Биосфера, ноосфера, живое вещество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:27, реферат

Описание

Биосферная концепция Вернадского лишена узкой биологичности и поэтому не может быть автоматически вписана только в сферу биологических наук. Это широкое междисциплинарное направление в науках о Земле и жизни, находящееся к тому же во все возрастающей связи с глобальной социологией и общественными науками. В этом и
состоит огромное значение современных комплексных биосферных знаний в науке и в глобальных биосферных прогнозах наших дней, ставших особенно острыми в условиях неконтролируемой технократической деятельности людей.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Биосфера
1.1. Характеристика и состав биосферы
1.2. Устойчивость биосферы
2. В.И. Вернадский о биосфере и “живом веществе”
3. Ноосфера
3.1. Трансформация биосферы в ноосферу
3.2. Учение В.И.Вернадского о ноосфере
4. Роль человеческого фактора в развитии биосферы
5. Экологические проблемы биосферы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

экология реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

  Идеи Н.Ф.Федорова о расселении людей на другие планеты  развивал гениальный ученый в области  ракетостроения К.Э.Циолковский. Ему принадлежит также ряд оригинальных философских идей. Жизнь, по Циолковскому, вечна. 
«После каждой смерти получается одно и то же — рассеяние... Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени...»1. В этом мыслитель весьма близок к индусским учениям о переселении душ, а также к Демокриту.

  На основании  диалектической в своей основе идеи о всеобщей жизни, везде и всегда существующей посредством перемещающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытался построить целостный каркас «космической философии».

  Ученый  полагал, что жизнь и разум  на Земле не являются единственными  во Вселенной. Правда, в качестве доказательства он использовал лишь утверждение о том, что Вселенная безгранична, и считал это вполне достаточным. Иначе, «какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?». На основании сравнительной молодости Земли им делается вывод о том, что на других 
«старших планетах жизнь гораздо более совершенна». Более того, она активно влияет на другие уровни жизни, включая земную. [6, с.125]

  В своей  философской этике Циолковский  сугубо рационалистичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, Циолковский видит этот процесс следующим образом. Не имеющее границ космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили другие. Эти «совершенные» планеты, пройдя все муки эволюции и зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, примитивных пока планетах, избавлять их население от мук развития.

  Именно  таким образом Циолковский представляет себе технологию 
«гуманитарной помощи». «Совершенный мир» берет все заботы на себя. На других, более низких по развитию планетах им поддерживается и поощряется 
«только хорошее». «Всякое уклонение ко злу или страданиям тщательно исправляется. Каким путем? Да, путем отбора: плохое, или уклонившееся к дурному, оставляется без потомства... Могущество совершенных проникает на все планеты, на все возможные места жизни и всюду. Эти места заселяются их собственным зрелым родом. Не подобно ли это тому, как огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет только самые лучшие овощи! 
Если и вмешательство не помогает, и ничего, кроме страданий, не предвидится, то и весь живой мир безболезненно уничтожается...».

  К.Э.Циолковский  наиболее глубоко из современников  изучал и освещал философские  проблемы освоения космоса. Он полагал, что Земле во Вселенной принадлежит  особая роль. Земля относится к  более поздним планетам, 
«подающим надежду». Лишь небольшому числу таких планет будет дано право на самостоятельное развитие и мучения, в том числе и Земле.

  В ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала — в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем 
— союза союзов и так далее, до бесконечности, поскольку бесконечна сама 
Вселенная. [6, с.128]

  Нравственная, космическая задача Земли — внести свой вклад в совершенствование  космоса. Оправдать свое высокое  предназначение в деле совершенствования мира земляне могут, лишь покинув Землю и выйдя в космос. 
Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей 
Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается 
«в переселении с Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение ракеты для Циолковского было отнюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а методом проникновения в глубины космоса.

  Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно совершенствуют природу человека и его общественную организацию. В ходе эволюции человеческий организм претерпит существенные изменения, которые превратят человека, по существу, в разумное «животное-растение», искусственно перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор для его воли и независимости от среды обитания. В конце концов человечество сможет эксплуатировать все околосолнечное пространство и солнечную энергию. А со временем земное население расселится по всему околосолнечному пространству.

  Идеи К.Э.Циолковского о единстве разнообразных миров  космоса, его постоянном совершенствовании, в том числе и самого человека, о выходе человечества в космос заключают  в себе важный мировоззренческий и гуманистический смысл.

  Сегодня уже возникают и практические проблемы влияния человека на космос. Так, в связи с регулярными  космическими полетами есть вероятность  непреднамеренного заноса в космос, в частности на другие планеты, живых  организмов. Ряд земных бактерий способны подолгу выдерживать самые экстремальные температурные, радиационные и иные условия существования. 
Температурная амплитуда существования у некоторых видов одноклеточных достигает 600 град. Как они себя поведут в иной неземной среде — предсказать невозможно.

  В настоящее  время человек начинает активно  использовать космос для решения  конкретных технологических задач, будь то выращивание редких кристаллов, сварка и другие работы. И уже  давно получили признание космические  спутники как средство сбора и передачи разнообразной информации.  

3.2. Учение В.И. Вернадского о ноосфере 

  Огромное  влияние человека на природу и  масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин 
«ноосфера» переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де 
Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

  Ряд ученых предлагает употреблять вместо понятия «ноосфера» другие понятия: «техносфера», «антропосфера», «психосфера», «социосфера» или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием «ноосфера» есть определенная разница.

  Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического  характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное  руководство к действию. Учение о  ноосфере было сформулировано и в  трудах одного из его основателей В. И. Вернадского. В его работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после детальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В.И.Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. [1, с.76]

  Очень важным в учении В.И.Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал  и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами природы».

  В настоящее  время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и  природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

  Говоря  об эволюционном развитии мира, его  переходе в ноосферу, основатели этого  учения расходились в понимании  сущности данного процесса. 
Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека», путем постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

  У В.И.Вернадского  мы встречаем иной подход. В его  учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. 
Воздействие на нее должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

  В этом и  заключаются непростой характер эволюции природы, биосферы, а также  сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В. И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку. 
 

 

4. Роль человеческого фактора в развитии биосферы

      Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и

человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни  этого единства,

значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

      Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли.

      Но  не только природа оказывает влияние  на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы.

      “...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы.

      Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль”.

        Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: “Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы”.

      Вернадский  видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение.

      Вопрос  о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте.

Информация о работе Биосфера, ноосфера, живое вещество