Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:59, курсовая работа
Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с личностью человека. Задача – дать характеристику и классификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.
Введение ……………………………………………………………………стр 3-4
Глава I. Человеческие эмоции и особенности их проявлений ………….стр 5
1.1 Характеристика эмоций……………………………………………...стр 5-7
1.2 Классификация эмоций……………………………………………….стр 7-13
1.3 Теория Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда…………………...……..стр 13-14
Глава II Значение эмоций в жизни человека………………………...….…стр 15
2.1 Связь эмоций и потребностей человека……………………...…….стр 15-16
2.2 Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности……………....стр 16-20
2.3 Совесть………………………………………………………………..стр 20-22
2.4 Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве……стр 22-24
2.5 Роль эмоций во взаимоотношениях людей……………………….стр 24-26
Заключение…………………………………………………………….…стр 27-28
Список литературы…………………
2.3 Совесть
Вопрос
о связи эмоциональных
Вина, в
соответствии с теорией дифференциальных
эмоций, играет ключевую роль в процессе
развития личной и социальной ответственности,
в процессе становления совести.
Развитие вины и становление совести
– важнейшие этапы
2.4 Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно, в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Реализация замысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Иногда этот материал собирается «впрок», иногда – это специальная работа по собиранию материалов для осуществления определённого замысла. При накоплении материалов, собираемых впрок, они либо просто впитываются и как бы отлёживаются и зреют, либо же специально фиксируются (зарисовки художника). На основе наблюдения и отчасти своеобразного экспериментирования происходит и процесс обобщения. Художник должен выявить общее в форме образа, и притом такого, в котором была бы сохранена индивидуальность. Образ, в котором утрачена индивидуальность, был бы просто схемой, а не живым художественным образом. Для того чтобы в образе отобразить замысел, идею и композицию художественного произведения, необходимо преобразовать те впечатления, которые доставляет художнику внимательное наблюдение. Для этого необходимо творческое воображение художника с многообразными, в процессе творчества вырабатывающимися приёмами и способами преобразования. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путём нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
Настоящий
художник не только располагает техникой,
необходимой для того, чтобы изобразить
то, что он видит, но он и видит
по-иному, чем художественно
Интерес играет важнейшую роль в развитии артистических и эстетических форм деятельности. Для того чтобы стать художником, артистом, человек с раннего детства должен быть заинтересован в формировании и развитии соответствующих навыков. Маслоу, говоря о творческой деятельности, пишет: «Вдохновенный творец живёт настоящим, для него не существует ни прошлого, ни будущего. Он полностью погружен в предмет, он очарован и поглощен сиюминутным, тем, что происходит здесь и сейчас, объектом творчества (Маслоу, 1971).
Это состояние полного погружения, поглощенности, захваченности является, несомненно, следствием интенсивного интереса или возбуждения. Маслоу говорит о двух стадиях творчества – о первичной и вторичной. Первичную стадию отличают импровизация и вдохновение. На этой стадии человеком движет интенсивная эмоция интереса – возбуждения. Вторичная стадия – это разработка или развитие исходного вдохновения, идеи, озарившей человека в момент сильного возбуждения; она требует от человека самодисциплины и тяжёлого, упорного труда. Есть много людей, способных к первичной стадии творчества, к вдохновению, но лишь немногие способны к материальному его воплощению. Если первичная креативность – импровизационная стадия творчества – характеризуется возбуждением, то вторичная креативность, предполагающая разработку и развитие первоначального творения, должна характеризоваться умеренным уровнем интереса. На этой стадии интерес должен быть достаточно сильным и устойчивым, чтобы человек мог противостоять усталости и негативным эмоциям. Тяжёлой, рутинной работе, связанной с доведением продукта творчества до желаемого совершенства, неизбежно сопутствуют периоды подавленности и страха, когда у человека опускаются руки, когда он остро ощущает своё одиночество, свою изолированность. Именно в такие периоды господства отрицательных эмоций, мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий, встающих на пути творческой личности.
2.5 Роль эмоций во
Много интересных наблюдений красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот, что в своё время писал Спиноза: «Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и… относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого…».
«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или ещё более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому…»
«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был этот эффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом…»
«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти, и наоборот, может быть уничтожена любовью…»
«Ненависть, совершенно побеждённая любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем, если бы ненависть ей вовсе не предшествовала…»
Последнее
особое человеческое чувство, которое
характеризует его как
Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего ни кем не может быть замещён, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.
Заключение
В моей работе описаны основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций имеет внутри себя подвиды, а они в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам – например , по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе. По воздействию на организм эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, а вторые - расслабляют, подавляют. Кроме того эмоции делят на низшие и высшие, а так же по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди). Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности. Переживание эмоций по определению не может быть бессознательным, это всегда в большей или в меньшей степени осознаваемый опыт. В силу того, что чувственный компонент относится к сфере сознательного опыта и является наиболее доступным аспектом эмоционального процесса и играет непосредственную роль в организации когнитивных (познавательных) процессов и поведения человека. Совокупность человеческих чувств – это, по существу, совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.
Таким образом,
в своей курсовой работе обращаясь
к психологическим
Литература
1. Крылов А. Психология. – Учеб. М.: Проспект, 1999
2. Бернс Д. Тайна настроения. – М: Рипол классик, 1997
3. Рогов Е. Общая психология. – М.: Владос, 2004
4. Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний//Психология эмоций: Тексты. – М.; 1984 – С 108
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2003
6. Милнер П. Физиологическая психология. –Пер. с англ. – М: Мир 1973
7. Немов Р. Психология: в 3 т., М.: Владос, 2002
8. Изард К. Психология эмоций: пер с англ., Питер, 1999
9. Маклаков А. Общая психология. Питер, 2004
10. Годфруа Ж. Что же такое психология: в 2 т. – М.: Мир, 1996