Зарубежные концепции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание

А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
темперамента (структуры природных свойств),
направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Содержание

1. Отечественные концепции личности 3
1.1. Концепция личности А. Г. Ковалева 3
1. 2. Концепция личности В.Н. Мясищева 3
1.3. Концепция личности К.К. Платонова 3
1.4. Концепция личности Ю.В. Щербатых 4
1.5. Концепция личности Б.Г. Ананьева 4
2. Зарубежные концепции личности 4
2.1. Психоанализ 4
2.2. Индивидуальная психология 6
2.3. Аналитическая психология 7
2.4. Эго-психология 7
2.5. Диспозициональная психология 8
2.6. Гуманистическая психология 10
2.7. Феноменологический подход 11
2.8. Бихевиоризм 11
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

Кл.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

     2.4. Эго-психология

     В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся:

  • акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека;
  • упор на психически здорового человека;
  • особая роль идентичности;
  • сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

     Центральным для его теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни  проходит через несколько универсальных  для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития.

     Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:

  1. младенчество (базальное доверие - базальное недоверие);
  2. раннее детство (автономия - стыд и сомнение);
  3. возраст игры (инициативность - вина);
  4. школьный возраст (трудолюбие - неполноценность);
  5. юность (эго-идентичность - ролевое смешение);
  6. ранняя зрелость (интимность - изоляция);
  7. средняя зрелость (продуктивность - инертность);
  8. поздняя зрелость (эго-интеграция - отчаяние).

     Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:

  1. в любви и одобрении;
  2. в руководящем партнёре;
  3. в чётких ограничениях;
  4. во власти;
  5. в эксплуатировании других;
  6. в общественном признании;
  7. в восхищении собой;
  8. в честолюбии;
  9. в самодостаточности и независимости;
  10. в безупречности и неопровержимости.

     Хорни разделила список потребностей на три  категории, каждая из которых представляет стратегию оптимизации межличностных  отношений с целью достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и против людей.

     2.5. Диспозициональная  психология

     В основе диспозиционального направления  психологии личности лежат две общие  идеи. Первая заключается в том, что  люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

     Личность, по Олпорту, есть динамическая организация  тех психофизических систем в  индивиде, которые определяют характерные  для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.

     С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

     Олпорт  различал индивидуальные и общие  черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные - личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду.

     Олпорт  предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум - позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства.

     Олпорт  выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:

  1. ощущение своего тела;
  2. ощущение самоидентичности;
  3. чувство самоуважения;
  4. расширение самости;
  5. образ себя;
  6. рациональное управление самим собой;
  7. наконец, проприативное стремление.

     Олпорт  никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

  1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
  2. зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
  3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
  4. зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
  5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
  6. зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

     Следующий представитель диспозиционального направления - Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании  точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта - наиболее важное понятие у Кеттела. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные.

     Теория  типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа: интроверсия - экстраверсия и стабильность - нейротизм, представляемой в виде «круга Айзенка».

     2.6. Гуманистическая  психология

     Термин  “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.

     Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования следующая:

1) физиологические  потребности (пища, вода, сон и  т.п.);

2) потребность  в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребности  в любви и принадлежности (семья,  дружба);

4) потребность  в уважении (самоуважение, признание);

5) потребность в самоактуализации (развитие способностей).

     Маслоу  различал два типа мотивов у человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые - на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих  переживаний. Маслоу предположил, что оба рода мотивов биологически заложены в людях.

     Им  было выделено несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), с помощью которых он описал самоактуализирующихся  людей. Неудовлетворение метапотребностей должно вызывать метапатологии (например, апатия, цинизм и отчуждение).

Эмпирические  исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся  люди - “цвет” человечества, люди, живущие  полной жизнью и достигшие потенциального уровня личностного развития.

     2.7. Феноменологический  подход

     В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение человека можно  понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

     С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность - личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, и тогда он пытается защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия.

     Роджерс важное место уделяет открытости переживанию (способности человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы), организмическому доверию (способности полагаться на внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений), эмпирической свободе (субъективному чувству того, что можно жить именно так, как хочешь). Также среди характеристик полноценно функционирующего человека - креативность, то есть творческая способность, способность продуцировать новые идеи, результаты и способы решения проблем.

     2.8. Бихевиоризм

     Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Скиннеровский радикальный  бихевиоризм делал упор на интенсивный  анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.

     По  Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного  характера взаимоотношений между  поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека - только терять время.

     При рассмотрении скиннеровского подхода  к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное.

     Респондентное поведение подразумевает характерную  реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Также респондентное  поведение обычно влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему. Однако респондентному поведению можно и научить.

     Оперантное  поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют  за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

     Суть  оперантного научения состоит в  том, что подкрепленное поведение  стремится повториться, а поведение  неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.

С точки  зрения Скиннера, в основном поведение  человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля - это наказание и негативное подкрепление.

Информация о работе Зарубежные концепции личности