Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:16, реферат
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения от дельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к проcтой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, что бы раскрыть сущность изучаемых явлений.
Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретиче ские принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и со циальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущую ся «несовместимость», они все тем не менее относятся к еди ной области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психи ческих. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические про блемы. Главный объект исследования всей системы психологи ческих дисциплин один и тот же. Это — человек, его психиче ские процессы, состояния и свойства.
Направления современной психологии.
В
этом очень кратком обзоре, мы обозначим
основные направления современной психологии,
что бы внести ясность в общепринятые
и всем известные термины – психолог и психология. Клиент
приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая,
что сегодня в мире не существует единой
науки - психологии и единой системы психологического
знания, а есть различные направления
с отличными стандартами и методами работы.
Дело не в том хороши или плохи различные
школыпсихологии, скорее, каждая школ
позволяет добиться хороших результатов
у тех клиентов, которые соответствуют
ей по своей психологической организации,
особенностям индивидуального развития,
темпо-ритму своего сознания. Наверное,
было бы идеальным, если бы каждый психолог
интегрировал в себе знания всех школ
и владел многими методами практической психологии,
чтобы достичь успеха с каждым клиентом.
ПСИХОАНАЛИЗ.
Направление
в современной психологии, основанное
З. Фрейдом в начале XXвека. Акцент данного
направления направлен на исследование
динамики либидо(Зачастую либидо сводят
только к сфере сексуального. Это не так.
Либидо по Фрейду является универсальной
формой психической энергии, несущей в
себе потенциал возможностей для любых
действий несущих наслаждение – это может
быть творчество, эстетика, работа, спорт,
секс). Наиболее важен детский период жизни
во время которого закладываются стереотипы
сексуального поведения, являющиеся областью
наиболее цензурируемых отношений. Именно
в детском периоде сознание каждого человека
сталкивается с неразрешимыми противоречиями
между нормами морали и инстинктивными
побуждениями в результате чего «запретное»
вытесняется, отдавая предпочтение социальной,
семейной, религиозной морали, то есть,
уступая свое природное естество авторитету
взрослых. Подобно айсбергу большая часть
психической деятельности скрыта под
поверхностью сознания и подвержена воздействию
неконтролируемых сил – это было известно
до Фрейда, также как существовал и термин
бессознательное. Фрейд детально исследовал
структуру осознаваемого и бессознательного
и описал механизмы протекающих в них
процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в
качестве наметок или проектов приобрело
вид законченной теории человеческой
личности. Психоанализ исследуе
Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.
Психоанализ
обычно проводиться в форме
Несмотря
на то, что сегодня по прошествии
века психология пересматривает некоторые
позиции учения Фрейда, без его
концепций не обходится ни одна современная
школа.
Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как
ЮНГИАНСКИЙ
АНАЛИЗ. Кроме индивидуального бессознательного
- продукта личной истории, К. Юнг ввел
понятие «коллективного бессознательного»,
то есть субстанции разума, которая принадлежит
всему человечеству в целом. В таком «коллективном»,
или «социальном», бессознательном действуют
особые мотивационные факторы, названные
«архетипами» - изначальными образами.
Не стоит считать, что коллективное бессознательное
представляет собой, лишь некую негативную
сферу, от которой необходимо отстроится.
На самом деле коллективное бессознательное
скорее выступает, как общая информационная
база, которую можно и нужно использовать
во благо себе. Негативное влияние проявляется
лишь там, где присутствует слепое следование
системе. Все знания, таланты и способности,
все лучшее, что накоплено человечеством
за его долгую историю, предназначены
для того, чтобы реально помогать каждому
человеку. Задача юнгианского аналитика
— уметь синтезировать все это в своей
практике, непрестанно совершенствуя
и творчески видоизменяя для каждого конкретного
случая и в соответствии с требованиями
времени. В отличие от психоанализа Фрейда,
стремящегося к точным научно обоснованным
интерпретациям, которые, к сожалению
могут порой носить разоблачительный
характер и вызвать у клиента отторжение,
юнгианские аналитики проводят сессии
исходя из того, что верно лишь то, что
верно для самого клиента. Они будут стараться
не только обсудить проблему со всех возможных
точек зрения, но и способствовать пробуждению
любых творческих начинаний у клиента,
которые могут проявиться в любви к рисованию,
лепке из глины, в сочинении сказок, ведении
дневника и т.п.
ПСИХОДРАМА
Направление психологии на
Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.
После
того, как выбор сделан, начинается
этап действия. Сцену за сценой протагонист,
с помощью участников группы, драматически
проигрывает волнующую его
Психодрама сегодня
в оригинальном виде распространена мало,
однако, ее элементы широко используются
во всех направлениях психологии.
ЛОГОТЕРАПИЯ
— психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XXстолетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапииставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.
Логотерапия
эффективна для психологической помощи в различных
ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности
во взаимоотношениях, депрессии, проблемы
в области сексуальности, преодоление
психологических травм и насилия и др.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
оформилась,
как самостоятельное течение в 50-60-х годах
и представляет собой скорее совокупность
сходных философских воззрений на человека,
что дает практическим психологам возмож
Одно
из базовых убеждений
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
– (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.
Целью экзистенциальной
психологии является решение задачи
восстановления аутентичности конкретной
личности — соответствия ее бытия в мире
ее внутренней природе.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
(нем. gestalt — целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта – помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт - психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.