Значение труда в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:34, статья

Описание

На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение.

Работа состоит из  1 файл

Значение труда в жизни человека и общества.doc

— 40.00 Кб (Скачать документ)

Значение труда  в жизни человека и общества 

 

 

 

На первый взгляд ответ на вопрос о том, что  считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной  литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение.

В экономической  литературе доперестроечного периода  широко распространенным являлось определение  труда, которое дал К. Маркс. Труд - "это процесс совершающийся  между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости”. Это определение не утратило своего значения по настоящее время, и  его использует большинство экономистов (в том числе и автор).

Труд как  всеобщее условие обмена веществ  между человеком и природой, представляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают сферу своей трудовой деятельности. Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя. 

 

“Труд”  и “работа” не являются понятиями  равнозначными или тождественными. Труд по своей природе является общественным трудом, благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастностью человека к общественным результатам. Ведь конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом.  Поэтому труд присущ только человеку. “Работа” - понятие физическое. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах (кг, метрах, штуках и т.д.). 

 

Обязательными элементами труда являются:

Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная  производительная сила общества.

Средства  производства, которые состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д. Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.).

“Процесс  труда” - есть процесс объединения  и потребления рабочей силы и  средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение трех его основных элементов, а органическое их единство, решающий фактор которого человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда.  Результатом процесса труда является продукт труда. 

 

Труд - это  деятельность человека обладающая следующими свойствами:

1. Осознанностью действий. Это означает, что человек, прежде чем начать трудиться создает в своем сознании проект, т.е. мысленно идеально представляет результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Не осознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Для иллюстрации этого К. Маркс образно сравнивал труд архитектора и пчелы. Он писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия интуитивно.

2. Целесообразностью действий.  После того как создан проект человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, из каких ресурсов, какой технологией.

3. Результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно полезный результат, поэтому труд должен обладать следующим свойством.

4. Общественной полезностью  действий. Люди производят блага не в одиночку, изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой, производя продукт для себя и для общества.

5. Энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.

 

 

 

Чтобы существовать, человек должен не только познавать окружающий мир, но и изменять его, заниматься трудовой деятельностью. 
«Труд,— писал Маркс,— есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой... Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу». 
Труд представляет собой деятельность, целью которой является создание общественно полезного продукта, материального или духовного (к последнему относятся, например, произведения искусства). Труд тесно связан с познавательной деятельностью, так как любая работа требует знаний и опыта. Труд людей, как правило, имеет общественный характер. 
В трудовой деятельности проявляются качества личности, особенности психических процессов и свойства человека. Вместе с тем труд является главным средством совершенствования этих процессов и формирования качеств личности. Благодаря трудовой деятельности у человека развиваются мышление, способности, интересы, приобретаются знания, умения и навыки, укрепляется воля, формируется характер. 
Труд вызывает различные чувства, в зависимости от объективных условий, в которых человек работает. При капитализме трудящиеся, чтобы не умереть с голоду, принуждены продавать свою рабочую силу владельцам земли, фабрик и заводов. При социализме каждый трудится для себя и общества, ради благополучия всех его членов, и отношение к труду у человека иное. 
О радостных переживаниях, которые дает труд, в особенности успешный, говорят представители всех профессий. Недаром поэт В. Я. Брюсов писал: 
Великая радость — работа 
В полях, за станком, за столом! 
Работай до жаркого пота, 
Работай без лишнего счета, 
Все счастье земли — за трудом! 
Посильная физическая и умственная работа, проводимая ради разумно поставленной цели, благоприятно влияет на здоровье и психику человека, делает его жизнерадостным, уравновешенным, создает у него хорошее внутреннее состояние, повышает общий жизненный тонус, способствует долголетию. 
Академик И. П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т. е. соединял голову с руками». 
С. П. Королев, Главный конструктор космических кораблей, тоже увлекался физической работой. Дом, в котором он жил, окружали фруктовый сад и кусты роз. В книге «Дорога в космос» Юрий Гагарин писал о Королеве: «Всю эту пышную растительность он посадил своими руками. Он любил запахи взрыхленной почвы... Любил физический труд, часто с лопатой в руках копался в земле».


Информация о работе Значение труда в жизни человека и общества