Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:16, контрольная работа
Человек по свое природе активен. Он является творцом и созидателем не зависимо от того, каким видом труда он занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатство духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.
1. Введение………………………………………………………………3 стр.
2. Сознание человека……………………………………………………4 стр.
3. Деятельность и ее виды………………………………………………
4. Деятельность в формировании сознания
5. Заключение
6. Список литературы
ФЕДЕОАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Челябинский государственный педагогический университет
( ГОУ ВПО) «ЧГПУ»
Отделение
заочного образования
Факультет
коррекционной педагогики
Контрольная работа
По общей психологии
«Значение
деятельности в формировании сознания»
Выполняла студентка группы 152/42
Специальность «Логопедия»
Калинина
Е.П.
Проверил: Савельев В.А.
Ассистент кафедры
педагогики
и психологии к.д.н.
Челябинск
2011
План
Введение
Человек по свое природе активен. Он является творцом и созидателем не зависимо от того, каким видом труда он занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатство духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.
Мы
рассматриваем деятельность, как
форму сознания. Сознание не просто
участвует в деятельности, оно
развивается в ней через
Деятельность
– категория социальная. Животным
доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся
как биологическое
Благодаря деятельности происходят изменения в психики человека и внутри психики развиваются психические процессы, которые подготавливают переход к новой высшей ступени развития.
1.Сознание человека.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное
представление и
воображение действительности
— вторая важная психологическая
характеристика сознания. Она, как и сознание
в целом, тесным образом связана с волей.
О сознательном управлении представлениями
и воображени
говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек , передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.
Обмениваясь
друг с другом разнообразной информацией,
люди выделяют в сообщаемом главное.
Так происходит абстрагирование, т.е.
отвлечение от всего второстепенного,
и сосредоточение сознания на самом существенном.
Откладываясь в лексике, семантике в понятийной
форме, это главное затем становится достоянием
индивидуального сознания человека по
мере того, как он усваивает язык и
научается пользоваться им как средством
общения и мышления. Обобщенное отражение
действительности и составляет содержание
индивидуального сознания. Вот почему
мы говорим о том, что без
языка и речи сознание
человека немыслимо.
2.Деятельность и ее виды.
Человек по свое природе активен. Он является творцом и созидателем не зависимо от того, каким видом труда он занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатство духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.
Деятельности
– категория социальная. Животным
доступна, лишь жизнедеятельность, проявляющая
как биологическое
Для жизни категория деятельности, имеет большое и фундаментальное значение: без деятельности нет развития человечества.
Виды деятельности различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: общение, игру, учение и труд.
Общение
- как вид деятельности, направленной на
обмен информацией между общающимися
людьми. Общаясь, человек мыслит, логично
выстраивает свою речь. Работаю и развиваются
психические процессы т.е. идет деятельность
в сознании, что помогает нам общаться.
Чем больше мы читаем ( память ), запоминаем
информации, воспринимаем окружающий
природу , мир ( восприятие), знакомимся
с новыми людьми, явлениями, предметами
( внимание и память ), тем больше мы интеллектуально
развиты, и это тоже сознание обогащенное
благодаря деятельности.
Игра — практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения» (Платон (427 − 347 до н. э.))
Благодаря
игре у ребенка происходят изменения
в психике и внутри психики
развиваются психические
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Труд
- особое место в системе человеческой
деятельности. Труд сделал из обезьяны
человека. В труде развиваются и формируются
способности человека, его характер, личность
в целом. Любой труд - это деятельность.
Труд совершенствует знания, умения и
навыки, что в свою очередь откладывается
в сознании. И это опять доказывает, что
без деятельности нет развития человеческому
сознанию.
3. Значение деятельности в формировании сознания.
В сознании неотъемлемой частью является деятельность. Без игры, труда, учения, без другой любой деятельности нет развитию психическим процессам: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Но
оказывается, что психические процессы
не просто участвуют в деятельности,
они в ней развиваются и
сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы.
Информация о работе Значение деятельности в формировании сознания