные нападения со спины. Единственными слышимыми звуками были скрежет зубов и потрескивание огня. Этот древний процесс совместного поглощения пищи в сумерках вокруг костра положил начало современному общественному ритуалу, который люди устраивают в форме банкетов, пикников с традиционным блюдом из мяса, зажаренного на решетке над углями, торжественных обедов. Во время этих церемоний современный человек ведет себя точно также, как он это делал миллион лет назад.
Вернемся к нашему приглашению в ресторан или на торжественный обед. Вам легче будет получить положительный ответ от вашего гостя в том случае, если он будет чувствовать себя непринужденно, раскованно, когда не будут проявляться его оборонительные жесты. Чтобы довести его до такого состояния, помня о том, что уже было сказано о наших предках, постарайтесь придерживаться следующих простых правил.
Первое, - где бы вы ни обедали, дома или в ресторане, постарайтесь сделать так, чтобы ваш гость сидел спиной к стене или экрану. Наукой доказано, что у человека повышается частота дыхания, сердцебиение 'и мозговое давление, если он сидит спиной к открытому пространству, особенно если за спиной постоянное движение. Кроме того, напряжение возрастает, когда спина человека повернута к входной двери или окну, если здание на первом этаже. Важно, чтобы свет был приглушенным, и играла мягкая фоновая музыка. Во многих первоклассных ресторанах вы можете увидеть камин или его имитацию, чтобы воссоздать образ костра, освещавшего пиршество первобытного человека. Лучше всего заказывать столик круглой формы и посадить вашего гостя за большим цветком так, чтобы у него был обзор публики, а он был скрыт от глаз возможных обольстительниц.
Вам проще будет добиться положительных результатов от вашего гостя при этих условиях, нежели бы это было в ресторане с ярким освещением, со столиками, расположенными на открытом пространстве и под звон тарелок, ножей и вилок. Шикарные рестораны используют различные интимные приемы релаксации для того, чтобы выкачивать крупные суммы денег из своих клиентов за ординарное меню, а мужчины любят приглашать женщин в такие .рестораны, чтобы окружить их романтикой и интимной атмосферой.
Вам никогда не приходилось проходить собеседование при устройстве на работу? Может быть вы в этот момент чувствовали себя беспомощным и незначительным, а человек, проводящий собеседование, казался вам таким большим и важным? Если это так, то происходило это, вероятно, потому, что интервьюер очень хитроумно обставил свой кабинет, где все рассчитано на то, чтобы повысить его власть и статус, и принизить тем самым ваш. Создать такое впечатление помогают некоторые приемы с использованием кресел, стульев и другой мебели.
Повысить статус человека и его влияние можно с помощью следующих изменений формы кресла: увеличение его размеров и размеров его деталей, удлинение ножек стула, чтобы он был выше от пола, и правильное расположение кресла относительно посетителя.
В зависимости от высоты спинки стула (или кресла) может повышаться или понижаться статус человека, и известным примером этому могут послужить кресла с завышенными спинками. Чем выше спинка кресла, тем больше власти и авторитета имеет человек, сидящий на нем. Короли, королевы, Папы и другие привилегированные особы делают спинку кресла до 2,5 метров высотой, чтобы подчеркнуть свой статус относительно своих поддан-ных. У крупного администратора кресло будет с высокой обтянутой кожей спинкой, а стул для посетителей будет иметь низкую спинку.
Крутящиеся стулья дают больше власти и свободы, чем стулья на устойчивых ножках, поскольку дают человеку свободу передвижения в тот момент, когда на него оказывают давление. Стулья на устойчивых ножках не позволяют свободно передвигаться, и это отсутствие свободы компенсируется использованием жестов и телодвижений, которые могут раскрыть чувства и отношения человека, сидящего на стуле. Кресла с подлокотниками, с откидными спинками и на колесиках лучше, чем обычные кресла.
В главе ХШ рассказывалось о том, как можно повысить свой статус за счет возвышения стула, заметим, что делается это за счет возвышения стула над стульями других присутствующих. Известно, что некоторые крупные дельцы рекламного бизнеса любят сидеть на кресле с высокой спинкой, расположенном на максимальной высоте от пола, в то время как для своих посетителей оставляют место напротив на диванчике или на стуле, расположенном так, чтобы их лицо находилось на уровне стола администратора. Трюк заключается в том, чтобы сделать пепельницу недосягаемой для посетителя, что вызовет неудобства с его стороны при необходимости стряхнуть пепел.
Как уже говорилось в предыдущей главе, больше всего влияния и власти можно оказать на посетителя в том случае, если его стул расположен напротив вас по другую сторону стола. Обычный прием оказания давления заключается в том, чтобы поставить стул посетителя как можно дальше от стола администратора. Стул будет находиться в социальной или общественной территориальной зоне, что поможет снизить статус посетителя.
Прочитав эту книгу, вы сможете теперь так обставить свой кабинет и расставить в нем мебель таким образом, чтобы иметь столько власти, статуса и возможности контролировать ситуацию, сколько вы пожелаете. Приведем пример, в котором рассказывается, как мы переделали кабинет одного босса и тем самым помогли ему решить некоторые проблемы во взаимоотношениях с подчиненными.
Джон, рядовой служащий страховой компании, получил назначение на должность руководителя компании и свой отдельный кабинет. Через несколько месяцев работы в этой должности он заметил, что его подчиненные относятся к нему с неприязнью, и их отношение становится особенно враждебным, когда они общаются с ним в его кабинете. Они отказывались подчиняться его указаниям и руководству, он узнал, что они сплетничают о нем за его спиной. Наши наблюдения за его взаимоотношениями с подчиненными показали, что ситуация особенно обострялась во время их нахождения в кабинете Джона.
Пока что мы не будем говорить о том, как мы вырабатывали навыки правильного руководства, а сконцентрируемся на не-вербальных аспектах проблемы. Вот как выглядел кабинет Джона в начале наших наблюдений:
1. Стул посетителя стоял в конкурирующей позиции относительно стула Джона.
2. Стены в его кабинете были сделаны из деревянных панелей и стеклянной перегородки, выходящей в общую комнату. Эта стеклянная перегородка снижала статус Джона и повышала статус подчиненного, сидящего на стуле для посетителей, потому что за его спиной были подчиненные, имеющие полную возможность наблюдать за всем, что происходит в кабинете.
3. Стол Джона имел переднюю стенку, скрывающую нижнюю часть его тела, что мешало его подчиненным следить за его жестами.
4. Стул посетителя был расположен так, что ему приходилось сидеть спиной к входной двери.
5. Джон в присутствии своего подчиненного имел обыкновение сидеть, заложив обе руки за голову (рис. 93) и перекинув ногу через подлокотник кресла (рис.129).
6. У Джона было винтовое кресло на колесиках с высокой спинкой и подлокотниками. Стул посетителя был обыкновенным стулом с. низкой спинкой, устойчивыми ножками и без подлокотников.
Учитывая, что от 60-80% коммуникации осуществляется за счет невербалики, становится очевидным, что невербальные аспекты коммуникации, характерные для данной ситуации, были катастрофическими. Чтобы спасти ситуацию мы сделали следующие изменения:
1. Стол Джона мы поставили непосредственно у стеклянной перегородки, что сделало его кабинет более просторным и увеличило обзор видимости для посетителей.
2. Место посетителя - "горячее место" - было перенесено в угловую позицию, что способствует более откровенному взаимодействию и позволяет, при необходимости, использовать угол стола как частичный барьер.
3. Стеклянную перегородку покрыли зеркальным покрытием, позво-ляющим Джону видеть все, что происходит в общей комнате, но его подчиненные не могут видеть, что происходит в его кабинете. Это повысило статус Джона и создало более интимную обстановку внутри кабинета.
4. В другом конце кабинета мы поставили круглый кофейный столик с тремя одинаковыми вертящимися креслами для проведения неофициальных, дружеских бесед.
5. При первоначальном расположении стола (рис. 158) половина его территории принадлежала посетителю, а после перестановки (рис. 159) территория стола стала большей частью принадлежать Джону.
6. Джон научился пользоваться открытыми жестами, отказавшись от жестов с перекрещиванием рук и ног во время общения со своими подчиненными у себя в кабинете, и стал чаще использовать жест открытых ладоней.
В результате его отношения с подчиненными улучшились, и они стали называть его покладистым и понимающим руководителем.
Некоторые вещи, продуманно распределенные по территории кабинета, могут невербально повысить статус и авторитет его владельца. Рассмотрим некоторые примеры:
1. Низкие диванчики для посетителей.
2. Дорогая пепельница, стоящая вне зоны досягаемости посетителя, что вызывает у него ощущение неловкости, когда он пользуется пепельницей.
3. Зарубежный бокс для сигарет.
4. Несколько оставленных на столе красных папок с надписями "Совершенно секретно".
5. Развешенные по стенам фотографии, грамоты и награды, когда-то полученные владельцем.
6. Легкий портфель-дипломат. Тяжелые толстые портфели носят только бездельники.
Все, что вам требуется для повышения вашего статуса и авторитета, это немного поразмыслить над тем, какую невербальную информацию передает обстановка вашего кабинета или дома. К сожалению, большинство кабинетов руководителей обставлены так, как показано на рис. 158, и редко кто задумывается над теми негативными невербальными сигналами, которые невольно передаются посетителям.
Мы предлагаем вам внимательно осмотреть обстановку вашего кабинета и, используя полученную информацию, сделать все необходимые изменения к лучшему.
Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние двадцать лет, и особую популярность оно получило в семидесятые годах. К концу этого века об этом явлении узнают люди всего мира и, я предвижу, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.
Информация о работе Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)