Значение темперамента в изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:37, реферат

Описание

Свойства, темперамента отличаются от мотивов и отношений личности и черт характера. Отличается темперамент и от способностей. Следовательно, к темпераменту, относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, они внешне спокойны, уравновешены, даже медлительны, они редко смеются, взгляд их строг и холоден, движения скупы и целесообразны.

Содержание

Понятие темперамент.
Свойства темперамента
Типы темперамента
Общая характеристика холерика
Общая характеристика сангвиника
Общая характеристика флегматика
Общая характеристика меланхолика
Влияние каждого из типов темперамента на обучение, в частности иностранного языка
Выводы

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 32.38 Кб (Скачать документ)

Флегматик — человек с  сильной,  уравновешенной,  но  инертной  нервной системой,  вследствие  чего  реагирует   медленно,   неразговорчив,   эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить,  развеселить);  обладает  высокой работоспособностью,  хорошо   сопротивляется   сильным   и   продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать  в  неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться  от выработанных навыков и стереотипов, не  любит  менять  привычки,  распорядок жизни,  работу,  друзей,  трудно  и  замедленно  приспосабливается  к  новым условиям. Настроение  стабильное,  ровное.  И  при  серьезных  неприязностях флегматик остается внешне спокойным.

Флегматик: 1) спокоен и хладнокровен; 2) последователен и обстоятелен  в делах; 3) осторожен и рассудителен; 4) умеет ждать; 5) молчалив и не любит  попусту болтать; 6) сдержан и терпелив; 7) доводит начатое дело до конца; 8) не растрачивает попусту сил; 9) строго придерживается выработанного распорядка жизни и системы в работе; 10) легко сдерживает порывы; 11) маловосприимчив  к одобрению и порицанию; 12) незлобив, проявляет снисходительное отношение  к колкостям в свой адрес; 13) постоянен  в своих интересах и отношениях; 14) медленно включается в работу и  переключается с одного дела на другое; 15) ровен в отношениях со всеми; 16) с трудом приспосабливается к  новой обстановке; 17) обладает выдержкой ; 18) любит основательно обдумать решение.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий  повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а  сильный  раздражитель  уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика»,  поэтому  в стрессовых ситуациях  (экзамен,  соревнования,  опасность  и  т.  п.)  когут ухудшиться результаты деятельности меланхолика  по  сравнению  со  спокойной привычной  ситуацией.  Повышенная  чувствительность  приводит   к   бистрому утомлению и падению работоспособности (требуется  более  длительный  отдых).

Незначительный  повод  может  вызвать   обиду,   слезы.   Настроение   очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять  внешне  свои чувства,  не  рассказывает  о  своих  переживаниях,   хотя   очень   склонен отдаваться  переживаниям,  часто  грустен,  подавлен,   неуверен   в   себе, тревожен,  у  него  могут  возникнуть  невротические  расстройства.  Однако, обладая  высокой  чувствительностью  нервной  системой,  они   часто   имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек  обычно живет сложной и напряженной  внутренней жизнь, придает большое  значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и  ранимой душой. Такой человек  нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что  не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить  данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно  от него самого не зависит.

Меланхолик: 1) стеснителен и застенчив; 2) теряется в новой обстановке; 3) затрудняется установить контакт с  незнакомыми людьми; 4) не верит в  свои силы; 5) легко переносит одиночество; 6) чувствует подавленность и растерянность  при неудачах; 7) склонен уходить  в себя; 8) быстро утомляется; 9) обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся  до шепота; 10) невольно приспосабливается  к характеру собеседника; 11) впечатлителен  до слезливости; 12) чрезвычайно восприимчив  к одобрению и порицанию; 13) предъявляет  высокие требования к себе и окружающим; 14) склонен к подозрительности и  мнительности; 15) болезненно чувствителен и легко раним; 16) чрезвычайно  раним; 17) скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями; 18) малоактивен и робок; 19) безропотно покорен; 20) стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

Существуют и выделяются исследователями  и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей младших  школьников в протекании речевых  и мыслительных процессов, а также  в специфике внимания.

Сангвиник ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто  тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует  на все новое, интересное. Но его  увлечения не всегда постоянны и  устойчивы -- увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому  легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет  большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю -- разговаривает  с соседями, зевает. Призвать его  к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ -- заинтересовать его. Не любит кропотливых  занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для  этого у них имеется соответствующий  запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может  спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики  чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. Д.

Холерик выделяется среди сверстников  своей порывистостью. Движения его  быстрые и живые. Во время занятия  постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя  готов ответить не подумав, и поэтому  часто отвечает невпопад. Говорит  громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время  бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень  вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной  мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан  и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений  проявляет уверенность, упорство. Его  интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают  с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная  работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности  он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с  увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой  силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

Флегматика отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы  не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его  растормошить, развеселить. Больше всего  любит занятия по математике. Его  привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит  из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей  этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю  трудно добиться у них выразительности  при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется  устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью  и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает  самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов  отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его  спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты- редкие, неэнергичные.

Меланхолик на занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно  что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики- ученики со слабым типом  нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим  голосом. Внимание такой ребенок  может сосредоточить только при  отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики  сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как  правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

В изучении иностранных языков, меланхолики  часто не контролируют свои эмоции, страх и паника полностью владеют  ими и от этого появляется большая  рассеяность и неуверенность  в себе. Людям, преобладающим таким  темпераментом, лучше всего заниматься с репетитором, нежели в группе. Так  как на индивидуальных занятиях им будет легче раскрыться.

Таким образом, в процессе процессе иностранного языка темперамент  имеет большое значение. Можно предположить,  что  обозначенные  свойства  внимания играют особую  роль  в  усвоении  иностранного  языка.  Ученику  важно  бать сосредоточенным,  правильно  выделять  слова  и   вычленять   грамматические структуры, уметь переключать свое внимание с  одного  вида  деятельности  на другой.

На процесс усвоения  знаний  могут  оказати влияние  такие  его  свойства  как:   скорость   восприятия,    длительность сосредоточения внимания, психический темп  и  ритм.  Не  менее  важную  роль могут   играть  также  направленность  психической  деятельности,  например, экстраверт,  стремится  к  новым  контактам,   к   общению   с   людьми,   и эмоциональная окраска речи, например, выраженность эмоций при общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.   Артемов   В.А.   Психология   обучения    иностранному    языку,    М.;

Просвещение,1969.

2. Ауэрбах Т.Д. Зачем и как изучать иностранный язык, М.; Знание,1961.

3. Беляев Б.В.   Очерки  по  психологии  обучения  иностранному  языку.  М.;

Просвещение, 1965.

4. Беляев Б.В. Психология владения иностранным языком;  Докт.  Диссертация,

МГПИИЯ, 1960, стр. 552.

5.  Зимняя  И.А.  Психология  обучения  иностранному  языку в школе.   М.;

Просвещение,1991.

6. Крутецкий В. М. Лекции по психологии, М.; 1987

7. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973

8. Немов Р.С. Психология, т. 2, М.; Владос, 1999.

9. http://www.langhouse.com.ua

10. http://works.tarefer.ru

11. http://100pudov.com.ua

 

 


Информация о работе Значение темперамента в изучении иностранного языка