Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 22:55, реферат
В этом реферате мы будем рассматривать одну из самых актуальных и волнующих тем на сегодняшний день. Проблема загрязнения природной среды становится столь острой как из-за объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, так и от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Парниковый эффект…………………………………………………………...4
2. Кислотные осадки……………………………………………………………...5
3. Озоновые дыры………………………………………………………………...6
4. Истощение ресурсов…………………………………………………………...7
5. Демография и продовольственная проблема………………………………...8
6. Современные антропогенные нагрузки………………………………………9
7. Варианты решения названных проблем…………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………...15
7. Варианты решения названных проблем
Говоря о возможных вариантах развития экологической ситуации на планете, наиболее осмысленным, кажется разговор о некоторых из существующих сегодня направлениях природоохранной деятельности. Иначе пришлось бы говорить исключительно об ужасах истощения природных ресурсов. В 1982 году ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1983 году в ООН была создана комиссия по окружающей среде и развитию, которая издала в 1987 году доклад "Наше общее будущее". Лейтмотивом доклада стала знаменитая фраза: "Человечество способно сделать развитие устойчивым —обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять спои потребности". Хотя как это
сделать - не разъяснялось. Характерно, что совет Римского клуба в 1989 году также квалифицировал устойчивое развитие как утопию, но "заслуживающую, чтобы к ней стремиться" Вместе с тем, совет клуба решил сменить тактику своей деятельности и перейти от обсуждения экологической проблематики к выработке Стратегии международных действий на ХХI.век. По мнению клуба, эти действия должны привести к "первой глобальной революции". Однако содержание и механизмы этой социально-
экологической революции ни в завещаниях А. Печчеи, ни в книге новых
руководителей клуба раскрыты не были. Несмотря на то, что каждая из обсуждавшихся глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками. К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести
возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и
организаций. Кроме пресловутого «Green Peace’а», отличающегося не
только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом
действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих
природоохранные акции, существует другой тип экологических организаций – структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие – типа Фонда дикой природы. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа. Кроме разного рода объединений, отстаивающих у цивилизации права постепенно
уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических проблем существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг». Международная 'Красная книга» – список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – в настоящий момент включает 5 томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги». В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов. Хотя, несомненно, - и это доказывает весь ход человеческой истории - важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт – конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека.
Заключение
Не должны оказаться пророческими слова, великого ученого-естествоиспытателя, впервые создавшего теорию развития живой природы, Жана Батиста Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания
На пороге III тысячелетия нет необходимости доказывать остроту и масштабность, а значит, и опасность сложившейся в мире экологической ситуации. Виновником экологического кризиса на Земле стал человек. Он же является как субъектом, так и объектом последнего. Никакому иному биологическому виду не удалось уничтожить столь большое число других видов, необратимо изменить экологическую ситуацию на планете. Но нельзя остановить продвижение человечества вперед, вряд ли возможен отказ от создаваемой им искусственной биосферы, от созданных им условий жизни. Что делать? Какими путями двигаться человечеству дальше? Какие приоритеты считать основными? Что важнее экология или научно – технический прогресс? Проблема выживания, проблема сохранения естественной биосферы может быть решена только путем компромиссов и поисков оптимальных решений, выход в коэволюции (совместной, взаимосвязанной эволюции биосферы и человеческого общества). Выживание человека в условиях глобального экологического кризиса, несомненно, зависит от научных знаний, внедрения в практику новых технических достижений. Но эти достижения не смогут принести ожидаемых результатов без опоры на нравственное воспитание и определенные культурные традиции. К сожалению, осознание важности экологического образования и воспитания пришло лишь в последние годы. В тоже время технократические установки настолько сильны, что выход из экологического кризиса по-прежнему ищется в привычных путях: создание «экологически чистых» производств, принятие природоохранных законов, контроль за производством и т. п., - иными словами, коль скоро экологический кризис порожден техническим прогрессом, то надо просто внести соответствующие коррективы в направление этого прогресса. Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как-то, что заключено в нем самом.
Список литературы
1. Фирсов А.С. Экология и строительное производство //А.И. Фирсов, А.Ф. Борисов – Н. Новгород. :ННГАСУ, 2007. - 105С.
2. Арустамов Э.А. Природопользование /Э.А. Арустамов, А.Е. Волошенко, Г.В. Гуськов. – М.: Дашков и К°, 2003. – 312с.
3. Горелов, А.А. Экология /А.А. Горелов. – М.: Юрайт – М.:2001 – 312.
4.Еремин, В.Г. Экологические основы природопользования /В.Г. Еремин, В.В. Сафонов, А.Г. Схиртладзе, Г.А. Харламов. Под ред. Ю.М. Соломенцева. – М.: Высшая школа, 2002.- 235с.
5. Кормилицин, В.И. Основы экологии /В.И. Кормилицин. – М.: Интерсталь, 1997.
6. Кошелев, А.А. Экологические проблемы энергетики /А.А. Кошелев, Г.В. Ташканова, Б.В. Чебаненко и др. – Новороссийск.: Найка, 1989. – 318с.
7. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек /Ю.В. Новиков. М.: ФАИР – Пресс,2002. – 552с.
8. Петров, К.М. Общая экология /К.М. Петров. СПб.: Химия, 1998.
9. Розанов, С.И. Общая экология /С.И. Разанов. – СПб. – М. – Краснодар, 2003. – 288с.
10. Цветкова, Л.И. Эколог7ия /Л.И.Цветкова, М.И. Алексеев, Ф.В. Кармазинов и др. – СПб.:АСВ, 2011.
11. Экологические основы природопользования. – М.: Высшая школа, 2002. – 253.
12.Экология: учебн. Пособие для студентов вуза /А.И.Ажгиревич [и др.]; под ред. В.В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2006. – 768с.