Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:16, реферат
Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук. Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности воздействия различных цветов и их сочетаний на настроение и работоспособность людей.
Введение
1. Изучение цветового воздействия
2. Информационная сущность цвета
3. Психофизиологическое воздействие цвета
4. Цветовое решение производственных помещений
Список литературы
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Охрана труда
На тему : Цветовое
решение производственных и жилых помещений.
СОДЕРЖАНИЕ
:
Введение…………………………………………………………
1. Изучение
цветового воздействия………………………
2. Информационная
сущность цвета…………………………………………
3. Психофизиологическое воздействие цвета…………………………………
4. Цветовое
решение производственных
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных наук.
Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности воздействия различных цветов и их сочетаний на настроение и работоспособность людей.
Цвета, окружающие человека повсюду, вызывают у него те или иные эмоции: радость или грусть, бодрость, активность или, наоборот, утомление и т. д. Почти каждый из цветов, которыми насыщена природа, необходим для человека.
Трудовая деятельность людей большинства профессий протекает в искусственных сооружениях, частично или полностью скрывающих от него красоту многоцветного при-
родного окружения. «Разрушить» это сковывающее человека впечатление монотонности
и создать наилучшие условия труда можно с помощью цветовой отделки интерьеров
производственных помещений.
Задачи, решаемые цветом в интерьере, многочисленны и разносторонни. "Без цвета архитектура невыразительна, слепа. Потребность современного человека в цвете также велика, как потребность в свете, движении (танце) и даже в звуках. Все это - ос-
новные факторы в жизни современных людей, их современная "нервная система". В этих словах – признание за цветом способности выступать в качестве знаков оценочного характера, ориентировать человека в пространстве.
Реакция человека на цвет имеет комплексный характер и несколько аспектов; аспект физиологический, когда наше ощущение от примененной цветовой группы или отдельного цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воздействия его на наблюдателя, от условий наблюдения; аспект психологический, признающий за цветом самостоятельную и активную роль, способность вызывать ассоциации и эмоционально окрашивать реакцию человека; аспект эстетический, исходной предпосылкой которого является признание за цветом способности гармонизовать цветовую схему интерьера.
С помощью цвета в интерьерах производственных зданий можно решать не только художественно - эстетические, но и функционально-утилитарные задачи.
Функционально-
Художественное использование цвета предполагает композиционное объединение
элементов интерьера, положительное эмоциональное воздействие на работающих и корректировку пространства и пропорций помещений.
Большая польза от рациональной цветовой отделки производственного интерьера подтверждается многими фактами повышения производительности труда работающих, улучшения качества продукции и сокращения производственного травматизма. Вместе с тем цветовая отделка приводит к положительным результатам лишь в случаях, когда она решается в комплексе с другими мероприятиями, способствующими созданию оптимальных условий для работы.
1.
ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТОВОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Изучение цветового воздействия имеет многовековую историю, и нашими сегодняшними сведениями о реакциях человеческого организма на цветовые раздражения внешней среды мы обязаны как априорным данным художников и архитекторов, так и фактологическому материалу и выводам, сделанным представителями точных наук. Но не менее важной и нужной является стадия осмысления этих данных с позиций диалектического материализма, выработки основных категорий. На протяжении веков собирались и накапливались сведения о роли цвета, строилась цветовая символика. Наука в процессе развития проверила и систематизировала эти сведения, но без учета художественного и культурного наследия, без чувственного осмысления цветового воздействия были бы невозможны формирование и становление системного подхода и современная стадия использования данных о роли цвета в человеческой жизни.
Проблема цвета исключительно сложна, воздействие цвета активно и многоуровнево – все это диктует необходимость сочетания классических методов логического описания с методами точных наук, использования методов системного анализа в изучении этой проблемы с позиций марксистской диалектики.
Естественные науки накопили большой экспериментальный материал о влиянии цвета на человеческий организм. Методы оценки цветового воздействия включают опрос, использование тестовых таблиц и инструментальные замеры, так как психофизиологическая реакция человека на цвет объясняется наличием связи между цветовым зрением и вегетативной нервной системой (по данным Л. Орбели, С. Кравкова и др.). Наиболее полно изучена физиологическая составляющая этой реакции. В начале XX века появились работы М. Догеля, Тривуса, Стефанеску-Гоанга, в которых авторы указывали на существование прямой зависимости между изменениями цветового освещения и частотой и амплитудой колебания пульса человека. Стефанеску-Гоанг одним из первых провел опыты, в которых метод словесного опроса сочетался с методом измерения ряда физиологических показаний (1911). По его данным, цвета пурпурный, красный, оранжевый, желтый вызывали у человека учащение и усиление пульса, причем наиболее отчетливыми были изменения при красном цвете. Под действием зеленого, синего, голубого и фиолетового цветов наблюдалась обратная реакция, т. е. дыхание замедлялось, пульс становился слабее и реже. Также было установлено, что частота пульса у человека меняется под воздействием красного, синего и желтого цветов, причем меняется по-разному у мужчин и женщин (А. Немчич, 1970).Интересной оказалась работа К. Гольдштейна (1927). Автор изучал воздействие на человека большой, интенсивно окрашенной плоскости. Измеряя расстояние между вытянутыми вперед руками, он выяснил, что под влиянием теплых цветов, и в первую очередь красного, испытуемые раздвигали руки и, наоборот, сводили их под влиянием таких холодных цветов, как синий и зеленый. В книге "Организм" К. Гольдштейн пишет, что "цвет оказывает стимулирующее влияние на человеческий организм". По его мнению, цвет влияет на характер и скорость движений. Интуитивная оценка расстояний, временных интервалов, веса предмета неодинакова под воздействием различных цветов.
Большое количество исследований было проведено по оценке влияния средневолновой части спектра (область желто-зеленых цветов) на человеческий организм, на работу зрительного анализатора. Внутриглазное давление (по данным С. Кравкова и его сотрудников) уменьшается под влиянием зеленого цвета и увеличивается под влиянием красного.
Исследования Е. Рабкина, Е. Соколовой (1961) показали, что предварительная адаптация глаза к желтому, зеленому и белому цветам повышает работоспособность зрительного анализатора. Благотворное влияние приведенных цветов проявляется в улучшении контрастной чувствительности и цветоразличительной способности глаза, в повышении стабильности хроматического видения. Под влиянием же красного и синего цветов все перечисленные зрительные функции ухудшаются.
Ферри и Рэнд (1922) исследовали влияние цвета фона на ряд зрительных функций зрения. Результаты их работы показали, что скорость различения, острота зрения и устойчивость ясного видения наиболее высоки при желтом цвете фона.
Большой интерес представляют работы по исследованию зависимости между цветовым зрением и органами слуха, обоняния, вкуса. В своих опытах Л. Шварц (1948) выявила зависимость между предварительным нагреванием рук и повышением чувствительности к красным и понижением чувствительности к зеленым лучам. Работа Гофмана и Скальвейта (1953) содержит данные о том, что субъективная оценка температуры колеблется на 2-3° при адаптации к различным цветовым полям.
Ш. Фере, В. Шеварева, Е. Плотникова, А. Князева, Г. Каменская изучали влияние цвета на работоспособность. Работа Ш. Фере была одной из первых, в которой указывалось на зависимость между цветом света и мышечной работоспособностью. Автор провел две
Цвет Света | Данные динамометра (кГм) |
Красный
Оранжевый Жёлтый Зелёный Синий |
42
35 30 28 24 |
серии
опытов. В первой серии он с помощью
динамометра измерял демогенную
силу руки при разном цвете света и получил
данные, приведенные в табл.
1. Во
второй серии опытов Фере производил измерения
с помощью эргографа и сделал следующие
выводы: при очень кратковременной работе
красный цвет повышает производительность;
оранжевый, желтый и зеленый действуют
подобно дневному свету; синий и фиолетовый
намного снижают производительность;
прерывающееся действие цвета, т. е. отдых
в условиях белого дневного света после
труда при другом освещении, значительно
повышает производительность. Приведенные
выше работы позволили рассматривать
цвета средневолновой части спектра в
качестве "оптимальных", но это еще
не могло быть решением проблемы цветового
климата в целом. Исследования середины
ХХ века показали, что физиологические
сдвиги происходят у человека под воздействием
насыщенных и ярких цветов (Ф. Ламперт,
1968). Исследования Е. Юстовой (1948), Г. Каменской
(1967),. Н. Беляевой (1978) показали, что на цветовую
зрительную адаптацию и зрительное утомление
влияет в основном насыщенность цвета,
а не цветовой тон излучения. Некоторые
авторы, например Кетчем, высказали предположение,
что использование одних и тех же цветов,
выбранных за свои физиологические качества,
может привести к художественному однообразию.
Любой цвет, если он сравнительно темный
и насыщенный и если он к тому же находится
постоянно в поле зрения работающего человека,
способствует зрительному и общефизическому
утомлению. Поэтому очень важно учитывать
психологическую составляющую человеческой
реакции на цвет. Человеческая личность
формируется и развивается в сложном взаимодействии
с окружающей средой. Без способности
приспосабливаться к окружающей среде,
к внешним раздражениям человек не мог
бы существовать, не смог бы выжить. Цветовое
своеобразие окружающего мира сформировало
отношение человека к цвету, отклонение
от привычных цветосочетаний вызывало
тревогу, обостряло реакцию. Так сложилась
психологическая реакция человека на
красный цвет как цвет тревоги, пламени,
крови.
2.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ
ЦВЕТА
Встречающиеся в природе цвета разделяют на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета (белый, серый и черный) отличаются один от другого только светлотой. Хроматические (все цвета, кроме белого, серого и черного) отличаются друг от
друга, кроме того, по цветовому признаку.
Хроматические цвета, расположенные по кругу в спектральном порядке между фиоле товым и красным, образуют цветовой круг (рис. 2).
Цвета, находящиеся в круге рядом, образуют гармоническое сочетание, которое может
состоять из двух, трех или более цветов, а цвета, расположенные диаметрально один против другого, называют взаимно дополнительными. Оптическое смешение любой пары взаимно дополнительных цветов солнечного спектра в равном отношении теоретически дает белый цвет, а помещенные рядом, эти цвета обладают способностью усиливать друг друга. В природе встречается множество цветов и оттенков, каждому из которых иногда затруднительно найти название и дать словесную характеристику. К тому же один и тот же цвет, рассматриваемый в различных условиях освещения, цветового окружения, времени года, воспринимается по-разному. Для более точного и всестороннего определения любого цвета и оттенка, понятного и равнозначного для всех и в любых условиях, цвет характеризуется тремя параметрами: цветовым тоном (длиной волны), насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой). Несовпадение любого из этих параметров указывает, что перед нами два различных цвета. Цветовой тон, определяемый длиной волны, является основным свойством каждого хроматического цвета. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты называют насыщенностью цвета, которая зависит от степени «разбавления» спектрального цвета белым. Чем больше примеси белого, тем менее насыщенным становится цвет. Примером цветов одинакового цветового тона, но разной насыщенности может служить неравномерно выгоревшая на солнце окрашенная бумага или материя.
Цветовой тон и насыщенность характеризуют цветность объекта. Яркость цвета зависит от общего светового потока, падающего на объект. Цветовой тон и насыщенность характеризуют цвет с качественной стороны, а яркость – с количественной.
Различие между цветовыми тонами, называемое цветовым контрастом, становится более
Информация о работе Цветовое решение производственных и жилых помещений