Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:27, реферат
Биосферная концепция Вернадского лишена узкой биологичности и поэтому не может быть автоматически вписана только в сферу биологических наук. Это широкое междисциплинарное направление в науках о Земле и жизни, находящееся к тому же во все возрастающей связи с глобальной социологией и общественными науками. В этом и
состоит огромное значение современных комплексных биосферных знаний в науке и в глобальных биосферных прогнозах наших дней, ставших особенно острыми в условиях неконтролируемой технократической деятельности людей.
Введение
Основная часть
1. Биосфера
1.1. Характеристика и состав биосферы
1.2. Устойчивость биосферы
2. В.И. Вернадский о биосфере и “живом веществе”
3. Ноосфера
3.1. Трансформация биосферы в ноосферу
3.2. Учение В.И.Вернадского о ноосфере
4. Роль человеческого фактора в развитии биосферы
5. Экологические проблемы биосферы
Заключение
Список литературы
Идеи Н.Ф.Федорова
о расселении людей на другие планеты
развивал гениальный ученый в области
ракетостроения К.Э.Циолковский. Ему принадлежит
также ряд оригинальных философских идей.
Жизнь, по Циолковскому, вечна.
«После каждой смерти получается одно
и то же — рассеяние... Мы всегда жили и
всегда будем жить, но каждый раз в новой
форме и, разумеется, без памяти о прошлом...
Кусочек материи подвержен бесчисленному
ряду жизней, хотя и разделенных громадными
промежутками времени...»1. В этом мыслитель
весьма близок к индусским учениям о переселении
душ, а также к Демокриту.
На основании диалектической в своей основе идеи о всеобщей жизни, везде и всегда существующей посредством перемещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытался построить целостный каркас «космической философии».
Ученый
полагал, что жизнь и разум
на Земле не являются единственными
во Вселенной. Правда, в качестве доказательства
он использовал лишь утверждение о том,
что Вселенная безгранична, и считал это
вполне достаточным. Иначе, «какой бы смысл
имела Вселенная, если бы не была заполнена
органическим, разумным, чувствующим миром?».
На основании сравнительной молодости
Земли им делается вывод о том, что на других
«старших планетах жизнь гораздо более
совершенна». Более того, она активно влияет
на другие уровни жизни, включая земную.
[6, с.125]
В своей
философской этике Циолковский
сугубо рационалистичен и
Именно
таким образом Циолковский
«гуманитарной помощи». «Совершенный
мир» берет все заботы на себя. На других,
более низких по развитию планетах им
поддерживается и поощряется
«только хорошее». «Всякое уклонение ко
злу или страданиям тщательно исправляется.
Каким путем? Да, путем отбора: плохое,
или уклонившееся к дурному, оставляется
без потомства... Могущество совершенных
проникает на все планеты, на все возможные
места жизни и всюду. Эти места заселяются
их собственным зрелым родом. Не подобно
ли это тому, как огородник уничтожает
на своей земле все негодные растения
и оставляет только самые лучшие овощи!
Если и вмешательство не помогает, и ничего,
кроме страданий, не предвидится, то и
весь живой мир безболезненно уничтожается...».
К.Э.Циолковский
наиболее глубоко из современников
изучал и освещал философские
проблемы освоения космоса. Он полагал,
что Земле во Вселенной принадлежит
особая роль. Земля относится к
более поздним планетам,
«подающим надежду». Лишь небольшому числу
таких планет будет дано право на самостоятельное
развитие и мучения, в том числе и Земле.
В ходе эволюции
со временем будет образован союз
всех разумных высших существ космоса.
Сначала — в виде союза населяющих
ближайшие солнца, затем
— союза союзов и так далее, до бесконечности,
поскольку бесконечна сама
Вселенная. [6, с.128]
Нравственная,
космическая задача Земли — внести
свой вклад в совершенствование
космоса. Оправдать свое высокое
предназначение в деле совершенствования
мира земляне могут, лишь покинув Землю
и выйдя в космос.
Поэтому Циолковский видит свою личную
задачу в помощи землянам по организации
переселения на другие планеты и расселения
их по всей
Вселенной. Он подчеркивал, что суть его
космической философии заключается
«в переселении с Земли и в заселении Космоса».
Именно поэтому изобретение ракеты для
Циолковского было отнюдь не самоцелью
(как полагают некоторые, видя в нем лишь
ученого-ракетостроителя), а методом проникновения
в глубины космоса.
Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно совершенствуют природу человека и его общественную организацию. В ходе эволюции человеческий организм претерпит существенные изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное «животное-растение», искусственно перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор для его воли и независимости от среды обитания. В конце концов человечество сможет эксплуатировать все околосолнечное пространство и солнечную энергию. А со временем земное население расселится по всему околосолнечному пространству.
Идеи К.Э.Циолковского о единстве разнообразных миров космоса, его постоянном совершенствовании, в том числе и самого человека, о выходе человечества в космос заключают в себе важный мировоззренческий и гуманистический смысл.
Сегодня
уже возникают и практические
проблемы влияния человека на космос.
Так, в связи с регулярными
космическими полетами есть вероятность
непреднамеренного заноса в космос,
в частности на другие планеты, живых
организмов. Ряд земных бактерий способны
подолгу выдерживать самые экстремальные
температурные, радиационные и иные условия
существования.
Температурная амплитуда существования
у некоторых видов одноклеточных достигает
600 град. Как они себя поведут в иной неземной
среде — предсказать невозможно.
В настоящее
время человек начинает активно
использовать космос для решения
конкретных технологических задач,
будь то выращивание редких кристаллов,
сварка и другие работы. И уже
давно получили признание космические
спутники как средство сбора и передачи
разнообразной информации.
3.2. Учение
В.И. Вернадского о ноосфере
Огромное
влияние человека на природу и
масштабные последствия его деятельности
послужили основой для создания
учения о ноосфере. Термин
«ноосфера» переводится буквально как
сфера разума. Впервые его ввел в научный
оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа.
Вместе с Тейяром де
Шарденом он рассматривал ноосферу как
некое идеальное образование, внебиосферную
оболочку мысли, окружающую Землю.
Ряд ученых предлагает употреблять вместо понятия «ноосфера» другие понятия: «техносфера», «антропосфера», «психосфера», «социосфера» или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием «ноосфера» есть определенная разница.
Следует
также отметить, что учение о ноосфере
не носит пока законченного канонического
характера, которое можно было бы
принимать как некое
Очень важным в учении В.И.Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами природы».
В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.
Говоря
об эволюционном развитии мира, его
переходе в ноосферу, основатели этого
учения расходились в понимании
сущности данного процесса.
Тейяр де Шарден говорил о постепенном
переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в сферу
разума, эволюция которой подчиняется
разуму и воле человека», путем постепенного
сглаживания трудностей между человеком
и природой.
У В.И.Вернадского
мы встречаем иной подход. В его
учении о биосфере живое вещество
преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно
вмешательство человека все увеличивается,
человечество становится основной планетарной
геолого-образующей силой. Поэтому (стержень
учения Вернадского о ноосфере) человек
несет прямую ответственность за эволюцию
планеты. Понимание им данного тезиса
необходимо и для его собственного выживания.
Стихийность же развития сделает биосферу
непригодной для обитания людей. В связи
с этим человеку следует соизмерять свои
потребности с возможностями биосферы.
Воздействие на нее должно быть дозировано
разумом в ходе эволюции биосферы и общества.
Постепенно биосфера преобразуется в
ноосферу, где ее развитие приобретает
направляемый характер.
В этом и
заключаются непростой характер
эволюции природы, биосферы, а также
сложности появления ноосферы, определения
роли и места в ней человека. В. И. Вернадский
неоднократно подчеркивал, что человечество
лишь вступает в данное состояние. И сегодня,
спустя несколько десятилетий после смерти
ученого, говорить об устойчивой разумной
деятельности человека (т.е. о том, что
мы уже достигли состояния ноосферы) нет
достаточных оснований. И так будет по
крайней мере до тех пор, пока человечество
не решит глобальных проблем планеты,
в том числе экологическую. О ноосфере
правильнее говорить, как о том идеале,
к которому следует стремиться человеку.
4. Роль человеческого фактора в развитии биосферы
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и
человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства,
значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.
“...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы.
Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль”.
Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: “Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы”.
Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение.
Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте.