Антропогенное воздействие на атмосферу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть вопросы антропогенного воздействия на атмосферу.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности загрязнения атмосферы
1.1. Классификация источников загрязнения атмосферы
1.2. Основные загрязняющие атмосферу вещества
1.3. Влияние антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека
Глава 2. Нормирование антропогенного воздействия на атмосферу
2.1. Принципы экологического нормирования
2.2. Основные понятия и методика установления предельно допустимых концентраций (ПДК) в атмосфере
2.3. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
2.4. Проблема контролирования выброса в атмосферу загрязняющих веществ, промышленными предприятиями
Глава 3. Глобальные проблемы загрязнения атмосферы и пути их решения
3.1. Парниковый эффект
3.2. Разрушение озонового слоя
3.3.Выпадение кислотных дождей
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3.docx

— 127.54 Кб (Скачать документ)

Основным критерием установления нормативов ПДК для оценки качества атмосферного воздуха является воздействие содержащихся в воздухе загрязняющих примесей на организм человека.

Для оценки качества атмосферного воздуха  установлены две категории ПДК: максимально разовая (ПДКм.р)и среднесуточная(ПДКс.с).

ПДКм.р - основная характеристики опасности вредного вещества, установлена для предупреждения рефлекторных реакций у человека при кратковременном воздействии атмосферных примесей. По этому нормативу оцениваются вещества, обладающие запахом или воздействующие на отдельные органы чувств.

ПДКс..с – установлена для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека. Оцениваемые по этому нормативу вещества обладают способностью временно или постоянно накапливаться в организме человека.

К началу 1999 года по нормативам ПДК  оценивалось около 1000 веществ, однако к этому количеству ежегодно прибавляются десятки новых, малоизученных веществ, большинство из которых вредны для человека, животных и растений. Перечень веществ, содержание которых нормируется, следовательно, постоянно пополняются. Установлены временные нормативы ПДК загрязняющих веществ в воздухе для древесной растительности (ПДКл).

Если вещества оказывают вредное  влияние на окружающую среду в  меньших концентрациях, чем на человека, то при нормировании исходя из порога действия этого вещества на окружающую среду. Воздействие веществ, для которых не установлены ПДК, оценивается по ориентировочному безопасному уровню воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ) - временный гигиенический норматив для загрязняющего атмосферу вещества.

Нормативы ПДК для атмосферного воздуха являются единичными для  территории отдельно взятой страны, установленные в других странах ПДК, могут отличаться. Например, в США установлена предельно допустимая концентрация для SO2-0,75 мгм3,а в Украине –0,5 мгм3.Установленные нормы в каждой стране регулируются международными организациями по охране здоровья, окружающей среды и различными международными организациями. Для зон санитарной охраны, курортов и зон отдыха ПДК установлены на 20% меньше, чем для жилых регионов.

Нарушение установленных норм преследуется законом, предусматривающим определенное наказание. Такие законы существуют в каждой стране, поскольку

установлено, что постоянное превышение допустимой концентрации хотя бы одного из нормируемых веществ, приводит к повышению заболеваемости в 1,7 раз, а в некоторых возрастных группах – до трех раз. Загрязнение атмосферы оказывает также непосредственное влияние на сооружения и декоративные украшения, памятники, и.т.д. В соответствии с нормативно-технической документацией нормирование качества окружающей среды совершается с целью установления предельно допустимых норм влияния на окружающую среду, которое гарантирует экологическую безопасность и сохранение генетического фонда, обеспечивает рациональное использование и восстановление природных ресурсов при условии стойкого развития хозяйственной деятельности.

В нашей стране нормативы предельно  допустимой концентрации разрабатываются  и утверждаются органами санитарно-эпидемиологической службы и государственными органами в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды  являются едиными для всей территории РФ. С учетом природноклиматических  особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий для них могут быть установлены  нормативы предельно допустимой концентрации, отражающие особые условия.

При одновременном присутствии  в атмосфере нескольких вредных  веществ однонаправленного действия сумма отношений их концентраций к ПДК не должна превышать единицу, однако это выполняется далеко не всегда18.

ГОСТ 12.2.3.02-78 определяет, что предельно  допустимый выброс вредных веществ  в атмосферу (ПДВ) устанавливается  для каждого источника загрязнения  атмосферы19. Таким образом, выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создают приземную концентрацию, превышающую их ПДК, как для населения, так и для растительного и животного мира.

Значения ПДВ устанавливаются  во всех видах проектной документации на строительство новых и реконструкцию  существующих предприятий. ПДВ устанавливается  как для строящихся, так и для  действующих предприятий.

Величина предельно допустимого  выброса (ПДВ) вредных веществ является одним из основных показателей экологической  безопасности предприятий. Если на участке  строительства (реконструкции) предприятия  сумма фонового загрязнения атмосферы  и приземных концентраций, создаваемых  выбросами данного предприятия, выше ПДКм.р. - строительство (реконструкция) не разрешается органами экологической и санитарной инспекций. Чем сильнее фоновое загрязнение воздуха на участке строительства, тем меньше величина ПДВ для проектируемого предприятия. Если Сф > = ПДКм.р. - строительство (реконструкция) не разрешается.  

Значения  ПДКм.р. и ПДКс. с  для наиболее часто встречающихся в атмосферном воздухе примесей приведены в таблице 2.

В правой крайней графе таблицы  приведены классы опасности веществ:

1-чрезвычайноопасные

2-высокоопасные

3- умеренноопасные

4 - малоопасные. 

Эти классы разработаны для условий непрерывного вдыхания веществ без изменения  их концентрации во времени. В реальных условиях возможны значительные увеличения концентраций примесей, которые могут  привести в короткий интервал времени  к резкому ухудшению состояния  человека.

Таблица 2.

 Предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест

Вещество

ПДК, мг/м3

Класс опасности вещества

максимальная разовая

средняя суточная

 

Азота диоксид

0,085

0,04

2

Серы диоксид

0,5

0,05

3

Углерода оксид

5,0

3,0

4

Пыль (взвешенные вещества)

0,5

0,15

3

Аммиак

0,2

0,04

4

Кислота серная

0,3

0,1

2

Фенол

0,01

0,003

2

Ртуть металлическая

-

0,0003

1


В местах, где расположены курорты, на территориях санаториев, домов  отдыха и в зонах отдыха городов  с населением более 200 тыс. человек. Концентрации примесей, загрязняющих атмосферный воздух, не должны превышать 0,8 ПДК.

На предприятиях и в населенных местах, где применяют вредные вещества, должны разрабатываться и внедряться мероприятия по улучшению санитарно-технического состояния, новые прогрессивные технологии, исключающие контакт человека с вредными веществами.

 

2.3. Инвентаризация выбросов вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух

Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом «Об охране атмосферного воздуха») введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 22 «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников»:

«Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха» (в настоящее время Министерство природных ресурсов РФ, далее МПР).

Инвентаризацию  выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем «инвентаризацию») проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя).

Инвентаризация  выбросов проводится 1 раз в 5 лет.

Определение параметров источников загрязнения  атмосферы (ИЗА) должно осуществляться при регламентных загрузке и условиях эксплуатации технологического и пылегазоочистного  оборудования. Наряду с этим, параметры  ИЗА следует фиксировать и  на основных режимах работы технологического оборудования (установки) и стадиях  технологических процессов.

Для определения  количественных и качественных характеристик  выделений и выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу используются инструментальные и расчетные (балансовые, а также основанные на удельных технологических нормативах или закономерностях протекания физико-химических процессов) методы. К расчетным методам, как правило, относятся и расчетно-аналитические методы, в которых в качестве параметров расчетных формул для определения величин выброса (г/с) используются значения измеренных концентраций вредных веществ (мг/м3) в атмосферном воздухе.

Выбор методов  определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу зависит, в первую очередь, от характера производства и типа источника.

Инструментальные  методы являются превалирующими для  источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

К основным источникам с организованным выбросом относятся:

- дымовые  и вентиляционные трубы;

- вентиляционные  шахты;

- аэрационные  фонари;

- дефлекторы.

Расчетные методы применяются, в основном, для  определения характеристик источников с неорганизованными выделениями (выбросами). К ним относятся:

- неплотности  оборудования (в т.ч. работающего  при избыточном давлении);

- погрузочно-разгрузочные  работы;

- открытое  хранение сырья, материалов и  отходов;

- оборудование  и технологические процессы как  в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными  установками, так и расположенные  на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты,  резервуары хранения нефти и  нефтепродуктов и т.д.);

- пруды-отстойники  и накопители, нефтеловушки, шлако - и хвостохранилища, открытые поверхности испарения и т.п.;

- взрывные  работы;

- открытые  стоянки автотранспорта;

- передвижные  источники, эксплуатируемые на  производственной территории (автотранспорт,  тепловозы, дорожная и строительная  техника, речные суда и т.п.).

При этом могут использоваться только методики, рекомендованные в установленном  порядке к применению в перечне  или в документах, дополняющих  и корректирующих этот перечень.

При наличии  согласованных МПР (Госкомэкологии) отраслевых методических документов по инвентаризации (нормированию, контролю) выбросов выбор метода регламентируется соответствующими положениями этих документов.

Примечание: При отсутствии методов по расчету  выделений (выбросов) в атмосферу  от оборудования, расположенного в  производственных помещениях, и невозможности  проведения инструментальных измерений (по причинам технического или экономического характера) в отдельных случаях  для определения массы выделения (выброса) в качестве исходной информации используются значения ПДК рабочей  зоны и расчетные оценки воздухообмена  в данном помещении.

Многие  из часто встречающихся недостатков  при проведении работ по нормированию выбросов обусловлены недостаточностью информации в отчетах по инвентаризации выбросов, которые являются основой  для подготовки данных о параметрах выбросов при проведении расчетов загрязнения  атмосферы.

Ниже  приведены некоторые из этих недостатков.

- Не учет времени действия источника, если оно менее 20 мин. Отсутствие информации о времени непрерывного действия источника, если оно менее 20 мин. и периодичности работы источника в течение этого промежутка времени.

- Отсутствие  информации об экспозиции измерения  концентраций вредных веществ  в дымовых газах, если она  менее 20 мин. Представление в  отчетных таблицах инвентаризации данных о параметрах газ воздушной смеси, приведенных к нормальным условиям. В то время как при проведении расчетов загрязнения атмосферы в качестве исходных данных следует использовать значения этих параметров, соответствующие фактическим параметрам выбрасываемой пылегазовоздушной смеси. Наряду с этим, некоторые погрешности в определении параметров газ воздушной смеси часто связаны с не учётом концентраций содержащихся в ней паров воды.

- Отсутствие  информации о том, к каким  режимам работы технологического  оборудования или стадиям технологического  процесса относятся полученные  результаты инвентаризации.

- Отсутствие  информации о временном режиме  работы однотипного оборудования, участков и цехов предприятия,  а также стадий технологических  процессов.

Информация о работе Антропогенное воздействие на атмосферу