Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы показать, что такое биоразнообразие и насколько велика его роль в сохранении жизни на Земле.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
Раскрыть определение термина биоразнообразие
Показать какие бывают виды биоразнообразия
Выявить причины и факторы изменения биоразнообразия
Раскрыть понятие биосферные заповедники, определить их цели и задачи
1.Введение………………………………………………………………………….3
2.Понятие термина биоразнообразие……………………………………………4
3.Виды биоразнообразия…………………………………………………………7
3.1.Видовое разнообразие……………………………………………………...7
3.2. Генетическое разнообразие………………………………………………..7
3.3.Разнообразие сообществ и экосистем ……………………………………..8
4.Ключевые виды и ресурсы …………………………………………………....10
5.Измерение биологического разнообразия………………………………………12
6.Экономические и экологические аспекты разнообразия………………………14
6.1.Экономические аспекты……………………………………………………...14
6.2.Экологические аспекты………………………………………………………15
7.Причины и факторы изменения биоразнообразия в природе............................17
8.Масштабы антропогенного изменения разнообразия и его следствия.............18
9. Биосферные заповедники, их цели и задачи ……….......................………..21
10. Заключение………...................................................................................….26
11. Список литературы…………………...........................................................27
На грани исчезновения находятся животные отдельных, особенно внутренних, водоемов по причине их обмеления, загрязнения, изменения солености, кислотности воды и т. п. Так богатое в прошлом рыбой Аральское море практически потеряло свою ценность как рыбопродуктивный водоем. Не менее чем в 10—12 раз сократился вылов рыбы в Азовском и Каспийском морях. Особенно печальна судьба осетровых, для которых к названным выше причинам надо добавить чрезмерный промысел и особенно браконьерство. С середины 80-х годов осетры стали также страдать от тяжелого заболевания, выражающегося в расслоении мышечной ткани (ее дряблости), поражении печени, гибели икры от ослабления ее оболочек. Причины такого явления связываются с повышенной токсичностью вод, их обеднением кислородом, интоксикацией сине-зелеными водорослями и подкислением загрязненными дождями.
Не
будет преувеличением сказать, что
почти все крупномасштабные действия
человека имеют следствием уменьшение
разнообразия. Результатом такой деятельности
явилось, в частности, практически полное
исчезновение целых природных зон.
Человек выравнивает рельеф, выпрямляет
русла рек, осушает болота, приравнивая
их к суходолам, создает до предела упрощенные
леса как фабрики по выращиванию только
интересующих его (технически ценных)
видов деревьев. Чем современнее поселения,
тем меньше их разнообразие. Появившийся
в недавнее время термин «грусть новых
городов» - прежде всего следствие их монотонности,
предельного однообразия.
9. Биосферные заповедники, их цели и задачи
В 1970 г. на XVI сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) была принята международная программа «Человек и биосфера» - МАB («Man and Biosphere»). Эта программа утверждена в связи с возрастающим воздействием человека на окружающую природную среду. Она призвана обеспечить на основе комплексных фундаментальных исследований получение данных, необходимых для рационального использования природных ресурсов и управления процессами, протекающими в биосфере. В рамках программы создана сеть охраняемых природных территорий, называемых биосферными заповедниками.[4]
Биосферные заповедники - строго охраняемые значительные по размерам природные территории, не испытывающие прямых антропогенных воздействий. Они располагаются в наиболее типичных в природном отношении регионах Земли и образуют как бы мировую сеть эталонов биосферы до появления человека. Считается, что территория биосферного заповедника практически не испытывает локальных воздействий преобразованных человеком окружающих ландшафтов. Главное предназначение биосферных заповедников - сохранение в естественном виде природных экосистем и их генофонда, а также постоянный и всесторонний контроль за состоянием и ходом различных изменений, протекающих в биосфере (экологический мониторинг).[4]
Эти заповедники от обычных отличаются тем, что имеют международный статус и используются для слежения за изменением биосферных процессов. Это один из объектов наземного экологического мониторинга. Наблюдения в пределах таких заповедников ведутся если не по единым, то по скоординированным программам. Результаты наблюдений становятся достоянием всех стран-участников программы и международных организаций, например ЮНЕСКО. Кроме наблюдений за биологическими звеньями экосистем, в том числе и посредством биоиндикаторов, постоянно регистрируются также основные показатели состояния атмосферы, воды, почв и других объектов. Как и для других наблюдений, обязательным является парность объектов. На одном из них воздействие тех или иных видов человеческой деятельности минимально (такое состояние объекта или свойственной ему среды или факторов называют фоновым). На других это действие проявляется в полной мере. Сравнение результатов этих наблюдений позволяет вычленить действие интересующего человека фактора.[3]
Биосферные заповедники выделяются по принципу представленности всех основных ландшафтов (экосистем) земного шара. Они, насколько возможно, равномерно распределены по всей поверхности Земли, включая и океаны, моря. Их размещают с таким расчетом, чтобы каждый из них давал представление о состоянии среды в определенном регионе, а в сумме это дает возможность судить об изменениях тех или иных параметров в различных частях биосферы в целом.
В
настоящее время биосферные заповедники
выделены на территориях более чем 60 стран
мира, число их превышает 300, а площадь
близка к 150 млн. га. На
территории России имеется более десятка
биосферных заповедников (Приокско-Террасный,
Тебердинский, Центрально-Черноземный,
Сихотэ-Алинский и др.). Всего на территории
России, по данным на 1991 г., имелось 75 заповедников.[3]
Основные задачи биосферных заповедников заключаются в сохранении разнообразия и целостности сообществ растений и животных в пределах природных экосистем, генетического разнообразия генофонда, проведении долгосрочных научных исследований в измененных и приближенных к естественным условиям.
Любой биосферный заповедник должен отвечать следующим основным требованиям:
1)быть
типичным эталоном данной
2)обязательно иметь редкие виды растений или животных или уникальные комплексы на своей территории;
3)представлять
пример гармонического
4)иметь
эффективную охрану территории
и прочную базу для проведения
долгосрочных научных
5)представлять
эталон (нулевую точку, точку отсчета)
Все биосферные заповедники мира проектируются по единой принципиальной схеме, обязательной для всех заповедников такого ранга. Модель биосферного заповедника включает три зоны «рис. 8.1».
В центре - ядро заповедника, в котором охраняется биологическое разнообразие животных и растений. Здесь эволюция растительных и животных видов может происходить по возможности естественным способом. Это абсолютно заповедная территория, где запрещаются все виды хозяйственной деятельности, и обеспечивается естественное развитие природных процессов. Всякое вмешательство человека, кроме проведения научных исследований, запрещено.
Вокруг ядра формируется более широкая буферная, или научно управляемая, зона. В этой охраняемой зоне частично разрешены те виды деятельности, которые совместимы с развитием устойчивых природных экосистем. Здесь ведется наблюдение за структурой и функционированием экосистемы, когда она подвергается различным видам антропогенного воздействия и использования. Чаще всего эта зона совпадает с границами заповедника.
За буферной идет охранная, или переходная, зона для снижения негативного влияния прилегающих хозяйственных территорий на природные комплексы заповедника. Режим ведения хозяйства в буферной зоне согласуется с администрацией заповедника.[4]
К
настоящему времени известно немало
примеров восстановления некоторых
видов благодаря принятым человеком
мерам по их охране. К таким видам
относится северный калан: этот морской
зверь, обитающий в основном у Командорских
островов Северо-Восточного побережья
Камчатки. В 1924 г, численность его составляла
не более 350 особей. Благодаря запрещению
промысла численность этого вида к 1980
г. достигла 25-30 тыс. особей. Другим примером
может служить зубр. Этот вид ранее обитал
на большей части Европы и на Кавказе,
но к концу 20-х годов настоящего столетия
был низведен до 48 особей. Совместными
усилиями Польши, России и Белоруссии
численность зубра доведена до 2000 особей.
Сейчас зубры содержатся не только в вольерах,
но и в свободно пасущихся стадах. Благодаря
ограничению или запрещению промыслов
удалось восстановить численность сибирского
соболя, речного бобра, лося и других видов.[3]
10.Заключение
Принадлежащая американскому экологу Смитту фраза: «В чем мы больше всего нуждаемся в настоящее время - так это в планировании против прогресса» очень образно подчеркивает преобладание чисто технических «прогрессивных» приоритетов человека над экологическими. За последние пятьдесят лет техническая революция достигла такого уровня, что 1/5 часть нашей планеты стала неблагоприятной для существования биологических видов, а еще более чем 7 тысяч видов животных и почти 60 тысяч видов растений находятся под угрозой исчезновения. Ущерб от этого для планеты опаснее военных угроз и экономической нестабильности. Я считаю, что в данной обстановке, когда идет огромная потеря видов и биологических сообществ в мире, мы должны предпринимать меры по сохранению этих видов и всей окружающей среды. Если человеческое общество вовремя поймет о том, что сохранение биоразнообразия ценнее любого его нарушения, тогда это общество и их правительства начнут предпринимать позитивные действия к решению этой проблемы.
11.
Список литературы.
1. Р. Примак. Основы сохранения биоразнообразия / Пер. с англ. Якименко О.С., Зиновьевой О.А. – М.:Издательство Научного и учебно-методического центра, 2002. -256 с.
2. Полищук Ю.М. Общая экология / Учебное пособие – Ханты-Мансийск: Югорский гос. ун-т, РИЦ ЮГУ, 2004 – 206с.
3. Н.Л. Воронков Экология общая, социальная, прикладная / Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. – М.:Лгар, 1999. - 424 с.
4. Маврищев,
В. В. Основы экологам: учебник / В. В. Маврищев.
- 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Выш. шк., 2007.
- 447 с.
Информация о работе Биоразнообразие и биосферные заповедники