Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:34, статья
На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение.
Значение труда в жизни человека и общества
На первый взгляд ответ на вопрос о том, что считать трудом очевиден, ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако, в специальной литературе нет четкого однозначного определения понятия труда. В русском языке под словом труд понимается несколько значений: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение.
В экономической литературе доперестроечного периода широко распространенным являлось определение труда, которое дал К. Маркс. Труд - "это процесс совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости”. Это определение не утратило своего значения по настоящее время, и его использует большинство экономистов (в том числе и автор).
Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают сферу своей трудовой деятельности. Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.
“Труд”
и “работа” не являются понятиями
равнозначными или
Обязательными элементами труда являются:
Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества.
Средства производства, которые состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д. Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.).
“Процесс труда” - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение трех его основных элементов, а органическое их единство, решающий фактор которого человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда.
Труд - это деятельность человека обладающая следующими свойствами:
1. Осознанностью действий. Это означает, что человек, прежде чем начать трудиться создает в своем сознании проект, т.е. мысленно идеально представляет результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Не осознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Для иллюстрации этого К. Маркс образно сравнивал труд архитектора и пчелы. Он писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия интуитивно.
2. Целесообразностью действий. После того как создан проект человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает: как эти продукты надо производить, из каких ресурсов, какой технологией.
3. Результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно полезный результат, поэтому труд должен обладать следующим свойством.
4. Общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой, производя продукт для себя и для общества.
5. Энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.
Чтобы существовать, человек
должен не только познавать окружающий
мир, но и изменять его, заниматься трудовой
деятельностью.
«Труд,— писал Маркс,— есть
прежде всего процесс, совершающийся между
человеком и природой... Для того чтобы
присвоить вещество природы в форме, пригодной
для его собственной жизни, он приводит
в движение принадлежащие его телу естественные
силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя
посредством этого движения на внешнюю
природу и изменяя ее, он в то же время
изменяет свою собственную природу».
Труд представляет собой
деятельность, целью которой является
создание общественно полезного продукта,
материального или духовного (к последнему
относятся, например, произведения искусства).
Труд тесно связан с познавательной деятельностью,
так как любая работа требует знаний и
опыта. Труд людей, как правило, имеет общественный
характер.
В трудовой деятельности
проявляются качества личности, особенности
психических процессов и свойства человека.
Вместе с тем труд является главным средством
совершенствования этих процессов и формирования
качеств личности. Благодаря трудовой
деятельности у человека развиваются
мышление, способности, интересы, приобретаются
знания, умения и навыки, укрепляется воля,
формируется характер.
Труд вызывает различные
чувства, в зависимости от объективных
условий, в которых человек работает. При
капитализме трудящиеся, чтобы не умереть
с голоду, принуждены продавать свою рабочую
силу владельцам земли, фабрик и заводов.
При социализме каждый трудится для себя
и общества, ради благополучия всех его
членов, и отношение к труду у человека
иное.
О радостных переживаниях,
которые дает труд, в особенности успешный,
говорят представители всех профессий.
Недаром поэт В. Я. Брюсов писал:
Великая радость — работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли — за трудом!
Посильная физическая и
умственная работа, проводимая ради разумно
поставленной цели, благоприятно влияет
на здоровье и психику человека, делает
его жизнерадостным, уравновешенным, создает
у него хорошее внутреннее состояние,
повышает общий жизненный тонус, способствует
долголетию.
Академик И. П. Павлов писал:
«Всю мою жизнь я любил и люблю умственный
труд и физический и, пожалуй, даже больше
второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным,
когда в последний вносил какую-нибудь
хорошую догадку, т. е. соединял голову
с руками».
С. П. Королев, Главный конструктор
космических кораблей, тоже увлекался
физической работой. Дом, в котором он
жил, окружали фруктовый сад и кусты роз.
В книге «Дорога в космос» Юрий Гагарин
писал о Королеве: «Всю эту пышную растительность
он посадил своими руками. Он любил запахи
взрыхленной почвы... Любил физический
труд, часто с лопатой в руках копался
в земле».
Информация о работе Значение труда в жизни человека и общества