Зигмунд Фрейд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 18:30, реферат

Описание

Зи́гмунд Фрейд (полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

Работа состоит из  1 файл

это Фрейд,детка.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)
  1. Превращение мыслей в зрительные образы.
  2. Сгущение.
  3. Смещение.
  4. Вторичная обработка.

  Превращение мыслей в образы

Первое превращение, которое происходит благодаря работе сновидения, — это превращение мыслей в зрительные образы. Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать. Представим себе, говорит Фрейд, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Те слова в этой статье, которые относятся к конкретным людям и конкретным предметам, заменить будет нетрудно, но гораздо сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения (частицы, союзы и т. п.). Здесь можно попытаться заменить абстрактные слова их более конкретными аналогами, от которых, кстати, эти абстрактные слова часто и происходят. «Итак, вы будете рады, если сможете изобразить обладание (Besitzen) объектом как действительное физическое сидение (Darauf sitzen)».

Цензура сновидения

Следующие два  превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения. Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.

Сгущение

Первый механизм цензуры — сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе.

Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо — Г.

Смещение

Второй механизм цензуры — смещение. Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком.

Видевший  сон извлекает даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первой пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме предпочтение.

Другому снится, что его  брат застрял в  ящике. Первая мысль заменяет слово ящик шкафом, а вторая дает этому толкование: брат ограничивает себя.

Вторичная обработка

Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением — результат вторичной обработки. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое — ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности.

Символы

Кроме всего  вышеперечисленного, существует ещё  один способ представить в явном  сновидении элементы скрытого. Это замещение скрытого элемента символом.

Символы, в отличие  от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для  разных людей) и устойчивое значение. Символы встречаются не только в сновидениях, но и в сказках, мифах, обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидених символами, ограниченно.

Толкование символов

  • Человек. Символ человека в целом — дом. «Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин; дома с выступами и балконами, за которые можно держаться, — женщин».
  • Родители. Символы родителей — «император и императрица, король и королева или другие представительные лица».
  • Дети, братья, сёстры. Дети, братья и сестры символизируются маленькими зверенышами, паразитами.
  • Рождение. «Рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают или тебя спасают из нее, что означает материнское отношение к спасаемому».
  • Умирание. Символ умирания — отъезд, поездка по железной дороге.
  • Нагота. Символ наготы — одежда вообще и форменная одежда в частности.
  • Мужские половые органы. Многообразны символы мужских гениталий: это число 3; предметы, похожие на мужской член по форме — палки, зонты, шесты, деревья и т. п.; предметы, имеющие способность проникать внутрь и ранить — ножи, кинжалы, копья, сабли, огнестрельное оружие (ружья, пистолеты, револьвер); предметы, из которых льется вода — водопроводные краны, лейки, фонтаны; предметы, обладающие способностью вытягиваться в длину — висячие лампы, выдвигающиеся карандаши и т. д.; инструменты — пилочки для ногтей, молотки и т. п.; предметы, имеющие способность подниматься — воздушный шар, аэроплан; менее понятны причины, по которым мужскими сексуальными символами стали некоторые пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего змеи, а также шляпа и пальто; кроме того, мужской половой орган может символизироваться каким-нибудь другим органом — ногой или рукой.
  • Женские половые органы. Символами женских половых органов выступают «предметы, обладающие свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя» — шахты, копи и пещеры, сосуды и бутылки, коробки, табакерки, чемоданы, банки, ящики, карманы и т. д.
    • Матка. «Многие символы имеют больше отношения к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома, двери и ворота становятся символами полового отверстия. Материалы тоже могут быть символами женщины, дерево, бумага и предметы, сделанные из этих материалов, например, стол и книга. Из животных несомненными женскими символами являются улитка и раковина; из частей тела рот как образ полового отверстия, из строений церковь и капелла».

Последние годы жизни

В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии (аншлюса) и последовавшим за этим гонением на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в гестапо, Фрейд принял решение покинуть Третий рейх. Однако власти не торопились выпускать его из страны. Он был вынужден не только подписать унизительную благодарность гестапо «за ряд добрых услуг», но и выплатить правительству рейха баснословный «выкуп» в 4000 долларов за право покинуть Германию. Во многом благодаря хлопотам и связям принцессы греческой и датской Мари Бонапарт — пациентки и ученицы Фрейда — ему удалось сохранить жизнь, и вместе с женой и дочерью эмигрировать в Лондон. Две сестры Фрейда были высланы в концентрационный лагерь, где погибли в 1942 году.

Мучительно страдая  от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд умер 23 сентября 1939 года.

.

Информация о работе Зигмунд Фрейд