Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:41, контрольная работа
К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей. Он наблюдает за ними на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют между собой.
Глава I Общее представление о языке телодвижений
Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы.
Основные Коммуникационные Жесты и Их Происхождение
Совокупность Жестов
Конгруэнтность - Совпадение Слов и Жестов
Значение Контекста для Толкования Жестов
Другие Факторы, Оказывающие Влияние на Интерпретацию Жестов
Положение в Обществе и Богатство Жестикуляции
Возможность Подделать Язык Телодвижений
Как Сказать Неправду, не Раскрыв Себя
Как Научиться Говорить на Языке Телодвижений
Глава II Зоны и территории
Практическое Использование Зонального Пространства
Ритуалы, Связанные с Занятием Свободного Места
Зональные Пространства у Разных Наций
Различие Пространственных Зон у Горожан и Жителей Сельской Местности
Территория и Собственность
Автомобили и Их Влияние на Чувство Территории
Глава III Ладони и передаваемая с их помощбю информация
Ладони. Честность и Открытость
Открытые Ладони и Обман
Сила Ладони
Рукопожатия
Доминирующее и Покорное Рукопожатие
Кто Должен Первым Предлагать Руку для Рукопожатия
Различные Виды Рукопожатий
Глава IV Жесты рук и кистей рук
Жесты Кистей Рук. Потирание Ладоней
Потирание Большого Пальца об Указательный
Сцепленные Пальцы Рук
Шпилеобразное Положение Рук
Закладывание Рук за Спину
Акцентирование Больших Пальцев
Глава V Значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица
Обман, Ложь, Сомнение
Защита Рта Рукой
Прикосновение к Носу
Потирание Века
Почесывание и Потирание Уха
Почесывание Шеи
Оттягивание Воротничка
Пальцы во Рту
Толкование Жестов и Ошибки Толкования
Подпирание Ладонью Щеки и Подбородка
Скука
Оценочные Отношения
Поглаживание Подбородка
Варианты Жестов, Связанных с Принятием Решения
Сочетание Различных "Рука-к-Лицу" Жестов
Потирание Затылка и Хлопок по Лбу
Глава VI Руки в качестве барьеров
Руки на Груди
Скрещенные на Груди Руки -Самый Распространенный Жест
Скрещивание Рук, Усиленное Сжатием Пальцев в Кулак
Кисти Скрещенных Рук на Плечевой Части Руки
Неполный Барьер, образуемый Руками
Замаскированные Жесты, Связанные со Скрещиванием Рук
Замаскированные Жесты, Связанные со Скрещиванием Рук
Глава VII Защитный барьер, сформированный с помощью ног
Перекрещивание Ног
Европейский Способ Закидывания Ноги на Ногу
Закидывание Ноги на Ногу с Образованием Угла
Закладывание Ноги на Ногу с Фиксацией Ноги Руками
Перекрещенные Ноги в Положении Стоя.
Стадии Расслабления Напряженной Позы
Защищается - или, может, Замерзла?
Прижатые к Друг Другу Лодыжки
Фиксирование Ступни Одной Ноги на Голени Другой
Глава VIII Другие известные жесты и движения
Манера Сидеть Верхом на Стуле с Широко Расставленными Ногами
Собирание Несуществующих Ворсинок
Жесты Головой
Основные Положения Головы
Закладывание Рук за Голову
Жесты Агрессивности и Готовности к Действиям
Выражение Готовности у Сидячего Человека
Стартовая Поза
Сексуальная Вызывающая Поза
Глава IX Сигналы глаз
Поведение Глаз
Деловой Взгляд
Социальный Взгляд
Интимный Взгляд
Взгляд Искоса
Выводы
Прикрытые Веки
Как Контролировать Взгляд Собеседника
Глава X Жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания
Жесты, Используемые Мужчинами при Ухаживании
Жесты и Сигналы, Используемые Женщинами для Завлечения Мужчин
Встряхивание Волосами
Демонстрация Запястья
Расставленные Ноги
Покачивание Бедрами
Взгляд Искоса Украдкой
Слегка Приоткрытый Рот, Влажные Губы
Губная Помада
Поглаживание Предмета Цилиндрической Формы
Взгляд Искоса из-за Приподнятого Плеча
Женская Манера Скрещивания Ног
Глава XI Сигареты, сигары, трубки и очки
Курение
Курильщики Трубок
Любители Сигарет
Курильщики Сигар
Обычные Жесты, Характерные для Курящих
Манипулирование Очками
Способы Затянуть Время
Взгляд Поверх Очков
Глава XII Жесты собственнических и территориальных претензий
Территориальные Претензии
Жесты Собственника
Глава XIII Отзеркаливание
Глава XIV Поклоны, ссутуливание, их зависимость от социального статуса
Глава XV Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела
Углы и Треугольники. Открытые Позиции
Закрытые Позиции
Способы Выражения Принятия или Непринятия Человека в Свой Круг
Как Поворотом Корпуса Тела Выражается Заинтересованность к Сидящему Рядом Человеку
Как Провести Собеседование или Переговоры с Двумя Лицами
Как Ступени Ног Выражают Заинтересованность
Расположение Участников при Общении в Положении Сидя
Выводы
Глава XVI Различные виды столов и способы размещения участников за столом
Размещение Участников за Столом
Угловое Расположение ( В1 )
Позиция Делового Взаимодействия ( В2 )
Конкурирующе -Оборонительная Позиция ( ВЗ )
Независимая Позиция ( В4 )
Круглые, Квадратные и Прямоугольные Столы. Квадратный Стол (Официальный)
Круглый Стол (Неофициальный)
Прямоугольный Стол
Обеденный Стол Дома
Как Организовать Угощение в Ресторане.
Глава XVII Различные способы искуственного повышения статуса
Повышение Статуса Человека за Счет Манипуляций с Креслом
Размеры Кресла и Его Деталей
Возвышение Стула
Место Стула
Продуманная Расстановка Мебели в Кабинете
Что Еще Помогает Повысить Статус
Глава XVIII Обобщение
Совокупность Жестов. Жесты в Различных Обстоятельствах Повседневного Общения
Одной из наиболее удручающих картин для выступающего является вид аудитории, где все до одного держат руки у рта во время сто выступления. В небольшой аудитории или при общении с глазу на глаз будет разумно приостановить свое сообщение и обратиться к аудитории с вопросом: "Не желает ли кто-нибудь прокомментировать сказанное мной?" Это позволит аудитории выска-зать вес свои возражения, а вам даст возможность уточнить свои высказывания и ответить на вопросы.
когда человек лжет, покрывает ложь или дает лживые свидетельские показания. Эти жесты могут также обозначать сомнение, неу-веренность, вранье или преувеличение реального факта.
Когда человек проделывает жест "рука-к-лицу", то это далеко не всегда означает, что он лжет. Однако это может быть первым признаком обмана, и дальнейшее наблюдение за поведением человека и его жестами может подтвердить ваши подозрения. Следует рассматривать этот жест в совокупности с другими жестами.
Доктор Десмонд Моррис проводил эксперимент с медицинскими сестрами, которым в условиях ролевой игры было дано указание сообщать пациентам неправду о их состоянии. Те сестры, которым приходилось обманывать, чаще использовали "рука-к-лицу" жесты, чем те, которые говорили правду свои пациентам. В этой главе рассматриваются различные "рука-к-лицу" жесты и условия, в которых они возникают.
Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, но значение жеста остается тем же.
Жест "защита рта рукой" следует отличать от оценочных жестов, о которых речь пойдет далее в этой главе.
Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Хамфрей Богарт, когда ему приходилось играть роль гангстера или преступника, часто пользовался этим приемом при обсуждении своих преступных замыслов с другими гангстерами или во время допроса, чтобы с помощью невербальных средств подчеркнуть отсутствие искренности у своего персонажа.
В сущности, прикосновение к носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Некоторые женщины очень осторожно проделывают этот жест, чтобы не смазать помаду и не повредить макияж.
Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается
легкое прикосновение к носу. Другим объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них. Меня часто спрашивают: "А что, если у человека просто часто чешется нос?" Если чешется нос, то человек намеренно поскребет его или почешет, что отличается от легких прикосновений руки к носу при ситуации обмана. Как и прикосновение ко рту, прикосновение к носу может использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневаю-щимся в искренности слов говорящего.
Мудрая обезьяна говорит: "Не вижу греха", закрывая глаза. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Это может быть вызвано двумя причинами: в силу своего воспитания они не знакомы с грубыми жестами; осторожность движений объясняется наличием макияжа на веках. Отводя глаза в сторону, они смотрят на потолок.
Известно выражение "Врать сквозь зубы". Это выражение относится к комплексу жестов, складывающихся из стиснутых зубов и натянутой улыбки, потирания века пальцем и отведенного в сторону взгляда. Киноактеры пользуются этим сложным жестом для изображения неискренности своих героев, но в обычной жизни этот жест встречается редко.
Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Другими вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе (кончиком пальца), потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им слуховое отверстие. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.
В этом случае человек почесывает указательным пальцем правой руки место под мочкой уха или же боковую часть шеи. Наши наблюдения за этим жестом выявили интересный момент: человек обычно делает пять почесывающих движений. Очень редко количество почесываний будет менее пяти или более пяти. Этот жест говорит о сомнении и неуверенности человека, который говорит: "Я не уверен, что я с вами согласен". Он особенно бросается в глаза в том случае, если он противоречит вербальному языку, например, если человек говорит нечто подобное: "Я отлично понимаю, что вы испытываете".
В ходе исследования жестов людей, сопровождающих их ложь, Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Похоже, это является приемлемым объяснением того, почему некоторые люди оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт. Также похоже, что у обманщика выступают капельки пота на шее, когда он чувствует, что вы заподозрили обман. Этот жест используется также, когда человек разгневан или расстроен, при- этом он оттягивает воротничок от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом. Когда вы видите, что человек делает этот жест, вы можете спросить его: "Не могли бы это повторить, сэр?" или "Не могли бы уточнить этот пункт, сэр?" И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.
Моррис дает такое объяснение этому жесту: человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетения. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, .безоблачному времени в грудном возрасте, когда ребенок сосал грудь своей матери. Маленький ребенок сосет палец, а что касается взрослого, то кроме пальца он засовывает себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями (рис.57).
Требуется определенное время и определенный уровень наблю-дательных навыков для того, чтобы выработать у себя способность при определенных обстоятельствах правильно толковать жесты, связанные с приближением рук к лицу. Мы со всей достоверностью можем заключить, что если такой жест промелькнул у человека, то это значит, что у него на уме что-то неприятное. Вопрос лишь в том, что же это такое? Это может быть сомнение, обман, неуверенность, некоторое преувеличение действительного факта, мрачное предчувствие или откровенная ложь. Искусство правильной интерпретации заключается в том, чтобы определить какая из перечисленных негативных эмоций присутствует. Лучше всего это делать с помощью анализа жестов, предшествующих "рука-к-лицу" жесту, учитывая при этом контекст общения.
Например, мой друг, с которым мы часто играем в шахматы, часто потирает ухо или трогает нос, когда не уверен в правильности своего следующего хода. Недавно я обратил внимание на его другие жесты, которые я могу интерпретировать и использовать в свою пользу. Я обнаружил, что как только я намереваюсь передвинуть фигуру, прикасаясь к ней, он моментально проделывает серию жестов, дающих информацию о том, как он расценивает мой предполагаемый ход. Если он откидывается спиной назад и делает шпилеобразный жест (уверенность), я могу предположить, что он предвидел такой ход и, возможно, уже продумал, как на него ответить. Если же в тот момент, когда я прикасаюсь к шахматной фигуре, он прикрывает рот рукой и потирает нос или ухо; это означает, что он не ожидал такого хода и не знает как дальше ходить. Понятно, что чем чаще я буду ходить после его "рука-к-лицу" жестов, тем больше у меня шансов выиграть.
Недавно я проводил собеседование с молодым человеком, желающим устроиться на работу в нашу компанию. В течение всего интервью он сидел, скрестив руки на груди и заложив ногу за ногу, его жесты говорили о критическом настрое, ладони были видны слишком редко, а его взгляд только 1/3 времени встречался с моими глазами. Что-то явно его беспокоило, но в тот момент собеседования у меня было слишком мало информации, чтобы делать точные оценки его негативным жестам. Я спросил его о предыдущих должностях и местах работы. Когда он отвечал, его ответы сопровождались потиранием века и прикосновением к носу, и он продолжал избегать моего взгляда. Так продолжалось в течение всего собеседования, и в конечном итоге я принял решение не принимать этого человека на работу, основываясь на своем "шестом чувстве". Мысль о негативных жестах не давала мне покоя, и я решил проверить его характеристики. Я обнаружил, что он давал мне неверную ин-формацию о своем прошлом. Если бы я не обратил внимания на его невербальные сигналы, я мог бы совершить ошибку, приняв этого человека на работу.
На семинаре менеджеров прокручивалась видеозапись ролевой игры, основанной на проведении собеседования по приему на работу. Во время этого собеседования кандидат на должность неожиданно прикрыл рот рукой и потер нос, когда ему был задан один из вопросов. До этого момента собеседования он сидел в открытой позе, расстегнув пиджак, обнажив ладони и наклоняясь вперед при ответах на вопросы, поэтому вначале мы подумали, что те жесты никак не совпадали с его общей линией поведения. Жест прикрывания рта длился несколько секунд перед его ответом, а затем он вернулся к своей открытой позе. В конце ролевой игры мы спросили его об этом жесте, и он сказал, что когда ему задали тот вопрос, он мог бы дать двоякий ответ, один вариант положительный, другой отрицательный. Когда он обдумывал отрицательный вариант ответа и то, какое впечатление это может произвести, непроизвольно получился жест "прикрывания рта рукой". Когда же он подумал о положительном варианте ответа, рука упала, и он вернулся к своей прежней открытой позе. Его размышления о том, как аудитория отреагирует на негативный ответ и вызвали неожиданный "ест -прикрытие рта рукой.
Эти примеры показывают, как легко можно ошибиться в толковании жестов "рука-к-лицу" и прийти к неправильным заклю-чениям. И только путем постоянной тренировки в Наблюдении и изучении этих жестов, при учитывании контекста, в котором проделываются жесты, можно научиться делать правильные толкова-ния относительно мыслей людей.
Хорошим лектором считается тот, кто инстинктивно чувствует, когда его аудитория заинтересована в том, что он говорит, а когда она потеряла интерес. Хороший агент по торговле чувствует, когда он "затрагивает правильные струны", т.е. нащупывает, заинтересован покупатель в его товаре или нет. Каждому коммивояжеру знакомо неприятное чувство, возникающее в случае, если его потенциальный покупатель присутствует на презентации товара, не проронив ни слова, и только наблюдает. К счастью, о его реакции можно судить по ряду жестов, среди которых может быть подпирание ладонью щеки или подбородка.
Когда слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову, это верный признак того, что ему стало скучно, и он подпирает голову рукой для того, чтобы не заснуть.
Степень наскучивания соотносится с выраженностью использова-ния руки как опоры. Предельная скука и отсутствие интереса видны, когда голова полностью лежит на руке (рис.58), и абсолютным сигналом скуки будет, если человек лежит головой на столе и похрапывает!
Постукивание пальцами по столу и постоянный топот ног по полу часто неправильно интерпретируются как признаки скуки в аудитории, но на самом деле они свидетельствуют о нетерпении.
Если вы как лектор заметите эти сигналы, нужно проделать стратегический ход, чтобы отвлечь нетерпеливого человека и увлечь его лекцией, чтобы он не заражал других присутствующих. Если вся аудитория проявляет признаки скуки и нетерпения, это подсказывает лектору, что ему пора заканчивать свою речь. Важно в этой связи отметить, что скорость постукивания пальцами или топтание ногами зависит от степени нетерпения человека. Чем быстрее жесты, тем нетерпеливее становится слушающий.
Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок (рис.59). Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, его поза слегка изменится так, что голова будет опираться на основание ладони, как показано на рисунке 58. Я присутствовал на многочисленных совещаниях менеджеров, где' видел, как молодые подрастающие менеджеры пользовались этим жестом для того, чтобы изобразить интерес из уважения к президенту компании, который в этот момент делал скучное сообщение. Однако, к несчастью для них, любое подпирание головы рукой означает скуку
и выдает их, а президент может понять, что они по характеру неискренни или просто хотят ему польстить.
Настоящий интерес проявляется, когда рука, находясь под щекой, не служит опорой для головы. Простой способ возродить их интерес, может быть, если президент скажет что-нибудь типа: "Я рад, что вы так внимаете моим словам, потому что через секунду я буду задавать вам вопросы!" Это поможет повысить интерес слушателей к его речи, потому что они боятся, что не смогут ответить на его вопросы.
Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, это указывает на то, что
слушатель негативно или критически относится к лектору или к предмету его сообщения. Часто указательный палец может потирать или натягивать веко по мере того, как негативные мысли сгущаются. Чем дольше сохраняет человек эти жесты, тем дольше сохранится его критическое отношение. Этот жест является сигналом к тому, что выступающему необходимо срочно что-то предпринять, или же постараться увлечь слушателя содержанием своего сообщения, или закруглить свое выступление. Простой способ, заключается в том, чтобы дать ему что-то поддержать и тем самым изменить его позу. Жест критической оценки часто путают с сигналом заин-тересованности, но при критическом отношении обязательно будет Присутствовать подпирание подбородка большим пальцем руки (рис.60).
Информация о работе Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)